Кабінет директора
Вечірня горілка
Уникумы, или Через задний проход
Президентская кампания в Украине имеет все признаки уникальности, и заоблачное число кандидатов лишь самый наглядный из них: Петр Порошенко подал документы на регистрацию в Центральную избирательную комиссию 75-м по счету. Двадцать с лишним в ЦИК уже завернули, кому-то еще откажут до 9 февраля, когда станет известно окончательное число тех, кто сумел пройти отбор. С полсотни в бюллетене будет точно. Прежний рекорд был поставлен в 2004 году, тогда претендентов было 26.
Этот всплеск предложения, конечно, является прямым отражением неудовлетворенного спроса. Окажись в кампании несколько сильных интересных игроков, все внимание сосредоточилось бы на них, и многие маргиналы удержались бы от попыток лезть на главную сцену. А при видимой слабости лидеров легче рассчитывать, что тебя заметят и, может, сделают заманчивое предложение к парламентской кампании. Тимошенко удавалось в течение двух лет вести в гонке, имея каких-то 12-13% в неофициальном зачете. Порошенко лишь сейчас, с помощью огромных усилий, перевалил за 10% поддержки среди всех опрошенных. На таком фоне даже странно, что шальная мысль «чем черт не шутит?» пришла в голову меньше, чем сотне людей.
Чем бы ни закончилась кампания, уже уникален результат Владимира Зеленского, который, в свою очередь, тоже следствие отсутствия интересных предложений со стороны «штатных» политиков. Главное же, конечно, заключается не только и не столько в новизне, которую продает команда политика-неполитика, сколько колоссальное недоверие к политикам традиционного толка. Каждый из них в каком-то смысле отвечает за сам факт существования другого в публичном пространстве, кто-то больше, кто-то меньше. Очевидно, что Юлия Тимошенко имеет самое непосредственное отношение к присутствию в украинской политике Олега Ляшко, за которым просматривается Ринат Ахметов, связанный с Александром Вилкулом, который еще недавно был соратником Юрия Бойко, соратника Виктора Медведчука, которого вернул в большую политику Петр Порошенко.
Это дерево отношений можно достраивать и достраивать, вытаскивая другие имена, тесно связанные с другими именами, суть же в том, что это одно дерево, гнилое и бесплодное. Попытки прищепить к нему «европейскость» или выдать за нее каких-то несколько веток лишь подчеркивают, насколько нерешаема задача мертвое обратить в живое. Пяти лет оказалось мало, чтобы качественно обновить систему, но ее никто, в общем, и не менял, и сейчас делается все, чтобы не менять и следующие пять. Основная борьба тут развернется в парламентской кампании, но уже президентская показывает, насколько силы старого в целом оказались больше готовы к схватке.
Еще множество уникальных мелочей рассыпано по ходу самой кампании. Например, такого еще не было, чтобы действующий президент один из пунктов обязательной программы, подачу документов в Центризбирком вместо того, чтобы выжать побольше пиар-баллов, обставил сугубой секретностью. Перед входом в здание его ждали активисты, не один месяц бьющиеся над вопросом: «Кто заказал Катю Гандзюк?» Петр Порошенко решил не портить себе настроение и вошел в здание с заднего хода, чтобы, видимо, избавить себя от необходимости вести непростой разговор. Реакция соцсетей была моментальной: президент в качестве кандидата получил обидную кличку «Заднепроходной». Достаточно напомнить, что дурацкий слоган Анатолия Гриценко «Первый непроходной» на кампании 2010 года прилип к нему навсегда и во многом определяет до сих пор отношение к нему избирателей.
В январе 2016 года на одном из митингов в штате Айова тогдашний претендент Дональд Трамп заявил, что может стрелять в людей, стоя посреди Пятой авеню в Нью- Йорке, и даже это не лишит его поддержки избирателей. С тех пор, уже в ранге президента, Трамп наделал множество вещей, которые сравнимы с пальбой по людям, и его поддержка среди ядерного электората республиканцев не падает. Еще одна уникальная особенность наших выборов в том, что президент Порошенко ведет себя порой, будто у него тоже настолько высокая поддержка, что ему позволено буквально все. Очень даже зря.
А выпьем в этот раз за то, чтобы не дошло до стрельбы, ни на Пятой авеню, ни на улицах наших городов. К сожалению, актуальное пожелание в год непрерывных и весьма нервных выборов.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец