Бізнес
Економіка
Можно ли ускорить восстановление украинской экономики
Украина постепенно выходит из кризиса. В сентябре глубина спада в промышленности была уже на треть меньше, чем в начале года. Однако восстановление экономики, даже по самым оптимистичным оценкам, будет медленным. По прогнозу Всемирного банка, в 2010-м ВВП Украины увеличится всего на 2,5%, в 2011-м — на 3,5%. МВФ ожидает, что докризисный уровень будет достигнут только через четыре-пять лет: в 2013–2014 годах. Можно ли ускорить рост?
Текст: Константин КРАВЧУК, Контракты
Импортировать нельзя произвести
Резкое падение курса гривни стало манной небесной для донецкой группы «Норд» — крупнейшего производителя бытовых холодильников в Украине. В начале кризиса спрос на бытовую технику значительно сократился. По данным исследовательской компании GfK Ukraine, в I квартале продажи холодильников уменьшились на 15% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в II рухнули на 36%. Но такой спад не помешал предприятиям Норда наращивать производство. Если в январе в Украине было выпущено 12 тыс. холодильников, то в июне — 44,5 тыс., а в августе — уже 65,4 тыс. В результате в III квартале объем производства был всего на 15,3% меньше, чем за аналогичный период 2008-го (в I полугодии спад составлял 53,7%).
Таково благотворное влияние на экономику девальвации национальной валюты. Импорт значительно подорожал, и отечественные предприятия получили возможность потеснить иностранных конкурентов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Сделать это смогли также производители шин, стального проката и труб, мяса, водки (подробнее см. «Лидеры восстановления» и «Кризис не помеха»). Однако на большинстве рынков компаниям не удалось существенно подвинуть зарубежных соперников.
Данные статистики обескураживают. В I полугодии доля продукции made in Ukraine в объеме продаж предприятий розничной торговли составила 67,6% — лишь немногим больше, чем за аналогичным период 2008-го (63,6%). При этом доля отечественного продовольствия даже сократилась: с 88,5% до 88,3%. Увеличение же роли украинских непродовольственных товаров связано не только с вытеснением зарубежных производителей, но и падением спроса на товары долговременного пользования (автомобили, бытовая техника, электроника), которые ввозились в основном из-за рубежа.
Почему же эффект импортозамещения оказался таким слабым? Ведь в ходе кризиса гривня стала едва ли не мировым лидером по глубине девальвации, а со времени 80%-ного подорожания доллара прошло уже более десяти месяцев.
Во-первых, украинские предприятия в большой степени зависят от импортного сырья и оборудования, поэтому их продукция также подорожала. «Основное сырье и материалы для легкой промышленности: хлопковое волокно, шерсть, а также химические ткани и нити — завозятся из-за рубежа. На все это необходима валюта», — объясняет Валентина Изовит, президент ассоциации «Укрлегпром». Вот другой пример: согласно исследованию автохолдинга «Атлант-М», в январе–сентябре этого года доля автомобилей отечественного производства на рынке увеличилась до 23% (по итогам всего 2008-го она составляла 19,8%). Однако не секрет, что касается это в первую очередь роста выпуска автомобилей Hyundai, KIA, Chevrolet, которые лишь собирают в Украине из иностранных комплектующих.
Главная же причина низкого импортозамещения — отсутствие в стране производственных мощностей. К примеру, отечественные предприятия просто не производят всего спектра лекарств. По данным Госкомстата, в I полугодии доля фармацевтических товаров в структуре продаж торговых компаний даже сократилась — до 51,4% (по сравнению с 53,3% в 2008-м). А в некоторых случаях продукция украинских компаний просто неконкурентоспособна. «Производственные мощности, расположенные в Украине и способные обслужить крупные заказы с постоянным качеством, не выпускают обувь, которая соответствует требованиям потребителей», — констатирует Диана Филатова, директор по маркетингу компании «Ройал Шуз» (сеть магазинов «Монарх»). По ее словам, соотношение иностранной и отечественной обуви на рынке в этом году не изменилось. По официальным данным, на полках магазинов стоит только 8% украинской обуви.
Нужна модернизация
Среди экспортно ориентированных секторов украинской экономики наибольшую пользу от девальвации гривни получило, по всей видимости, сельское хозяйство. К примеру, в этом году цены в нацвалюте на зерно на внутреннем рынке были рекордно высокими, хотя на мировом существенно снизились. В результате выручка многих агрохозяйств выросла, при этом затраты сократились. «Когда осенью минувшего года был перекрыт доступ к кредитам, агропредприятия были вынуждены сократить расходы, в частности, вносили в почву меньше удобрений, средств защиты растений», — рассказывает Сергей Наливка, директор консалтинговой компании «ААА». Прибыли аграрных компаний будут стимулировать увеличение сельхозпроизводства, но аграрный сектор вряд ли сможет вытянуть всю экономику. Его доля в ВВП относительно невелика (7% — в 2008-м), а урожайность нестабильна, поскольку многие предприятия применяют устаревшие технологии. Если в 2008– 2009 маркетинговом году экспорт зерна составил рекордные 25,2 млн т, то уже в текущем он сократится до 17–18 млн т.
Металлургическим предприятиям, которые ранее были локомотивом роста отечественной экономики, девальвация лишь помогла сохранить позиции на мировом рынке. По данным Всемирной ассоциации стали, в январе–сентябре ее выпуск в Украине уменьшился на 31,9% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Это немногим меньше, чем в других странах с экспортно ориентированной промышленностью, в частности, Германии (-37,5%) и Японии (-34%). Всего производство стали в мире за этот период сократилось на 16,4%.
В ближайшие несколько лет металлургия не сможет ускорить рост экономики. Спрос на сталь на мировом рынке восстанавливается медленно. По мнению замминистра промышленной политики Сергея Грищенко, в следующем году производство стали в Украине вырастет всего на 5–6%. Слабым местом отечественных комбинатов является высокая стоимость производства из-за устаревшего оборудования. У страны есть собственные запасы сырья для производства стали, что повышает конкурентоспособность украинских металлургических предприятий. Но воспользоваться этим преимуществом в полной мере смогут лишь некоторые вертикально интегрированные компании.
Единственный способ ускорить восстановление экономики в стране — увеличить инвестиции в модернизацию предприятий, полагает Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины. Это позволит повысить низкую конкурентоспособность отечественных компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но вложения в модернизацию не дадут мгновенного эффекта. «Рост должен иметь технологически обусловленную природу — этот процесс не происходит быстро. Если, например, мы вкладываем 1 млн грн, то только 350 тыс. грн начинают работать в этом году, а оставшиеся 650 тыс. грн — в следующем», — объясняет Валерий Геец. Однако, по его мнению, такой способ ускорения роста является единственно возможным. Повторить модель развития 2004– 2008 годов, когда увеличение внутреннего потребления в стране финансировалось за счет притока капитала из-за рубежа, в ближайший период не удастся. Даже если правительство попытается сделать акцент на развитии потребительского спроса, например, используя деньги МВФ, это вновь приведет к увеличению инфляции, а затем и к новому кризису. «Если попробовать возобновить рост на старой модели, через два-четыре года мы снова получим обострение», — прогнозирует Валерий Геец.
Но где же взять средства на модернизацию? Отечественные банки сегодня находятся в сложном положении. Даже если оно улучшится, ресурсы финучреждений останутся ограниченными. По состоянию на 01.10.2009 активы банков составляли 893,5 млрд грн (около $110 млрд). По сравнению с объемом инвестиций, требующимся для модернизации экономики, это немного. К примеру, стоимость только одного проекта по масштабной модернизации крупного предприятия — Алчевского меткомбината — составляет $1,7 млрд. Рассчитывать на значительное увеличение частных иностранных инвестиций не приходится — еще несколько лет Украина будет отдавать долги зарубежным кредиторам. Впрочем, в стране есть неиспользованные финансовые ресурсы.
Внутренние резервы
На руках у населения находится несколько десятков миллиардов долларов. По данным НБУ, только в 2007–2009 годах прирост наличной иностранной валюты составил около $33 млрд. Если эти деньги вернут в банки, финучреждения смогут значительно увеличить кредитование. Разумеется, это станет возможным лишь в том случае, если политика властей будет этому способствовать.
Следующим шагом может стать наведение порядка на таможне. По словам Валентины Изовит, при ввозе одежды импортеры уходят от налогов, в то время как украинские производители вынуждены перечислять платежи в бюджет в полном объеме. Это ставит их в неравные условия с иностранными конкурентами. В такой же ситуации находятся и предприятия других отраслей. «Оптовая цена куриных окорочков в США —
1,1 $/кг. С учетом транспортных затрат и налогов их стоимость в Украине должна составлять 12,5 грн/кг, но продаются они по 10,8–11,2 грн за кг. Это можно объяснить только демпингом со стороны американских производителей или уходом от налогов», — говорит Александр Бакуменко, руководитель Союза птицеводов Украины.
Вполне возможно, что Украина сможет добиться ускорения роста даже без огромных инвестиций в модернизацию крупнейших предприятий. «Нужно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, который приспосабливается к изменениям в экономике гораздо быстрее крупных предприятий. Кроме того, это требует меньших капиталовложений, чем модернизация металлургических и химических гигантов», — считает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра CASE Ukraine. Например, основная часть крупных производителей одежды в Украине сегодня ориентирована на экспорт. А на внутренний рынок работают компании, которые используют упрощенные схемы налогообложения. Это не только помогает им выжить в конкуренции с импортерами, но препятствует их росту. В частности, для них затруднен доступ к заемному капиталу.