Бізнес
Ринки та компанії
Итоги туристического 2009-года не утешительны
Эксперты прогнозировали, что из-за финансовых проблем многие украинцы переключатся на отдых внутри страны, но этого не произошло.
Текст: Ксения ПОРТНАЯ, Контракты
Не стало больше ездить в Украину и
иностранных туристов — за I кв. 2009 года общий въездной поток (организованный
туризм, бизнес и частные поездки) сократился на 20%, подсчитали в Госслужбе по
туризму и курортам. Представители турагентств утверждают: летний спрос на туры
в Карпаты по сравнению с прошлым годом сократился более чем на треть. Даже в
Крым отказавшиеся от заграничного отдыха украинцы, похоже, тоже не поехали. По
данным Министерства курортов и туризма АРК, этим летом туристический поток в
регионе сократился на 15%, а по оценкам туристических компаний — на 25–30% С
начала года общее число отдыхающих в
Крыму составило 4,8 млн человек против 5,5 млн год назад.
По словам
президента ООО «Кандагар-Тур» Бориса Зелинского, меньшим спросом пользовались
пляжные курорты — Крым, Одесса, Николаев, Азовское побережье. В среднем
турпоток по этим направлениям снизился на 20%. Менее всего пострадал регион
Большая Ялта — спад около 10%. Примерно на 30% сократилось число туристов,
отдохнувших в Евпатории и Большой Алуште. «Спросом пользовались туры со средним
ценовым диапазоном 200–300 грн (проживание на одного человека в сутки. — Прим.
Контрактов), — говорит Борис Зелинский. — Наибольший спад наблюдался в сегменте
дешевого отдыха — до 200 грн».
Экскурсионные
туры по Украине, ориентированные в первую очередь на иностранцев, также теряют
популярность. По данным въездного оператора «Олимп Тревел», спрос в этом
сегменте упал в среднем в два раза. «В конце прошлого года был заявлен хороший
объем групп. В феврале–марте 2009-го начались повальные отказы. В туристическом
бизнесе 30% аннулированных заказов считается нормальным. Но в 2009-м было
многократное сокращение спроса — по некоторым направлениям из девяти групп
оставалось только две, — сетует генеральный директор компании Татьяна Волошина.
— К примеру, из Великобритании в этом году мы приняли только три группы, а в 2008-м
— восемнадцать. Шведы год назад отправляли в Украину две-три группы в месяц,
сегодня — только три-четыре за весь год».
Даже для
иностранцев отдых в нашей стране — недешевое удовольствие. По словам Татьяны
Волошиной, дороговизна — основная причина, по которой зарубежные партнеры
отказывались от Украины в пользу других государств. «Существенно выросло в цене
ресторанное питание иностранных туристов. Если в 2008-м средний чек на человека
составлял $15–17, то в 2009-м — уже $30–40. А где их взять, если изначально
было заложено максимум $20, — рассказывает директор компании «Олимп Тревел». —
Можно было бы удешевить туры за счет проживания, сыграв на разнице курсов
валют, но мы не можем сделать этого, поскольку с гостиницами расплачиваемся в
долларах или евро».
Осторожно — зима!
Итоги 2009
туристического года операторы прогнозируют очень осторожно. В целом по рынку
ожидается сокращение спроса на 30–40% (организованный въездной поток упадет с
1,5 млн туристов в год до 1 млн). Турагентства делают ставку на проверенные
программы — Египет, горнолыжные курорты Турции и Словакии. «Из экзотики —
Таиланд и ОАЭ, — рассказывает Вячеслав Бурдюков. — По Эмиратам даже ожидаем
роста объемов продаж, так как планируется увеличение авиарейсов в этом
направлении, а значит, стоимость перелета снизится». MIBS Travel готовится
осваивать Иорданию, Австралию, ЮАР, Сейшелы, Карибский бассейн. Однако этой
зимой надеяться на большое число туристических новинок не стоит — компании
заняты удержанием спроса на существующие направления и ресурсов на введение
новых программ вряд ли хватит.
В последние годы на украинском туристическом
рынке лидировали турецко-египетские операторы. С началом кризиса ситуация
изменилась?
— Спрос упал по
всем направлениям, но турецко-египетский сегмент удерживает лидирующие позиции
на рынке — около 70% выездного сегмента.
Некоторые участники рынка считают, что высокий
спрос на отдых в Турции и Египте в докризисные годы был сформирован банальным
демпингом. Так ли это?
— Один из
основных инструментов вхождения нового игрока на рынок — ценовая политика. Я не
называл бы это демпингом. Помню время, когда и САМ, и Гамалия, и Яна, и Пан
Юкрейн в 2000–2001 годах «продавали» Турцию по $99 — этого требовала ситуация,
и ничего плохого в этом нет. Конкуренты, конечно, могут быть недовольны, но мы
работаем для потребителей.
Как изменилась ценовая политика по вашим
основным направлениям?
— Цена
выросла максимум на 10– 20% в долларовом
эквиваленте. Дело в том, что такого кризиса в туристической индустрии Турции,
как у нас, нет. Число украинцев, посетивших этим летом турецкое побережье,
сократилось примерно на 30%, россиян — на 35%. Но в то же время количество
приехавших туда немцев, англичан, голландцев увеличилось. Поэтому общая ситуация
в стране неплохая, и турецким отелям не нужно повышать цены, рискуя имеющимися туристами.
Как изменился спрос?
— В начале года
мы прогнозировали спад до 50%, однако на практике число обслуженных туристов
сократилось только на 20–25%. Украинцы, отдыхающие в Турции или Египте, —
представители среднего класса, именно по ним больнее всего ударил кризис. А
когда появляется необходимость экономить, наши граждане отказываются в первую
очередь от отдыха. Тогда как для западных туристов отдых – предмет первой
необходимости. Заметно сократилась потребность в самых дорогих гостиницах — туристы стремились поселяться в
четырехзвездочных отелях. А поскольку часто между четырьмя и пятью звездами
ощутимой разницы в цене нет, многие интересовались дешевыми «пятерками». Тренд
в сторону удешевления туров был очевиден.
Каков прогноз на зимний период?
— Хотелось бы,
чтобы приближающаяся зима оказалась не хуже предыдущей. В прошлом году на
зимний туристический сезон пришелся первый удар кризиса. Сейчас ситуация
немного улучшилась, хотя грядут выборы. Поэтому не исключено, что многие
украинцы побоятся ехать из-за потенциальной политэкономической нестабильности.
Тарас ДЕМУРА, директор
сети турагентств «Галопом по Европам»
Как прошел летний сезон?
— Плохо. Падение продаж составило до 40% по
рынку и около 35% у нас в компании. Средняя стоимость поездки до кризиса
составляла $900–950 на человека, сейчас — $600. Операторы не зарабатывают.
Держатся, ждут лучших времен. У агентств ситуация лучше. Их комиссионные
составляют 10%, у оператора — обычно 1,5%, максимум — 4%. К тому же агентства
не рискуют, не теряют на заранее выкупленных местах в самолетах, гостиницах и
т. п. Они продают туры по факту спроса со стороны потребителя, однако сейчас
тоже держатся только на постоянных клиентах.
Что изменилось в предпочтениях украинских
путешественников?
— В целом
кардинальных изменений нет. На фоне общего падения спроса можно отметить
положительную динамику по Хорватии и Черногории: дружественный визовый режим,
европейский сервис, экологически чистые страны и при этом дешевле, чем та же
Греция или Италия — от EUR600–700 в неделю на человека. В Греции примерно на
20% дороже.
Распробовали
украинцы спа-курорты в Тунисе. Если раньше воспринимали его как недорогую
арабскую страну, главного конкурента Турции, то в этом году большим спросом
пользовались высококлассные отели с морской терапией стоимостью от EUR1 тыс. А
вот Болгария пошла плохо, хотя цены стартовали от EUR150 с перелетом. Были
низкие продажи по Кипру.
Сокращение доходов населения привело к
всплеску внутреннего туризма?
— Не сказал бы,
что в Украине отдыхать дешево. Нормальная стоимость номера в пятизвездочном
отеле не должна превышать EUR150–200 в сутки. А у нас цены доходят до
EUR400–500, иногда до EUR800.
При этом даже в
самых дорогих отелях Украины неожиданно могут выключить горячую воду,
электричество и т. п. Не говорю уже о невыполнении договорных обязательств и
попытке заработать на клиентах так, будто завтра апокалипсис: $100 — такси, $10
— бутерброд.
Но потенциал у Карпат с Крымом есть?
— Он не очень
велик. В Карпатах снег лежит месяц-два, поэтому утверждать, что строить
горнолыжные комплексы выгодно, будет преувеличением. А значит, там нужны
альтернативные программы. В Крыму гарантировать тепло можно с июля по август. В
Турции — с апреля по октябрь. Инвесторы не будут вкладывать в отели, которые из
12 месяцев в году будут гарантированно зарабатывать лишь в двух. Нужно
придумывать зимние программы. Строить не просто пляжные гостиницы, а
спа-комплексы, предлагать морскую терапию, оборудовать крытые бассейны.