Бізнес
Ринки та компанії
Украинские путешественники так и не начали отдыхать на Родине
К концу года объем мирового туристического рынка сократится на 4–6%, прогнозирует Всемирная туристическая организация (UNWTO). За первые четыре месяца 2009-го количество отдыхающих в мире уменьшилось на 8% — до 247 млн человек. В Европе туристический поток сократился на 10%, в Америке — на 5%.
Текст: Ксения ПОРТНАЯ, Контракты
В Украине спрос на услуги турагентств также падает. По данным Госслужбы по туризму и курортам, в I квартале текущего года число иностранных путешественников (включая организованный туризм, бизнес и частные поездки) сократилось до 3,8 млн (на 20% меньше, чем за первые три месяца 2008-го). Выездной турпоток снизился на 1% — за этот период за пределы страны выехали 3,2 млн украинцев. Сегмент сокращается в том числе и за счет уменьшения количества организованных поездок. Часть путешественников, минимизируя затраты, учатся ездить без посредников — интернет позволяет самостоятельно забронировать и переезд, и проживание в отеле или квартире. По информации туристической госслужбы, за январь–март 2009-го доля организованных туристов в общем потоке упала с 11% до 7%. За летний сезон к услугам турфирм обратились на треть украинцев меньше, чем год назад. «По рынку турпоток сократился на 30–40%», — комментирует ситуацию директор туристической компании «Роза Ветров» Вячеслав Бурдюков.
В Art & Journey (индивидуальные и корпоративные туры) также отмечают сокращение туристического потока. «В мае–июне работали в нормальном режиме, — рассказала Контрактам директор компании Лариса Дюбина. — В августе начались проблемы — спрос уменьшился почти на 50%, так как многие наши клиенты никуда не поехали. Создается такое впечатление, что подобные трудности характерны только для Украины — европейские отельеры на отсутствие постояльцев не жалуются». Объяснить последнее несложно: на тенденцию сокращения туристов европейские гостиницы моментально отреагировали акциями лояльности, продавая три ночи по цене двух или предлагая недельное проживание за оплату пяти ночей.
Тем не менее даже те украинцы, которые не отказались от заграничных поездок, сокращали время пребывания за рубежом. «Если в докризисные годы чаще ездили на две недели, то сейчас покупают туры на 10–12 дней», — констатирует Лариса Дюбина.
Турецкий гамбит
Турция и Египет традиционно были лидерами предпочтений украинских туристов — в этих странах в 2009-м отдохнули около 300–400 тыс. соотечественников. Однако и эти курорты узнали, что такое падение спроса. «Этим летом спрос на Турцию упал вдвое. Там отдыхали небогатые туристы, первыми пострадавшие от кризиса и первыми отказавшиеся от поездок. Если бы не путешественники из более дорогого сегмента, ранее предпочитавшие Испанию, то спрос на турецкое направление уменьшился бы не вдвое, а в пять раз», — комментирует директор сети турагентств «Галопом по Европам» Тарас Демура.
Кроме того, выросла стоимость туров — по меньшей мере на 30% в долларовом эквиваленте. К тому же для украинских путешественников затраты увеличились в связи с девальвацией нацвалюты. По словам участников рынка, в докризисные годы многие турецко-египетские операторы демпинговали. Горящие туры в пятизвездочный отель стоили от $300, притом что цена только лишь перелета составляет минимум $270, себестоимость всей поездки — не ниже $600–700. Таким образом, операторы сформировали хороший рынок — в до кризисный период в Турцию и Египет ежегодно ездили 600–700 тыс. украинцев. Для сравнения: Испанию ежегодно посещали 15 тыс. соотечественников, Грецию — 10 тыс., Тунис — 7 тыс. Но отправлять туристов на отдых за свой счет в условиях сложной экономической ситуации стало затруднительно. «В этом году демпинговать тяжело, цены просто стали такими, какими они должны быть», — утверждает Тарас Демура.
Могло бы быть хуже
Хуже обычного продавались туры в Болгарию, на которую в летний период традиционно приходится около 10% выездного сегмента, хотя цены на путевки в эту страну стартовали от EUR150 с перелетом. Найти логичное объяснение падению спроса на это направление операторам трудно — рынок стал непредсказуемым. Заметно снизился спрос на экскурсионную Европу. Такие туры в летний сезон обычно являются второстепенными — большинство украинцев отказались от познавательных программ, сосредоточившись на морских курортах.
Многие операторы в июне–августе 2009-го делали ставку на Хорватию, временно отменившую визу для украинских туристов. «Это направление не оправдало наших ожиданий — стоимость отдыха в пересчете на гривни оказалась не по карману массовому туристу», — сетует Вячеслав Бурдюков. Впрочем, некоторые турагентсва отмечают рост спроса на Черногорию и Хорватию. К примеру, в MIBS Travel число туристов, отправившихся в эти страны, выросло летом на 10–15%. «Факторы роста спроса по этому направлению — отмена виз и относительно недорогая стоимость туров при хорошем сервисе», — говорит директор по туризму компании MIBS Travel Лилия Хохлачева.
Среди других зарубежных направлений, сохранивших свою популярность, — Таиланд и Тунис. «Если раньше Тунис воспринимали как недорогую арабскую страну, главного конкурента Турции, то в этом году большим спросом пользовались высококлассные отели с морской терапией стоимостью от EUR1 тыс.», — утверждает Тарас Демура.
В компании MIBS Travel отмечают стабильный спрос на Грецию и Кипр, популярность которых на фоне общего падения продаж (примерно на 20%) практически не уменьшилась. «У нас были чартерные программы и умеренные цены на эти направления. За счет большого количества забронированных мест в отелях удалось сохранить стоимость тура практически на уровне прошлого сезона. Так, недельный отдых в Греции с проживанием в трехзвездочной гостинице, завтраком и ужином стартовал с EUR350, поэтому количество туристов по сравнению с 2008-м осталось практически прежним», — отмечает Лилия Хохлачева.