НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
Життя та Стиль
Особисті фінанси
05.02.2008 43524

Деньги, рясы, купола

Монах Киево-Печерской лавры, отец Лонгин — один из финансовых менеджеров церкви — рассказал нам все о благочестивых вложениях, нерадивых должниках, дорогих кредитах и семейном благополучии


Анастасия РИНГИС
, Личный Счет
Фото: Юрий БЛИЗНИЧЕНКО

Принято считать, что христианство — религия бедности.

— Если посмотреть на историю христианства, то среди последователей Христа мы можем встретить как людей из самых бедных слоев общества, так и самых богатых — царей, императоров. Христианство всеобъемлюще и дает возможность спастись каждому человеку, поэтому нельзя говорить, что оно направлено только на бедный класс. Христианство дает новое отношение и понимание материальным ценностям, освобождая человека от власти материи. Апостол Павел говорил, что привык жить и в достатке, и в нищете. Но бедность не делала его озлобленным, а достаток — ленивым и скупым. Потому что вера во Христа дает представление о земной жизни как о временной. Жизнь — время, которое нужно использовать во спасение своей души, поэтому материальные ценности не могут быть самоцелью. Но с другой стороны, материальное благополучие в какой-то мере может стать даже подспорьем для того, чтобы войти в Царство Божье.

Тем не менее в Священном Писании существует такое сравнение: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому в Царство Небесное...

Церковь не поощряет высокие кредитные ставки, так как некоторые банки явно наживаются на гражданах
— Нужно понимать, какое игольное ушко имеется в виду. Древние восточные города обносились высокими крепостными стенами. Когда на ночь ворота, ведущие в город, закрывались, запоздалому путнику открывалось лишь небольшое отверстие в крепостной стене — то самое игольное ушко, в которое легко проходил человек, но с большим трудом — навьюченное животное. Его приходилось вталкивать, но тем не менее верблюд все же проходил. Так и богатый человек может быть духовным, но от него требуется больше усилий, так как богатство для многих — большое искушение. Деньги и власть, как известно, могут испортить человека. Человек богатый вынужден много времени уделять не душе, а приумножению капитала. К тому же деньги могут стращать греховными развлечениями: казино, клубы, а вот без денег туда не попадешь. Деньги еще сопутствуют таким грехам, как гордость и тщеславие.

Нужно помнить, что деньги — это риск. Когда богатство направлено на созидание чего-то нового, когда оно способно помогать людям, оно приносит только пользу. А когда деньги приводят лишь к разврату, банальному потреблению, это совершенно бесполезное богатство.

Выходит, что церковь не поощряет стремление к материальному благополучию?

— Церковь поощряет материальное благополучие, но оно должно быть основано не только на жажде собственного комфорта. Если человек зарабатывает честным трудом хорошие деньги, то это благословение Господне. Нужно молиться и благодарить за работу, за то, что труд этот не тщетен. Другое дело, когда для каких-то финансовых достижений человеку приходится совершать недопустимые для души поступки, например, врать. Процесс накопления капитала — лакмусовая бумажка, которая в одних случаях укрепляет дух — когда человек не преступает через морально-нравственные законы, в других — становится серьезным испытанием для души.

Как церковь относится к кредитам?

— Церковь не накладывает вето на какие-либо финансовые инструменты. Главное, чтобы, пользуясь ими, человек не портился, не озлоблялся. От людей я слышал двоякое отношение к кредитам: с одной стороны, кредит — это возможность уже сейчас использовать вещи, на которые раньше человеку долго пришлось бы копить. Для других — кабала, необходимость все время думать, как рассчитаться с кредиторами. Поэтому сам по себе кредит не осуждается церковью, но то, каким делает человека кредит, священников беспокоит. Перед тем как брать кредит, человек должен оценить не только свое материальное положение, но и готов ли он к этому морально. Для поддержания духа можно получить благословение от священника своей церкви.

А священники берут кредиты?

— Возможно. Не уверен, что священники покупают дома в кредит. Но знаю семьи священников, занявшие средства на приобретение стиральных машин и другой бытовой техники.


Если говорить о спекуляции как об экономическом процессе, к примеру, торговля ценными бумагами, то это коммерческий проект. И в этом нет ничего предосудительного. Мы же не назовем купцов спекулянтами


Как христианство относится к должникам?

— К злонамеренным неплательщикам — плохо. Если человек не платит, не потому что не может, а потому что не хочет, это уже обман. Другое дело, когда человек не может платить в силу обстоятельств. Кстати, церковь не поощряет высокие кредитные ставки, так как некоторые банки явно наживаются на гражданах.

А у вас есть счет в банке?

— Лично у меня нет, но у кого-то из священников может быть. Ведь им тоже нужно решать материальные вопросы, заботиться о семье. В Священном Писании сказано, что кормится священник от алтаря, от паствы своей. Если у него хватает пожертвований не только на то, чтобы прокормиться, но и чтобы открыть счет в банке, то церковь не возражает.

В Украине с недавних пор стал появляться класс рантье — людей, живущих за счет сдачи недвижимости или другой собственности в аренду. Как церковь относится к таким людям?

— Если человек при легком достатке начинает внутренне разлагаться, то он находится в большой опасности, поступки его греховны. Если эти деньги не срывают ему голову, не закрывают глаза, то в существовании за счет банковского депозита или сдачи имущества церковь не находит ничего предосудительного.

А что вы скажете о спекулянтах и спекуляциях?

— Для начала нужно определиться, что такое спекуляция. Если создается искусственный дефицит для того, чтобы потом из-под прилавка продавать товар по завышенным ценам, то церковь рассматривает это как элементарное воровство. А если говорить о спекуляции как об экономическом процессе, к примеру, торговля ценными бумагами, то это коммерческий проект. И в этом нет ничего предосудительного. Мы же не назовем купцов спекулянтами. Они тратят свои силы на то, чтобы поехать в заморскую страну и приобрести необходимые товары с целью продажи на родине.

На что живут монахи?

— Экономические вопросы монастырской жизни обычно централизованы в руках казначея. Именно он контролирует процесс поступления и распределения денег, сколько потратить на определенные монастырские нужды, на каждого из братии. Если монаху что-либо нужно — новая обувь или стоматологический осмотр, — он пишет прошение на имя казначея, а казначей выделяет средства. Каждый монах несет свое послушание и участвует в жизнедеятельности монастыря: одни трудятся в алтаре, другие следят за порядком, а кто-то работает на просфоре в монастырской трапезной, типографии или издательстве.

Во что, согласно вере, стоит вкладывать деньги?

Любые финансовые вложения должны исключать желание нажиться на людях
— Если говорить о Евангелие, то там не дается каких-либо четких предписаний. Хотя материальный достаток в древнее время был знаком Божьего благословения. В наши дни материальное благополучие не всегда говорит об особом отношении Бога. Любые финансовые вложения должны исключать желание нажиться на людях. Нет ничего плохого в том, что люди покупают квартиры и земли в надежде, что цена на них вырастет. Однако, решая свои материальные проблемы, не нужно забывать, что есть еще пища для души. Раньше обязательно десятая часть семейного бюджета отдавалась на милостыню бедным или на содержание церкви. Оставлялась на поле десятая часть урожая, чтобы его могли взять обездоленные или животные. Таким образом регулировалось распределение материальных средств. Сейчас у православной церкви нет такого понятия, как десятина. Но тем не менее духовной десятиной считается 40-дневный пост — время, которое человек должен посвятить душе. Если человек считает нужным жертвовать — это его личное дело, все зависит от его возможностей.

Как церковь распоряжается своим капиталом?

— Прежде всего средства вкладываются в строительство храмов и епархиальных зданий, а также в подсобные хозяйства. Например, мы занимаемся выпечкой хлеба. У нас есть поля, на которых выращиваем овощи не только на нужды монастыря, но и на продажу. Еще мы печатаем книги, у нас есть своя звукозаписывающая студия, пасека, иконописные мастерские. Церковь вкладывает в любое нужное дело, способное принести дополнительную прибыль.

Нередко можно увидеть священника за рулем очень дорогой машины. Не противоречит ли это христианской традиции?

— Прихожане порою забывают, что священники тоже люди и им тоже непросто бороться с искушением обладания дорогими вещами. Но часто бывает, что дорогие вещи — машины, мобильные телефоны — это подарки, полученные от духовных чад.

Каким святым нужно молиться о семейном благополучии?

— Молиться и выспрашивать помощь можно, обращаясь ко всем святым. Это может быть святой, чье имя ты носишь. Очень почитаем Святитель Николай, по своему житию он известен помощью и вниманием к обездоленным, нуждающимся.

Оценка материала:

3.13 / 8
Деньги, рясы, купола 3.13 5 8
Життя та Стиль / Особисті фінанси
05.02.2008 43524
Еще материалы раздела «Особисті фінанси»