Бізнес
Ринки та компанії
Что поможет выжить украинским ритейлерам
Отечественные ритейлеры верят в скорое светлое будущее отрасли, но не все смогут до этого светлого будущего дожить.
Впервые за последние месяцы украинские ритейлеры с оптимизмом заговорили о перспективах рынка. И не безосновательно: согласно последним исследованиям после стабилизации экономической ситуации 42 % украинцев собираются значительно увеличить свои затраты на покупки в продуктовых н не продуктовых сетях (на сегодняшний день это самый высокий показатель в Европе). В результате рост потребительского рынка, по подсчетам ритейлеров, должен вырасти не менее, чем на 10-15%. Но до этого светлого будущего доживут только те, кто сумеет усвоить уроки кризиса и уже в ближайшее время изменит свою стратегию поведения на рынке.
Госрегулирование
«Вас никто не слушает и не слышит», — так начал свое выступление председатель наблюдательного совета АО «Сведбанк» Сергей Тигипко на конгрессе Retail Open Day 24 ноября, главным партнером которого выступила компания «Фокстрот. Техника для дома». По его словам одна из ключевых проблем отрасли — отсутствие грамотного госрегулирования. «Ритейлеры тратят слишком много времени на отчетность из-за сложной процедуры налогообложения. Два с половиной месяца в год предприятия работают под давлением проверок, на которые имеют право 85 организаций», — отмечает председатель набсовета «Сведбанка». «В то же время ничего не сделано по стимулированию экспорта, у нас никогда не было нормальной программы импортозамещения», — добавляет он.
Ситуация может улучшиться с принятием Закона о внутренней торговле, на который сетевики возлагают большие надежды. По словам заместителя министра экономики Украины Андрея Близнюка, он до конца этого года должен быть утвержден Кабинетом министров и (с поправкой на выборы) до конца 2010 года ратифицирован Верховной Радой. Ключевым пунктом этого документа должны стать разработанные за последние полтора года Министерством экономики нормативы о обеспечению населения торговыми площадками, ресторанами и предприятиями бытового обслуживания.
Но если данный закон появится только к концу следующего года, то первый системный документ развития отрасли — Программа развития внутренней торговли до 2012 года, где описана роль государства в обеспечении условий для эффективной торговли — ритейлеры получили уже сейчас. В частности программой предусматривается гарантирование продуктово-ценовой стабильности, развитие конкуренции, развитие новых технологий и привлечение инвестиций. Также документ содержит социально весомые требования, которые приблизят Украину к европейским стандартам: так, например, все сетевые магазины должны быть оборудованы с учетом потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, Министерство собирается способствовать переходу отрасли на энергосберегающие технологии и вводить требование обязательного наличия терминалов (правда, их банкам рекомендуют устанавливать за свой счет).
Также программой предусмотрено создание сети магазинов социально значимых товаров. Кабмин при этом имеет право ограничивать лишь количество посредников и размер оптовой надбавки на эту группу товаров. Стоит отметить, что в Украине в ряде торговых сетей уже действует скидка для пенсионеров. Что касается возможного размера таких скидок, то глава наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко считает, что в идеале нужно закладывать до 30% скидки для малоимущих категорий населения, но за счет остальных покупателей иметь возможность держать и ассортимент, и качество.
В то же время ряд вопросов отрасли до сих пор остается открытым. Например, практически отсутствует регулирование интернет-торговли. Министерство считает, что защитить права потребителя интернет-магазина может минимальный пакет условий для его собственника: наличие офиса, склада и регистрации как юридическое лицо.
История выживания
«Главной ошибкой отрасли является вера в бесконечный рост экономики», — считает соучредитель группы компаний «Фокстрот» Валерий Маковецкий. Научиться видеть ситуацию в перспективе и трезво оценивать риски — вот основные навыки, которые должны вынести ритейлеры из нынешнего кризиса, уверен он. И тогда им удастся не просто выжить на падающем рынке, но и успешно развиваться. Пример тому — некоторые крупные украинские сети, которые в текущем году не просто смогли приспособиться к непростым экономическим условиям, но и продолжить рост.
Например, достойно отреагировала на экономический вызов компания «Фокстрот». «Мы сохранили ликвидность капитала, сбалансировав структурные и товарные запасы компании, жестко контролирую эффективность работы каждого магазина, сократив затраты, — говорит Валерий Маковецкий. — При этом мы сохранили корпоративные стандарты бизнеса, качество обслуживания потребителя, программы лояльности. Хотя весь рынок упал на 65-70%, компания на себе ощутила всего 30-35%».
На сегодняшний день закрыто около 40 магазинов малого формата, но в то же время «Фокстрот» открывает новые торговые точки, хотя и не с былой динамикой «магазин в неделю», но стабильно и по плану. «К тому же затраты на открытие уменьшились благодаря падению цен на логистику, оплату труда персонала, переход потребителя на более низкий сегмент товаров, понижение арендных ставок. Экономия средств на открытие нового торгового объекта составляет 20-30%», — добавляет соучредитель ГК «Фокстрот».
Валерий Маковецкий: ритейл выйдет из кризиса обновленным, модернизированным, конкурентоспособным и будет готов встретиться с мировыми конкурентами
Экономика становится экономной
Кризис научил ритейл экономить и зарабатывать. В сложных условиях возросшей кредитной нагрузки (поскольку кредит в долларах, а оборот — в гривнях) ритейлеры заговорили о необходимости генерального планирования, где на определенное количество жителей местной или областной властью должна выделяться торговая площадка. Это поможет удерживать социальные стандарты и уровень цен, ведь торговля в киосках под домом экономит разве что время, но не деньги покупателя. Кстати, что касается Киева, то жители центра весьма ограничены в выборе места покупок продуктов. «В районе Львовской площади в радиусе одного километра нет ни одного продовольственного магазина», — подтверждает это замминистра экономики Андрей Близнюк.
Но на чем можно экономить? Розничные сети понимают, что без ущерба для основных показателей по оборотам сократить затраты невозможно, однако есть достаточно «гуманные» способы оптимизации расходов — автоматизация процесса, укрупнение географии, критичный взгляд на непрофильную деятельность. Поскольку падение произошло с разных сторон — объем продаж, уровень наценки, посещаемость магазина, размер среднего чека, — то сети приспособились к новым требованиям потребителя.
«Стратегия, принятая на кризисный 2009 год, сегодня фактически реализована. Она предполагала сохранение доли рынка, сохранение географического покрытия, поддержание и развитие долгосрочных программ. С финансовой точки зрения основными приоритетами стали работа с затратной частью, а также комплекс мер направленных на сохранение ликвидности. Можно с уверенностью сказать, что все обязательства перед поставщиками и подрядчиками были выполнены и продолжают исполняться теперь. С июня месяца мы полностью возобновили регулярные закупки продукции, по всем товарным группам», — подчеркивает исполнительный директор «Фокстрот. Техника для дома» Юрий Пономаренко.
Оставив программу лояльности, «Фокстрот» считает, что даже маленький магазин должен предлагать покупателю всю линейку товаров. Выставить все образцы безусловно невозможно, но альтернативой становится формат каталога.
Ближайшее будущее
Разные сегменты ритейла пострадали от кризиса в разной степени. Больше всех падение экономики ударило по одежде, обуви и бытовой технике, меньше всех — по продуктам питания (падение составило до 10%). Кстати, в продуктовом ритейле падение продаж уже прекратилось, говорит Игорь Баленко.
Не менее оптимистично в будущее смотрят и не продуктовые сетевики. Представитель сегмента бытовой техники и электроники — «Фокстрот» — планирует сохранить позитивные тенденции, которые наметились за последнее время: увеличение удельного веса продаж в кредит в 1,5-2 раза, рост рынка конечного потребления не меньше чем на 10-15%. «Главное для нас сейчас — сохранение доли рынка и эффективная работа с затратами», — такую стратегию компании на ближайшее время озвучил Юрий Пономаренко. А Валерий Маковецкий оптимистично отмечает, что ритейл выйдет из кризиса обновленным, модернизированным, конкурентоспособным и будет готов встретиться с мировыми конкурентами.
А встречаться с ними точно придется. По словам директора инвестиционного фонда Advent International Ukraine Натальи Полищук, сейчас наблюдается тренд увеличения доли рынка мировых сетей в противовес национальным. Прогнозируется, что, например, «Ашан» очень скоро войдет в пятерку ТОП-ритейлеров. Ожидают эксперты и вхождения новых западных игроков. «Подешевевшие украинские активы интересны западным инвесторам», — считает Наталия Полищук.
Директор инвестиционно-банковского подразделения компании «Драгон Капитал» Андрей Пивоварский подтверждает этот прогноз, отмечая, что 11 из 20 продуктовых ритейлеров в Украине находятся сейчас в процессе смены собственника. И считает такие шаги владельцев сетей абсолютно оправданными.
«Если магазин не приносил прибыль в 2005-2008 годах, а существовал только для увеличения оборотных средств, то рекомендую закрыть его или продать. Закрытие 3-10 магазинов сейчас не означает, что через 3-4 года вы их снова не откроете», — добавляет Андрей Пивоварский.