Кабінет директора
Вечірня горілка
Нескучные Мальдивы, или Уходя под воду
За что нужно быть благодарным нашему политическому руководству, так это за то, что оно расширяет горизонты граждан, узнавать больше об окружающем Украину мире. Подавляющее большинство и не задумывалось о далеких экзотических Мальдивах, а теперь он уже почти родные. Там и правда много чего интересного.
Например, интересно, что первый президент страны Ибрагим Насир сбежал в 1978 году, прихватив с собой почти всю государственную казну. После него тридцать лет президентствовал Момун Абдул Гаюм. Шесть раз избирали его главой государства, пока народные волнения не заставили Гаюма провести по-настоящему свободные выборы, и тогда на них одержал победу лидер оппозиции, которого раз двадцать при президенте Гаюме сажали в тюрьму – Мохамед Нашид.
Тут бы мальдивцам начать жить-поживать да добра наживать, тем более что Нашид, человек очень либеральных взглядов, взялся активно привлекать в страну иностранный бизнес и стимулировать местный. Но как раз этого либерализма и, главное, победы над, казалось, вечным Гаюмом ему не простили. Через три года правления Мохамед Нашид вынужден был подать в отставку под давлением организованных оппозицией уличных протестов и в условиях, когда сначала полиция, а затем и армия отказалась ему подчиняться. Противники обвинили президента в том, что он «представляет угрозу традиционным исламским ценностям».
Между тем на следующих президентских выборах Нашид опять в первом туре убедительно переигрывает оппонента – сводного брата Гаюма Абдуллу Ямина: 45% против 25%. Но второй тур объявили несостоявшимся, и во втором «втором» Ямин на пару нужных процентов обошел Нашида. Вскоре после этого Мохамеда Нашида приговорили к 13 годам тюрьмы как нарушителя… антитеррористического законодательства. Липовый процесс вызвал возмущение международных правозащитных организаций и западных стран. Под их давлением Нашиду дали возможность в 2016 году выехать в Лондон на лечение, а Британия предоставила ему политическое убежище. Кстати, как и в случае с Юлией Владимировной, у мальдивского политика были проблемы со спиной.
Дальше тоже не скучно, потому что против своего сводного брата выступил Момун Абдул Гаюм, тот самый глава Мальдив на протяжении тридцати лет. Больше того, он заключил политический союз с находящимся за границей Мохамедом Нашидом, несмотря на все серьезные старые обиды. Против действующего президента Ямина выступила часть его партии. На предстоящих в 2018 году президентских выборах вызов Ямину могут бросить недавний министр внутренних дел Умар Насир и сын бывшего президента Гаюма Фарис Момун.
Нужно антикоррупционное расследование «Аль-Джазиры»? И это имеется. В большом сюжете в сентябре 2016 года катарский телеканал показал, как президент Абдулла Ямин и вице-президент Ахмед Адиб «освоили» по меньшей мере 76 миллионов долларов, которые предназначались казне от туристических кампаний. Речь в сюжете «Похищенный рай» шла также об отмывании больших сумм через Центральный банк страны. И Ахмеда Адиба действительно посадили, но не за это, а за организацию покушения на президента: был взорван катер, на котором находился Ямин. Интересна, насыщена политическая жизнь на островах.
Но освещать эту жизнь очень небезопасно. В августе 2014 года бесследно исчез журналист Ахмед Рилван, в апреле 2017 года от ножевых ранений скончался автор политико-сатирического блога Ямин Рашид.
О том, что в стране все сильно не слава богу, свидетельствует и то, что Мальдивы среди рекордсменов по поставке боевиков в ряды ИГИЛ – в процентном отношении к численности населения.
Где было бы взяться любопытству, чтобы это все узнать, если бы не новогодний отпуск Петра Алексеевича?
А еще, пишут, Мальдивские острова понемногу погружаются в Индийский океан. Это и так самая низко расположенная страна в мире относительно уровня моря, за сотню лет вся эта красота может уйти в пучину. Мальдивцам бы сосредоточиться на главном и как-то озаботиться спасением родины, но им явно не до этого. Впрочем, как и нам.
Давайте выпьем за то, чтобы люди оказались сильнее океана.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец