Бізнес
Економіка
Владелец Северодонецкого Азота Алекс Ровт: «Продолжать работать в убыток уже невозможно»
Химическую промышленность, наряду с металлургией, называли одним из столпов украинской экономики. Но прекращение кредитования сельского хозяйства, наряду с повышением цен на газ, грозят окончательно выбить эту опору из под ног и так шаткой экономики. О том, каковы шансы украинского химпрома дожить до окончания финансового кризиса, и за счет чего предприятия могут минимизировать свои потери Kontrakty.ua беседовали с Алексом Ровтом, президентом американской химической компании IBE Trade Corp., контролирующей Северодонецкое объединение «Азот».
Константин Дружерученко для Kontrakty.ua
К: Алекс, с какими результатами азотные предприятия заканчивают этот год? Какие продукты давали прибыль, какие — убытки?
А.Р.: Работали с убытками все без исключения (даже ОПЗ). Прибыли не было фактически ни на чем. Потерь меньше было на карбамиде, чем на аммиачной селитре и аммиаке. Из-за отсутствия кредитов и инвестиций в сельском хозяйстве произошло падение спроса на удобрения.
К: Что сейчас определяет цены на аммиак и карбамид на мировом рынке?
А.Р.: Главный фактор — финансирование сельского хозяйства (в том числе государственное дотирование). Также как обычно влияют на цену на природный газ, который мы используем как сырье, а также потребность в минеральных удобрениях на рынке.
К: Вы ожидаете повышения цен в следующем году?
А.Р.: Предсказать сложно, но цены должны постепенно увеличиваться — иначе вся химическая индустрия Украины будет остановлена. Продолжать работать в убыток уже невозможно.
К: Как изменилась ситуация в отрасли осенью по сравнению с летом этого года?
А.Р.: Существенно не изменилась, просто с понижением цен газа для азотной отрасли заводы стали меньше терять, но ни один не смог зарабатывать. Работают все в надежде на улучшение рыночной ситуации.
К: Есть на что надеяться? Могут ли украинские производители удобрений рассчитывать на рост производства в следующем году?
А.Р.: Рост будет зависеть от восстановления экономики — мировой и украинской. Будет спрос, будут выгодные цены на удобрения, будет и рост производства. Конечно, важнейшую роль сыграет цена на газ как сырье для химической отрасли. Много будет зависеть и от государства: как оно поддержит отрасль, как построит торговые отношения с партнерами — с Россией и Евросоюзом.
К: А за счет чего производство удобрений росло столь бурными темпами в 2007-2008 годах?
А.Р.: Один из основных факторов — закрытие заводов в Европе, которые стали нерентабельными из-за дорогого газа и низких рыночных цен. Потребители были вынуждены переключиться на других производителей, что подогрело общий спрос на удобрения.
К: А как Вы будете решать на Северодонецком Азоте проблему постоянно дорожающего природного газа?
А.Р.: Наше стратегическое решение, которого мы придерживаемся, — постепенный переход на продукты, не зависящие от цены природного газа. Это, например, уксусная и адипиновая кислоты, винилацетат. Это и совершенно новые продукты — биоэтилен, производство которого планируется на базе бывшего полиэтиленового цеха (СГПП «Азот»). С удобрениями, конечно, сложнее — в азотном производстве отказаться от газа невозможно. Но здесь должно определяться государство — нужны ли ему украинские удобрения или оно будет их только ввозить? Это важный вопрос, учитывая возможности сельского хозяйства в Украине. Если государству нужны отечественные минудобрения — производителям будет необходима поддержка. Это могут быть скидки на газ для химиков, которые используют его как сырье, а не как энергоноситель. Это может быть возможность прямых контрактов химиков с поставщиками газа. Это может быть упрощенное внедрение энергосберегающих технологий, которое будет поддержано государством в виде льгот — например, как во всех развитых странах, беспошлинный ввоз энергосберегающего оборудования.
Оценка материала:
Владелец Северодонецкого Азота Алекс Ровт: «Продолжать работать в убыток уже невозможно»29.10.2009