Політика
Україна
Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»
Еще летом 2009 г. он был «молодой надеждой нации» и уверенно числился в первой тройке претендентов на высший державный пост. Появлялись даже прогнозы и спекуляции насчет его выхода во второй тур. Мол, для этого заинтересованными силами делается все возможное. Но рейтинг «молодого и раннего» начал сдуваться так быстро, что в разгар собственно предвыборной кампании он вынужден был, фактически, сворачивать агитацию: деньги закончились. Все оказалось банально — Арсений Яценюк стал испытательным полигоном для целого комплекса технологий и идей. В том числе в своей предвыборной программе.
Что рано началось, кончится плохо…
Арсений Яценюк стартовал год назад. Почему его решили начать раскручивать столь рано – единого ответа нет. Предположений может быть несколько.
Первое гласит, что Ющенко всерьез рассчитывал воспитать из Яценюка свою замену и передать ему «Нашу Украину» или же какие-либо иные партийные структуры, дабы буковинский «ботаник» стал кандидатом, способным подхватить знамя, выпадающее из рук Президента. Версия эта «спотыкается» на том факте, что Яценюку так и не дали сформировать мало-мальски представительную команду. Явного посыла «Яценюк – мой преемник» Ющенко не сделал. Все-таки он сам решил быть третьим в неизбежной компании Януковича и Тимошенко.
Возможно, такое заявление или демонстрация явных симпатий со стороны главы государства могло бы только подорвать симпатии к Яценюку, который изначально обслуживал желание украинцев увидеть «третью силу». Отсюда напрашивается вторая версия раннего старта Арсения Петровича – на его примере как раз и отрабатывали проект «третьей силы». Возможна ли вообще такая в нынешней Украине? В эту версию вписывается отсутствие у Яценюка команды, зато максимальная раскрутка его лично: ставка делалась только на персону самого кандидата.
Третьей версией может считаться версия альтернативного финансирования. Мол, на Ющенко за океаном ставить уже не стали, а вот на Яценюка – вполне могли бы. Рассматривался шанс, что он может понравиться Обаме – все-таки оба молодые, оба позиционируются как «надежды нации» и т.д. Но когда выяснилось, что Украина Обаме не интересна в целом, и денег под молодого политика не дадут, проект начал выдыхаться.
Еще одна версия – изначально проект задумывался как тест для Яценюка. Ему давали деньги, обеспечивали телевизионным пиаром и отпускали в свободное плавание – проверить, насколько он будет популярен, как будет себя вести в отношении иных кандидатов, кто к нему примкнет, насколько он способен создать команду без помощи покровителей и т.п. Яценюк эти надежды оправдал лишь отчасти: сам себя раскрутил, но команду не создал. И вообще оказался жертвой телерекламы и собственных пиарщиков.
Непохожий на меня, непохожий на тебя…
Программа Яценюка стала одной из самых оригинальных в общем параде клонированных обещаний и стандартных предложений, которыми начинены аналогичные документы конкурентов. Ее составляли, похоже, как раз с похвальной целью – быть непохожей на иные. Повышенное внимание к Арсению Петровичу, которое наблюдалось в ходе всей кампании, да и по инерции сохраняется и на завершающем этапе гонки, требует особого внимания к его программным положениям. Единственное обстоятельство, которое нужно учитывать при рассмотрении программы 35-летнего политика, – это технологичность и искусственность проекта «Яценюк».
Программа Яценюка говорит о модернизации страны в целом. То есть обо всем – и не о чем конкретно. Ей присущ максимально декларативный, лозунговый характер. Обещания и тезисы – целиком в стиле «решительной» рекламы, взирающей на страну с бигбордов.
Оригинальность программы Яценюка проявляется и в том, что он не стал заморачиваться банальностями, вроде традиционного для всех прочих обещания повысить зарплаты и пенсии. Он ничего не обещает в сфере снижения налогов. Не понятно, каким образом кандидат собирается бороться с коррупцией при отсутствии даже тезиса о реформе судебной системы. Непонятно, за счет чего будет добиваться цели под названием «здоровые и образованные люди». Выращивать с помощью евгеники? Или воспитывать в закрытых учебных лагерях?
Видимо, посчитав, что отказаться от традиционного набора заведомо неисполняемых тезисов является проявлением его отличия от других и должно свидетельствовать о честности и нетрадиционном складе ума, Яценюк ставит «четыре цели модернизации» (почти по-китайски: там тоже были «шесть указаний Мао Цзэдуна», и вообще любят в таком стиле именовать документы). При этом цели эти выписаны столь глобально и нарочито громко, заточены под само понятие, под магию слова, что за версту видать их политтехнологичность. Авторы даже не удосужились сделать эти громкие тезисы более близкими к повседневным нуждам избирателя.
Первой целью у Яценюка числится новая индустриализация. Термин выбран вполне в духе работающих на Яценюка российских технологов: у «Большого брата» сейчас модно воспевать эффективного менеджера по имени Иосиф Виссарионович Сталин. В свое время на данной территории проводил индустриализацию именно он. Известной ценой. Ясное дело, что Яценюку возможности Великого Учителя могут только сниться. Каким образом должна проходить новая индустриализация в полуразваленной капиталистической стране, контролируемой олигархами и сотрясаемой кризисом, при отсутствии жесткой вертикали власти и безальтернативной фигуры на вершине власти – причем фигуры, наделенной железной волей и стратегическим, пусть даже и порочным, видением будущего государства, из программы «мальчика-зайчика» не ясно.
По Яценюку, индустриализация будет длиться десять лет (видимо, он рассчитывает править две каденции). В стране будут строиться новые заводы, энергетические комплексы (а что имеет в виду автор - ?), развиваться сеть дорог и вообще реконструироваться система коммуникаций. Что же, это заявление вполне похвальное. Но вряд ли это нужно называть индустриализацией. Скорее это – очередная «догоняющая модернизация», которая неизменно преследует многострадальные просторы былой Киевской Руси еще с Петровских времен. И осуществлять ее могут Петры и Сталины, но никак не Яценюки.
Второй целью молодой кандидат провозглашает ускоренное развитие сельского хозяйства. Так и хочется подумать о новой коллективизации – на пару с новой индустриализацией. Но не все так банально. Президент Яценюк задумал создать крупнотоварное сельское хозяйство, объединенное в систему полного цикла. Для этого требуется «всего-навсего» создать земельный кадастр, отменить мораторий на продажу земли, провести ревизию собственности на землю. В наших условиях такая кардинальная реформа возможна только в случае действительно революционной ломки сложившейся ситуации. Яценюк, что очевидно, не собирается в реальности идти на такие шаги. К тому же, создание крупнотоварного производства по аргентинскому типу – а, по сути, такая модель действует в этой южноамериканской стране – требует, при самых благоприятных условиях, полтора-два десятка лет. У Яценюка есть запас возраста, но, как в известном анекдоте, «кто же ему даст?»
Европейские сладости под русскую водочку
Особого интереса заслуживает внешнеполитическая часть программы Яценюка. Из-за идей, прописанных в этой части, весь документ претендует на максимальную оригинальность. Вместе в тем, громкие идеи, указанные в программе, изложены лишь в виде красивых деклараций. Возможность их реализации сомнительна, методы не указываются.
Яценюк начинает эту часть своей программы с того, что констатирует: «Никакие военные союзы не гарантируют безопасность без боеспособной армии». Тем самым Яценюк отказывается от своей предыдущей политики, когда он – на посту министра иностранных дел, а затем спикера Верховной Рады – подписывал документы, ставившие целью присоединение Украины к НАТО. Вершиной такой деятельности Яценюка стало знаменитое «письмо трех». Одновременно, конечно, такой его тезис может быть направлен и против России с ее идеей ОДКБ. Но последняя аббревиатура украинскому избирателю не знакома, а вот НАТО является узнаваемым и эксплуатируемым брендом и жупелом. Поэтому одной из главных целей оригинальничающего Арсения Петровича является как раз замена курса на евроатлантическую интеграцию неким «новым курсом».
Согласно этому курсу, Украина должна стать лидером некой особой восточноевропейской цивилизации, создаваемой вместе с бывшими соратниками по СССР: Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Беларусью и Россией. Вот тебе и западник Яценюк!
Оригинальную идею подсказали ему господа Д. Куликов и И. Валитов, известные своей работой в институте Затулина и руководством кампанией Януковича в 2004-м. Видимо, долго они пыжились, чтобы придумать для Яценюка что-нибудь «эдакое». Отличное от сугубо русофильских деклараций, которые озвучивают левые партии. Отличное от Партии регионов, которая просто вынуждена быть более прагматичной в своих лозунгах: все-таки она является одной из партий власти и потенциальной партией победителей на выборах. Так что для Яценюка выдумали новое обличье реинтеграторских идей, бродящих в московских умах. И назвали это «восточноевропейской цивилизацией». Центр которой – в угоду территориальной принадлежности целевой аудитории – поместили в Киеве, а не в Москве.
Вообще, можно ли представить что-либо на территории, включающей Россию, без лидерства самой России? То-то и оно… Но чтобы завуалировать московские уши внешнеполитической стратегии Яценюка, для него придумали еще одну идею – проект «Большой Европы». Это вообще уже что-то совсем сказочное. Мол, Украина должна чуть ли не объединить вокруг себя Европу. Подобные тезисы могут вызвать только смех. И сомнения в серьезности авторов программы. «Большая Европа» придумана явно для электората Яценюка на Западной и в Центральной Украине, восточноевропейская же цивилизация – для его потенциальных поклонников с Юго-Востока. Но «запрячь коня и трепетную лань» получается очень уж топорно.
Привет из… Пекина
Такому хорошему танцору, как Яценюк, обязательно в достижении поставленного комплекса целей должно что-то мешать. Главным врагом он избрал коррупцию. Что ж, враг вполне понятный, ненависть к которому разделяется всеми гражданами. Какие же методы борьбы с этим злом предлагает Яценюк? Он предлагает не рубить руки и не сажать бандитов в тюрьмы, а всего лишь немедленно (это когда?) после выборов президента провести парламентские и местные выборы. Для этого требуется принять новый избирательный закон, предусматривающий открытые списки кандидатов. То есть немедленно уже не получается – еще закон нужно принимать.
А теперь – внимание! Казалось бы, цитирование перечисленных тезисов не говорит ни о чем, кроме квалификации писавших ее политтехнологов. Но в программу Яценюка, ко всему прочему, заложили и еще один замечательный тезис: кандидат заявляет, что в результате действия его программы будет построено некое новое общество, свободное от засилья крупного капитала! Не больше, не меньше! Перед нами социалистическая программа (тут вам и индустриализация, и крупнотоварное сельское хозяйство)?! Вырисовывается, вроде бы, нечто похожее на современную китайскую модель общественно-экономического устройства.
Но отличие программы Яценюка от практики китайских товарищей состоит в нескольких аспектах. Во-первых, у Украины нет таких ресурсов, как у Китая. В том числе, нет и ментальной дисциплины, культа послушания и умения довольствоваться малым. Во-вторых, китайская модель в ее нынешнем виде развивалась как «капитализм, разрешенный в рамках социализма», тем самым создав симбиоз двух моделей экономики в одной стране, но разделенных территориально: китайскому крестьянину и не снился буржуазный образ жизни в городах богатого побережья.
В-третьих, китайская модель предусматривает наличие крупного капитала (на отдельно взятых территориях и при условии дележки с Компартией), а Яценюк – теоретически – призывает вообще к его ликвидации. Это уже – обыкновенная утопия, сродни идеям Лассаля и прочих мелкобуржуазных революционеров, начиная с деятелей Французской революции: тем уже в те далекие годы не нравились нувориши, которые мешали развиваться мелким и средним буржуа. Потому парочке попавшихся под руку особо видных буржуинов срубили головы. Позже эти идеи выродились, за неимением революционного полигона, в теоретические изыскания европейских буржуазных утопистов. Коих справедливо раскритиковал Маркс, доказавший, что капитал стремится к концентрации и монополизации. Так что крупный капитал неизбежен.
Яценюк же, очевидно, то ли не знает о таких элементарных вещах (но вроде же экономист), то ли, что вероятнее, ему просто все равно, состоятельна его теория с точки зрения элементарных знаний об экономике капитализма.
Провал комедианта
Кампания Яценюка изначально является политтехнологией. И Яценюк «отгребает» за все вольные или невольные ошибки его создателей и покровителей. А заодно и креативщиков. Главным внешним ударом по Арсению Петровичу стала явно неудачная реклама. Несоответствие мессиджа, посылаемого кандидатом (спаситель и сильная рука) образу очкарика-интеллигента сразу же стала очевидной. Излишний креатив пиарщиков дал обратный эффект. «Надежда нации» превратилась в «кролика Сеню» и объект самых больших насмешек в этом политсезоне. Да, при этом его электорат стал еще более молодежным. Но голоса «по приколу» не должны радовать политика, если он думает о своей карьере всерьез, а не как об очередном, кем-то ведомом, проекте.
Если же Яценюк позволяет манипулировать собой как кандидатом и добровольно играет роль «проекта», тогда он не заслуживает внимания как самостоятельная политическая фигура. Судя по достаточно беспринципной идеологической кампании экс-спикера и по мешанине его лозунгов, а также исходя из того, как он относится к собственной рекламе, можно делать вывод: «Он работает»! Просто работает, отрабатывая в меру способностей вложенные средства. Ни о каком лидерстве, и ни о каких переменах говорить всерьез нельзя. Налицо одна сплошная политтехнология, причем местами откровенно неудачная.
И потому избиратели, отошедшие, было, от Тимошенко и Януковича к Яценюку, очень вероятно, вернутся к своим былым симпатиям. Или пойдут к Тигипко и Гриценко. Или выберут графу «Против всех»...
Феномен «сдулся», герой оказался липовым. Удел «кролика» – занимать должности, полученные в ходе аппаратных договоренностей и кулуарных интриг. На этом поприще у него большое карьеристское будущее.
Не исключено, что уже в ходе местных и, тем более, парламентских выборов страна услышит от Яценюка новый набор тезисов, непохожих на программу образца 2009-2010. Ведь он – очень профессиональная говорящая голова. Пожалуй, самый яркий представитель молодой поросли карьеристов-«головастиков».
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA
Читайте также:
Кандминимум: что из обещанного в предвыборных программах готовы исполнить кандидаты в президенты?
Крайний правый: что стоит за националистическим эпатажем Олега Тягнибока
Кандидат в Наполеоны: за счет чего думает победить Анатолий Гриценко
Ничего личного, только бизнес: Сергей Тигипко
Поздняя болезнь левизны: зачем Владимир Литвин хочет казаться социалистом?
Оценка материала:
Политпровал года: почему Арсений Яценюк так и не смог стать «молодой надеждой нации»25.12.2009 12:03 43106