Бізнес
Ринки та компанії
Стоимость автомобильного топлива будет расти
С августа по ноябрь стоимость альтернативного моторного топлива — сжиженного газа — выросла почти на две гривни, перевалив в отдельных регионах за 5,4 грн/л. Тем не менее пропан-бутан на украинских заправках остается одним из самых дешевых в Европе. Для сравнения: если в ноябре литр сжиженного газа в Украине стоил 0,42 –0,48 $/л, то в Беларуси — 0,48 $/л, России — 0,67 $/л, Румынии — 0,68 $/л.
Относительно низкая стоимость газа обусловлена налоговыми послаблениями. К примеру, в каждом литре традиционного топлива спрятана примерно 1 грн акциза (ставка составляет EUR110/т), зато при продаже газа автолюбителям косвенный налог не уплачивается. В итоге при всех скачках стоимости нефти и нефтепродуктов цена сжиженного газа в Украине была в полтора-два раза ниже стоимости моторных бензинов. Это в свою очередь привело к значительному росту потребления: за последние четыре года рынок автомобильного газа вырос втрое — до 750–800 тыс. т. «Если сжиженный газ дешевле А-95 в 1,6–1,8 раза, рынок альтернативного топлива стремительно растет», — констатирует директор НТЦ «Пси-хея» Сергей Сапегин.
На сжиженном топливе в Украине, по оценкам экспертов, уже ездит 400–500 тыс. легковых и 25 тыс. малотоннажных коммерческих машин и автобусов — это 6–7% автопарка, или примерно каждое пятнадцатое авто. В общем топливном балансе доля газа составляет 8–9%.
В прошлом году возможности для наращивания внутреннего производства пропан-бутана были исчерпаны. Добыча украинской нефти находится на прежнем уровне, а поставки российской уменьшились (сжиженный газ производят из нефти и газоконденсата). Более того, снижение отечественной переработки нефти в 2008-м привело к уменьшению поставок пропан-бутана на 10–15%.
Масштабного дефицита альтернативного топлива в 2008– 2009 годах не произошло благодаря практически полному прекращению экспорта. Но спрос продолжает расти — сегодня удовлетворить его можно только за счет импорта. Первые пробные поставки из-за рубежа начались в 2008-м. По данным Консалтинговой группы «А-95», в I полугодии было завезено около 3,7 тыс. т (приблизительно 1% в общем балансе рынка), в II — уже около 20 тыс. т (около 3%). Эксперты прогнозировали рост импорта до 15–20% в 2009 году, однако массовые поставки импортного газа в Украину так и не начались.
Отечественный рынок сжиженного газа трудно назвать цивилизованным. Игроки говорят о значительных рисках импортных поставок. Дескать, крупные трейдеры, работающие на внутреннем рынке с украинским газом, могут наказать перебежчика: не продать ему топливо или же отпустить законтрактованный газ конкурентам по заниженной стоимости и тем самым сбить цену в рознице. Соответственно, реализовывать импортную партию придется себе в убыток.
Ситуация с поставками импортного сжиженного газа не идет на пользу рынку, периодически провоцируя дефицит топлива и скачки цен. Так, в течение сентября–октября бензин подешевел на 4–5%, а газ к ноябрю подорожал почти на 40%. Были закрыты на плановый ремонт несколько ГПЗ, стоимость газа в опте подскочила до 7,3–7,9 тыс. грн/т.
Только явный дефицит заставил операторов искать топливо за рубежом. «Можно ожидать, что в ноябре баланс будет восстановлен и цены на сжиженный газ вернутся к сентябрьскому уровню (т.е. 3,8–4 грн/л. — Прим. Контрактов)», — говорит аналитик Консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.
Автомобилистам, перешедшим на альтернативное топливо, остается только надеяться, что логистика импортных поставок со временем будет налажена и в Украину пойдет российское и белорусское альтернативное топливо. «Сжиженного газа внутреннего производства стране уже не хватает, поэтому логично прогнозировать рост импортных поставок», — считает Артем Куюн. По словам эксперта, именно налаживание поставок из-за рубежа позволит сохранить соотношение цен на газ и бензин на уровне 1:2. Такое же мнение и у Сергея Сапегина: «Импортные поставки — необходимое условие сохранения низких цен на сжиженный газ, иначе увеличение спроса (в условиях ограниченного предложения) приведет к их росту».
Как бы то ни было, в 2010-м у рынка альтернативного топлива хорошие шансы на рост. Эксперты прогнозируют 10–15%-ное увеличение рынка при условии, что будут налажены импортные поставки и не введут акциз. В этом случае сжиженный газ будет стоить почти вдвое дешевле А-95, то есть на уровне 3,7–4,0 грн/л вплоть до весны 2010 года.
Текст: Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, Контракты