НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Бізнес
Економіка
05.11.2009 27554

Экономика vs грипп: кто зарабатывает, а кто теряет на гриппозной панике?

Прошла ровно неделя с момента официального объявления МОЗ о начале эпидемии гриппа A/H1N1. Украинский политикум успел за эти семь дней заработать на панике населения неплохие дивиденды. А вот сколько на ней заработала, и главное — сколько потеряла украинская экономика?  

Петр Фиалко, Екатерина Венжик, специально для Контракты.ua

Кому война, кому мать родна
Истерия вокруг эпидемии гриппа позволила аптечным сетям практически полностью опустошить свои склады. Фармацевты за несколько часов успели взвинтить цены на самые ходовые группы товаров в разы (цена пресловутых марлевых масок возросла в 12 и более раз во всех городах-миллионниках),  при этом ушел залежавшийся и даже бракованный товар.
В беседе «без диктофона» аптекарь в спальном районе на левом берегу Киева, после того как кричащие очереди рассосались, сообщила, что с четверга по пятницу «касса» превысила суммарный выторг за всю прошлую зиму. Не факт, что такие показатели у всех аптек, однако в накладе продавцы медикаментов точно не остались.
Поправили свое финансовое положение, хоть и в меньшей степени, также частные клиники и отечественные фармпроизводители: к первым только за выходные обратилось порядка 40 тысяч человек, вторые уже в понедельник отгружали аптекам заказы, втрое превышающие стандартные. Правда, жесткие ценовые ограничения, введенные Кабмином, несколько «подрезали крылья» как фармацевтам, так и аптекарям, но, как выразился в частной беседе представитель одного из фармпроизводителей «возьмем объемами». Даже не повышая цены на свою продукцию, производители лекарств сумеют за время эпидемии существенно улучшить свое материальное положение.

Такие объявления до сих пор можно увидеть на каждой второй аптеке

Искренне благодарны поднявшейся панике и службы такси. В прошлую пятницу количество заказов у большинства из них увеличилось почти на 40%, а в течение последних трех дней стабильно превышает показатели прошлого месяца на 15-20%. Кстати, стоимость проезда у некоторых служб тоже повысилась на столько же, так что, как признаются сами таксисты, если паника не спадет хотя бы до конца ноября, у них есть все шансы «отбить» летние убытки.

Все читатели в Сети
Забавно, но на гриппозной теме смогли «подняться» сферы бизнеса, ровным счетом никакого отношения к медицине и здоровью не имеющие. В частности — украинский сегмент интернет. Хотя в целом, согласно данным bigmir.net, активность аудитории практически не изменилась, ведущие электронные общественно-политические СМИ отмечают рост от 20% до 400%. Что, соответственно, ведет к росту суточной доходности.
Правда, что массовому сегменту хорошо, то бизнес-ресурсам смерть: в связи с падением деловой активности посещаемость деловых порталов сократилась на 15-25%. Впрочем, их можно считать все же наименее пострадавшими от эпидемии паники. Многим другим сферам бизнеса пришлось куда хуже.
 
Уже никто никуда не едет…на метро
В городах-миллионниках только слепой не заметит снижения деловой активности, да и вообще какой-либо активности граждан. Опустел столичный метрополитен, хотя официальных сообщений об изменении пассажиропотока пока и не было. В часы пик снижение потока в самом динамичном виде столичного транспорта на глаз можно оценить как минимум в половину. 
Водители маршруток свои убытки уже подсчитали: по их словам, за последние пару дней пассажиропоток на разных направлениях уменьшился на 50-75%.
Пассажиры Приднепровской железной дороги за минувшие выходные и вовсе вернули в кассы 1,5 тыс. билетов. Петр Лоза, начальник этой железной дороги, сообщил, что количество возвращенных билетов составляет около 80% от общего числа проданных. В основном билеты были сданы на Киевское направление и на Западную Украину.

Карпаты не дождутся туристов?
В самое ближайшее время отток клиентов ощутят и в туристической сфере. Пока туроператоры отрицают снижение потока, но нужно понимать, что те, кто едет сейчас, — купили билеты и путевки заранее. Украинские зимние курорты, находящиеся на Западной Украине, тоже пока не могут оценить возможные убытки и прокомментировать свои шаги по восстановлению привлекательности для отдыхающих. Правда, владелец одной из гостиниц в Яремче философски отметил, что если украинцы ехали в отпуск в Карпаты в период наводнения в 2008 году, то эпидемия гриппа их точно не остановит.
Но уже точно известно, что гостей из России курорты в этом году не дождутся. «Распоряжение Роспотребнадзора об ограничении групповых поездок детей за рубеж в связи с эпидемиологической обстановкой в мире действует в России с середины августа 2009 года, — рассказывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — Одновременно действует и распоряжение Минобразования, которое практически накладывает запрет на выезд школьных групп за пределы России». Ограничат ли украинских школьников в передвижениях, пока выяснить не удалось. 


Железнодорожные вокзалы пустеют с пугающей скоростью


Эпидемия розничных убытков
Ритейлеры пока тоже в числе пострадавших. Как признаются в одном из крупнейших столичных супермаркетов, в прошлые выходные объем продаж составил чуть более 10% (!) от средних показателей октябрьских уикендов. Правда, в то время как центральные ТЦ рады сейчас каждому клиенту, маленькие «придомовые» супермаркеты буквально ломятся от покупателей.
Впрочем, неожиданный дополнительный доход им сейчас приносит не только увеличение покупательского потока, но и повышение цен на «топ-продукты» этой недели — лук, чеснок и лимоны. В среднем стоимость чеснока в ряде супермаркетов возросла в два раза, лимонов — на 40-60%, лука — на 25-30%. Но такое повышение цен перепуганных украинцев не останавливает, и «противовирусные» продукты сметаются с полок за любые деньги.
Некоторые столичные супермаркеты даже пошли на то, чтобы временно высвободить торговые площади из под бытовой химии, «поселив» туда противогриппозный продуктовый набор. По словам администратора одной из таких торговых точек, если спрос на чеснок и лимоны будет повышаться, они готовы будут пожертвовать еще какими-то группами товаров, чтобы иметь возможность разместить на полках больше народных снадобий.

Не до зрелищ
Пустовали в выходные и торгово-развлекательные центры. Подлило масла в огонь выступление главы правительства с объявлением карантина и запретом массовых мероприятий. Жестко следуют постановлению Кабмина и указу Министерства культуры  национальные театры: Театр им. Леси Украинки, им. Франка, Театр на Левом берегу и др. все спектакли с 3 по 22 ноября перенесли на декабрь, а гастрольные отменили.
Впрочем, несмотря на официальный запрет многие организации сферы культмассовых развлечений не стали прекращать работу, но поток посетителей сокращается с каждым днем. Так что организаторы вынуждены отказываться от проведения концертов и спектаклей даже не потому, что запретили, а потому, что не для кого. 
Первыми нервы стали сдавать у спортсменов. Так, с 1 ноября приостановился чемпионат Украины по баскетболу. Такое решение приняло руководство Лиги. Как долго продлится пауза, спортивные функционеры не сообщают. Правда, самый посещаемый чемпионат — футбольный — пока отменять не собираются, как и переносить евроматчи. В кассах Центрального стадиона говорят, что билеты на вчерашний матч «Динамо» - «Интер» сдавали единицы. Хотя в интернете можно было увидеть немало предложений выкупить билеты с существенным дисконтом.

Бизнес на карантине
Крупнейшие форумы, как-то ежегодный Украинский фармацевтический форум, форум Oracle и ряд других пока не отменены. Но количество отказов участников уже заставляет задуматься о возможности переноса или вовсе отказа от их проведения.
Заказчики менее значимых событий — пресс-конфереций, презентаций — уже отказываются от проведения мероприятий до лучших времен. Колонки анонсов мероприятий у ведущих пресс-центров многозначительно опустели.
О существенных изменениях в работе предприятий реального сектора пока информации нет. Однако спад покупательской активности населения, ударив по ритейловым сетям, не сможет не отразиться на промышленных предприятиях. Самый прогнозируемый результат — затаренные склады с нереализованным товаром. А вот удастся ли большинству пострадавших компенсировать свои потери в период, когда должен будет реализоваться отложенный спрос, пока неизвестно. Предновогодний декабрь — последняя надежда производителей в 2009 году.  

Оценка материала:

4.57 / 7
Экономика vs грипп: кто зарабатывает, а кто теряет на гриппозной панике? 4.57 5 7
Бізнес / Економіка
05.11.2009 27554
Еще материалы раздела «Економіка»