Життя та Стиль
Особисті фінанси
Деньги, рясы, купола
Монах Киево-Печерской лавры, отец Лонгин — один из финансовых менеджеров церкви — рассказал нам все о благочестивых вложениях, нерадивых должниках, дорогих кредитах и семейном благополучии
— Если посмотреть на историю христианства, то среди последователей Христа мы можем встретить как людей из самых бедных слоев общества, так и самых богатых — царей, императоров. Христианство всеобъемлюще и дает возможность спастись каждому человеку, поэтому нельзя говорить, что оно направлено только на бедный класс. Христианство дает новое отношение и понимание материальным ценностям, освобождая человека от власти материи. Апостол Павел говорил, что привык жить и в достатке, и в нищете. Но бедность не делала его озлобленным, а достаток — ленивым и скупым. Потому что вера во Христа дает представление о земной жизни как о временной. Жизнь — время, которое нужно использовать во спасение своей души, поэтому материальные ценности не могут быть самоцелью. Но с другой стороны, материальное благополучие в какой-то мере может стать даже подспорьем для того, чтобы войти в Царство Божье.
Тем не менее в Священном Писании существует такое сравнение: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому в Царство Небесное...
|
|
Нужно помнить, что деньги — это риск. Когда богатство направлено на созидание чего-то нового, когда оно способно помогать людям, оно приносит только пользу. А когда деньги приводят лишь к разврату, банальному потреблению, это совершенно бесполезное богатство.
Выходит, что церковь не поощряет стремление к материальному благополучию?
— Церковь поощряет материальное благополучие, но оно должно быть основано не только на жажде собственного комфорта. Если человек зарабатывает честным трудом хорошие деньги, то это благословение Господне. Нужно молиться и благодарить за работу, за то, что труд этот не тщетен. Другое дело, когда для каких-то финансовых достижений человеку приходится совершать недопустимые для души поступки, например, врать. Процесс накопления капитала — лакмусовая бумажка, которая в одних случаях укрепляет дух — когда человек не преступает через морально-нравственные законы, в других — становится серьезным испытанием для души.
Как церковь относится к кредитам?
— Церковь не накладывает вето на какие-либо финансовые инструменты. Главное, чтобы, пользуясь ими, человек не портился, не озлоблялся. От людей я слышал двоякое отношение к кредитам: с одной стороны, кредит — это возможность уже сейчас использовать вещи, на которые раньше человеку долго пришлось бы копить. Для других — кабала, необходимость все время думать, как рассчитаться с кредиторами. Поэтому сам по себе кредит не осуждается церковью, но то, каким делает человека кредит, священников беспокоит. Перед тем как брать кредит, человек должен оценить не только свое материальное положение, но и готов ли он к этому морально. Для поддержания духа можно получить благословение от священника своей церкви.
А священники берут кредиты?
— Возможно. Не уверен, что священники покупают дома в кредит. Но знаю семьи священников, занявшие средства на приобретение стиральных машин и другой бытовой техники.
Если говорить о спекуляции как об экономическом процессе, к примеру, торговля ценными бумагами, то это коммерческий проект. И в этом нет ничего предосудительного. Мы же не назовем купцов спекулянтами
Как христианство относится к должникам?
— К злонамеренным неплательщикам — плохо. Если человек не платит, не потому что не может, а потому что не хочет, это уже обман. Другое дело, когда человек не может платить в силу обстоятельств. Кстати, церковь не поощряет высокие кредитные ставки, так как некоторые банки явно наживаются на гражданах.
А у вас есть счет в банке?
— Лично у меня нет, но у кого-то из священников может быть. Ведь им тоже нужно решать материальные вопросы, заботиться о семье. В Священном Писании сказано, что кормится священник от алтаря, от паствы своей. Если у него хватает пожертвований не только на то, чтобы прокормиться, но и чтобы открыть счет в банке, то церковь не возражает.
В Украине с недавних пор стал появляться класс рантье — людей, живущих за счет сдачи недвижимости или другой собственности в аренду. Как церковь относится к таким людям?
— Если человек при легком достатке начинает внутренне разлагаться, то он находится в большой опасности, поступки его греховны. Если эти деньги не срывают ему голову, не закрывают глаза, то в существовании за счет банковского депозита или сдачи имущества церковь не находит ничего предосудительного.
А что вы скажете о спекулянтах и спекуляциях?
— Для начала нужно определиться, что такое спекуляция. Если создается искусственный дефицит для того, чтобы потом из-под прилавка продавать товар по завышенным ценам, то церковь рассматривает это как элементарное воровство. А если говорить о спекуляции как об экономическом процессе, к примеру, торговля ценными бумагами, то это коммерческий проект. И в этом нет ничего предосудительного. Мы же не назовем купцов спекулянтами. Они тратят свои силы на то, чтобы поехать в заморскую страну и приобрести необходимые товары с целью продажи на родине.
На что живут монахи?
— Экономические вопросы монастырской жизни обычно централизованы в руках казначея. Именно он контролирует процесс поступления и распределения денег, сколько потратить на определенные монастырские нужды, на каждого из братии. Если монаху что-либо нужно — новая обувь или стоматологический осмотр, — он пишет прошение на имя казначея, а казначей выделяет средства. Каждый монах несет свое послушание и участвует в жизнедеятельности монастыря: одни трудятся в алтаре, другие следят за порядком, а кто-то работает на просфоре в монастырской трапезной, типографии или издательстве.
Во что, согласно вере, стоит вкладывать деньги?
|
|
Как церковь распоряжается своим капиталом?
— Прежде всего средства вкладываются в строительство храмов и епархиальных зданий, а также в подсобные хозяйства. Например, мы занимаемся выпечкой хлеба. У нас есть поля, на которых выращиваем овощи не только на нужды монастыря, но и на продажу. Еще мы печатаем книги, у нас есть своя звукозаписывающая студия, пасека, иконописные мастерские. Церковь вкладывает в любое нужное дело, способное принести дополнительную прибыль.
Нередко можно увидеть священника за рулем очень дорогой машины. Не противоречит ли это христианской традиции?
— Прихожане порою забывают, что священники тоже люди и им тоже непросто бороться с искушением обладания дорогими вещами. Но часто бывает, что дорогие вещи — машины, мобильные телефоны — это подарки, полученные от духовных чад.
Каким святым нужно молиться о семейном благополучии?
— Молиться и выспрашивать помощь можно, обращаясь ко всем святым. Это может быть святой, чье имя ты носишь. Очень почитаем Святитель Николай, по своему житию он известен помощью и вниманием к обездоленным, нуждающимся. Принято считать, что христианство — религия бедности.