Бізнес
Ринки та компанії
Украинцы перестают покупать ЖК-телевизоры
По данным Unitrade Group в 2009-м украинцы купят около 440 тыс. жидкокристаллических телевизоров на сумму $275 млн. Объемы рынка в количественном выражении за год снизятся на 15%. Летние прогнозы компании были немного оптимистичнее: падение продаж LCD-телевизоров по итогам 2009-го должно было составить менее 10%.
Рост объемов продаж сдерживается высокими ценами ЖК-устройств. Соотечественники предпочитают приобретать недорогую технику. Конкуренция производителей LCD-моделей, а также падение покупательной способности привели к росту продаж телевизоров дешевле $500 с 24% в 2008-м до 33% в 2009-м. Голубые экраны дороже $750 интересуют украинцев меньше — их доля снизилась на 3–12% в зависимости от сегмента. Средняя стоимость телевизора по итогам января–сентября 2009 года — $626. Это на 25% ниже, чем в 2008-м, когда данный показатель был равен $835. К примеру, объемы продаж ЖК-телевизоров в розничных ценах в I-III кварталах 2009-го составили $162,8 млн, что на 44,3% меньше показателей прошлого года, сообщает Unitrade Group.
Ситуация на украинском рынке немного отличается от мировой. В июле–сентябре нынешнего года совокупные доходы производителей плоскоэкранных моделей выросли на 1%, хотя объемы отгрузок увеличились на 38%. «Значительный разрыв между ростом выручки и поставок — серьезная проблема для всей ТВ-индустрии. Стабильный спрос на устройства связан в первую очередь с крайне привлекательными розничными ценами, которые были снижены из-за кризиса. Тем не менее производители и продавцы не смогут вечно удешевлять свою продукцию», — считают аналитики DisplaySearch. Компания прогнозирует, что в 2009-м объем поставок LCD-телевизоров в мире достигнет 140 млн шт. по сравнению с 130 млн устройств ТВ-техники по итогам прошлого года.
Мировая тенденция, которая коснулась украинского рынка, — падение продаж кинескопных моделей на фоне роста доли ЖК-телевизоров. Население меняет устаревшие ЭЛТ-устройства на жидкокристаллические экраны, которые в некоторых сегментах (небольших диагоналях экранов) сравнялись в цене между собой. Из-за ненасыщенности рынок ЖК-телевизоров сокращается не так стремительно, как кинескопных. В июле–сентябре 2009-го продажи ЖК упали на 18%, ЭЛТ-устройств — на 51%, плазмы — на 42%, результат исследования GfK Ukraine. Аналитики Unitrade Group прогнозируют, что снижение продаж кинескопных моделей в 2009-м составит 50–55% — до 600 тыс. шт., хотя в 2008-м потребители приобрели 1,35 млн ЭЛТ-телевизоров. Эксперты отмечают, что доля продаж ЖК-телевизоров с поддержкой технологии FullHD (разрешение экрана 1920 х 1080) в январе–июле 2009-го выросла с 7% до 17%.
Лидером по количеству реализованных конечным потребителям устройств в Украине в I-III кварталах 2009-го по-прежнему остается Samsung с 32% рынка (за аналогичный период прошлого года — 42%). Доли других производителей первой тройки составили: LG — 20% (I-III кв.
Текст: Надежда Гончарук