Політика
Україна
Сине-белое царство: что ждет Украину в случае победы Виктора Януковича
Какой будет Украина президента Януковича? Так ли ужасны мифы о тотальном бандитском будущем страны? На самом деле, все будет не столько страшно, сколько пошло и предсказуемо. Приходится констатировать что, с очевидным опозданием на 10-15 лет, Украина выходит на путь, уже пройденный Россией и Беларусью. Выходит, чтобы повторить его в самом карикатурном и непоследовательном виде: Янукович — не тот лидер, который способен сдвинуть страну с того незавидного места, на котором она находится. Он способен «заморозить». И то — не столь умело, как тот же Путин.
Ничего не забыл и ничему не научился
Вряд ли кто-то поверит, что начиная с 8 февраля, по улицам страны начнут ходить «штурмовые отряды» с сине-белыми повязками, а при приеме на работу в анкетах введут вопрос «Участвовали ли Вы в оранжевой революции?». Янукович уже не совсем тот, каким был в 2004-м. Он вынужден действовать в иных условиях, и он это понимает. Каково бы ни было его личное желание стать единоличным правителем страны, такое развитие событий выгодно только нескольким группам внутри самой ПР – «старым донецким» и ближнему кругу Януковичу. Но гораздо больше желающих порулить Лидером и сделать его пригодным не только для краткосрочного, но и для долгосрочного управления страной. Ожидается большой передел собственности, и именно этот передел будет составлять суть правления Януковича, а вернее — его команды. От степени жесткости этого передела зависит экономическое и политическое будущее Украины: если передел начнет осуществляться в присущей «донецким» жесткой и откровенной форме, оппозиционные группировки элиты неизбежно начнут объединяться. Хотя и не сразу. «Регионалы» сделают все возможное, дабы отвести оппозиции своеобразное гетто. Первой персоной, которую туда будут пытаться отправить, будет, конечно, Юлия Тимошенко.
«Сильная рука» для своих
Янукович неизбежен не только потому, что в юго-восточных районах живет арифметически больше населения, чем в остальной Украине. Его поддержали все, разочарованные в оранжевой эпохе и ее фигурах, и просто те, для кого Янукович — ментально ближе. Они, эти люди, не просто шахтеры, не просто «парни с нашей улицы», не просто «жители Юго-Востока». Это носители определенной общности мировоззренческих ценностей, представлений о жизни, о месте и ролях в этой жизни таких базовых понятий, как «отец-сын», «мужчина-женщина», «начальник-подчиненный», «государство-народ» и т.д. Для этих людей судимости — «школа жизни», а настоящий мужик должен держать женщину на кухне, быть скорым на кулачную расправу и вообще быть большим и грозным. Таковых людей в стране — большинство. Дело даже не в кризисе, Тимошенко, Ющенко и банкротстве Майдана. Дело в том, что любителей «сильной руки» — всегда больше. А Янукович пока что является главным воплощением этого типа политика. Сможет ли поддержать имидж?
Следует помнить, что Виктор Федорович уже заставил миллионы своих сторонников пережить психологическую травму в 2004-м, когда не смог отстоять победу, и в 2007-м, когда упустил свой шанс еще раз. Легкость прихода его к власти на этот раз лишь раззадоривает избирателя. Сторонникам Януковича хочется, да им и предлагается думать, что вот уж после победы Виктора Федоровича в Украине точно наступит долгожданный рай. Только рай «сине-белый», раз оранжевые свой не создали. И это «сине-белый рай» вполне будет удовлетворять желания «маленького украинца». В том числе и того, кто не переваривает Януковича. Потому что для большинства населения ничего не изменится. Что уже неплохо. А те, для кого, как воздух, важны русский язык, отсутствие «бендеровцев» у власти и ощущение того, что при Януковиче мы стали ближе к России, такое ощущение получат.
Янукович — «свой парень». Он — самый успешный политпроект этой страны. Но сможет ли он стать диктатором? Нет. В нынешних условиях, даже придя наконец-то, к власти, Янукович уже не имеет того потенциала, той поддержки и ощущения вседозволенной неуязвимости, как пять лет назад. Он постарел и подустал. Да, пришествие во власть ободряет его. Да, физически он крепок, и, в отличие от Ющенко, не будет сосредоточен на своем здоровье. Да, он ведет себя адекватнее Ющенко. Но его слабые качества известны всем. В отличие от Ющенко, он не может огорошить всех непредсказуемостью. Его упорство, переходящее в упрямство, слишком грубо, прямолинейно и очевидно, и является объектом насмешек, нападок и манипуляций. К Януковичу максимально применима фраза древних: «Юпитер, ты сердишься, — значит, ты неправ!»
Возвращение кучмизма
Победа Януковича будет означать застой в политической и общественной жизни. Это будет неокучмизм в его более концентрированной, но и более деперсонализированной форме. Потому что Янукович не будет являться реальным вершителем судеб страны. Он будет лишь символом, фигурой прикрытия, «говорящей головой».
Сам Янукович и его партия совершенно не являются носителями какого-либо сепаратизма. Об этом не раз говорилось все годы оранжевого правления, когда из «регионалов», по большей части в угоду конъюнктуре, «лепили» раскольников, только и мечтающих отколоть былую Донецко-Криворожскую республику и отдать ее московским царям. Партия регионов является партией крупной буржуазии. Крупной национальной буржуазии. Которой нужны, в первую очередь, условия для собственного господства и гарантии дальнейшего (желательно — вечного) монопольного положения в государстве.
Федерализация и регионализация, которую, теоретически, может дать Украине Партия регионов, означают максимально возможную самостоятельность «смотрящих» от ПР на местах. Только на Западной Украине руководить откатами и «распилами» будут местные представители криминально-бизнесовой верхушки, говорящие на самом что ни на есть украинском языке. Каждая область будет отдана в управление назначенцам от «регионалов» и местным представителям элиты, который пройдут кастинг на лучшего друга Партии регионов. В идеале, система отношений с регионами при Януковиче будет представлять собой отчисление известной суммы в центр и партийную казну. С оставлением оговоренной части налогов на кормление местных управленцев — дабы не был обижены и не желали смены власти. По большей части, назначенцы в регионах будут несменяемы на протяжении всей каденции Януковича. Таким образом, срок правления многих из них в своих регионах может достигнуть 10-15 лет.
Дружба — дружбой, а ГТС — врозь
В экономических отношениях с Россией будет проводиться достаточно осторожная политика: страну постараются поделить между тремя силами: российским бизнесом, «донецкими» и тем, что будет оставлено «одобренной» оппозиции. Партия регионов никогда полностью не сдаст Украину российским олигархам без учета собственных интересов. Суть в том, что пул внутренних инвесторов, уже давно и прочно сформированный в Украине, давно раздражает россиян. Но он же является источником фактической экономической независимости Украины. Прагматизм донецкой бизнес-группировки (вернее, ее бизнес-крыла во главе с Ахметовым) будет требовать умной дележки. Оттого россиянам будет отдано несколько предприятий в Украине, но никогда — контроль над значимыми объектами или целыми отраслями. Во всяком случае, без деятельного соучастия ПР в прибыли.
Основным объектом, которым Россию будут дразнить и которой будут приманивать, станет ГТС. Помнимая опасность для Украины Северного и Южного потоков, и разумея невозможность реального участия Украины в этих проектах, окружение Януковича постарается максимально быстро и без ущерба для себя решить вопрос газотранспортного консорциума. Создание такового с формальным контрольным пакетом акций (предположим, 50% + 1 акция) станет основой для отношений с россиянами. Формально труба не будет продана: мало того, «регионалы» будут четко следить, дабы система не допускала сбоев, а ГТС не была отобрана за долги — подобное означает ликвидацию их собственной экономической значимости и контроля над Украиной.
Будет расширено участие России и в приватизации иных стратегических объектов — например, «Энергоатома» или «Нафтогаза». Обязательным условием будет сохранение фактического управления и контрольных пакетов в украинских (донецких) руках. Собственно приход к власти Януковича во многом «заточен» как раз под эти цели: за приватизацию объектов подобного класса Россия будет готова более чем щедро «откатить». Для этого придется, конечно, выводить тот же «Нафтогаз» из предбанкротного состояния, но времени у «регионалов» на это будет достаточно. За пять лет справятся точно.
Оч-чень мед-лен-ный курс на ЕЭП
Однозначный курс Украины в фарватере стратегической евразийской политики, которую приводит Россия, может и не состояться — в том случае, если «донецкие» не увидят в этом выгод для себя. Даже формальное вступление тот же ЕЭП, если оно когда-нибудь произойдет, будет лишь символическим жестом, направленным на демонстрацию стратегического курса новой власти и на упрочение симпатий электората Януковича, для которого понятия «дружба с Россией» имеет почти мистически-символическое значение. Однако этот жест может быть и необязательным, если олигархам из ПР и персонально Виктору Федоровичу не предложат реального участия и влияния в политике ЕЭП. А такого от России ждать нереально. Если Москва, раззадоренная первыми успехами, начнет требовать от Украины все больших уступок, то она скоро споткнется об очевидное нежелание «регионалов» максимально «расшатывать лодку» и давать много поводов для риторики (а то и действий) оппозиции. С Януковича хватит и того набора знаковых шагов навстречу российским интересам, который он намерен предпринять: консорциум, участие российского бизнеса в приватизации, пролонгация пребывания ЧФ и, возможно, статус русского языка. ЕЭП, как таковой, «донецким» не нужен: для ликования электората вполне хватит и вышеозначенного набора, а ожидать от России допуска к долгосрочным проектам не приходится. ПР гораздо легче будет жить с откатов, полученных за распродажу стратегических активов родины.
Янукович понимает, что президент, избранный третьей частью или даже меньшим числом народа Украины, не может брать на себя ответственность за всю страну: себе дороже. Потому он будет на первом этапе, пока власть его не упрочится (хотя такое тотально невозможно в принципе), предпринимать лишь символические шаги и полумеры с целью доказать свою лояльность Москве и создать впечатление «последовательного» перед избирателями. Потому в области стратегического союзничества (читай — вассалитета) с Россией его действия будут носить больше характер «словесной интеграции»: заявляя о неизменной и крепкой дружбе с северо-восточным соседом, он будет проводить длительные раунды переговоров, избегая вхождения в милиарные или экономические группы внутри СНГ. Переговоры о членстве в ЕЭП, которые он начнет, могут тянуться очень долго. Такими же длительными могут стать и переговоры о Таможенном союзе и других излюбленных «фишках» Москвы.
Вопрос о выводе Черноморского флота будет заморожен, как минимум, на первую каденцию Януковича, то есть до 2015 года. Только через пять лет есть смысл четко определяться с позицией по поводу ЧФ. Но каковы будут условия следующей президентской кампании — предсказать невозможно.
Отношение же к ЕС и НАТО будет абсолютно равнодушным. Эти темы вообще не будут подниматься. В вопросе НАТО Янукович будет четко отстаивать внеблоковую позицию. Курс на евроинтеграцию может быть официально не дезавуирован, но фактически будет проводиться только ради конкретных программ с живыми евроденьгами, а таковых расчетливый ЕС Украине Януковича давать не будет. Таким образом, на западном «фронте» настанет полное затишье.
Но вряд ли для России таких полу-шагов будет достаточно. Если Медведеву такие жесты будут по сердцу — из чисто имиджевых и соображений, и с точки зрения внутрироссийской борьбы за власть, то Путину важны исключительно экономические реалии. И символические жесты Януковича вряд ли заставят Путина пересматривать цену на газ. Максимум, что он может сделать — ее не повысить. На переговоры о пересмотре контрактов Москва может пойти, но будет тянуть их настолько долго, насколько уступок можно будет выжать из Януковича.
Зато от Януковича можно ожидать развития отношений со странами иных континентов. Украина может снова вспомнить о своих возможностях в Африке, Южной Америке и Азии. Вероятное недовольство США деятельностью нашего государства в этих частях света он может попытаться нивелировать обращениями за поддержкой к Москве. Но последняя предоставит Януковичу самому возиться с этими векторами внешней политики. Россия не помогает никому, даже формальным союзникам, если не учитываются ее интересы. И Януковичу предстоит учесть эти аспекты.
К слову, если проанализировать внешнеполитическую риторику Януковича, то бросается в глаза, что он собирается выстраивать с Россией «дружественные отношения», в то время как ЕС и США именует «стратегическим партнерами». То есть, лидер ПР может оказаться гораздо более проукраинским президентом, чем предполагается по факту. Хотя, подозреваем, вся внешняя политика его президентства будет пребывать в стагнирующем состоянии — дабы не рассердить ни Москву, ни Запад. Лучше не делать ничего. Не самая лучшая позиция, но для Януковича — почти единственно возможная.
Медленно работая языком…
Один из главных гумантитарно-идеологических вопросов эпохи Януковича имеет шанс разрешиться относительно быстро — в пределах года-полутора после прихода к власти. Начнется он с деукраинизации документооборота, кинопроката и образования в регионах с доминирующим русскоязычным населением. Вначале это вызовет дубляж документов на двух языках, со временем перейдет в фактическое доминирование русского языка, как и было до эпохи Ющенко. Признание же русского языка вторым государственным будет делом не столь быстрым. Оно может быть использовано как «маяк» еще в ходе, как минимум, одних парламентских и одних президентских выборов — для закрепления пребывания ПР на вершине власти. Постоянное постулирование языкового вопроса будет также поддерживать в тонусе отношения Украины с Россией: признание русского вторым государственным будет слишком однозначным ходом, свидетельствующим об изыскании милости у Кремля. Постоянное же откладывание кардинального решения этого вопроса наряду с частичным его решением путем «перевода» на региональный уровень (под мотивом соблюдения Европейской Хартии региональных языков) станет орудием постоянного стимулирования интереса России к сотрудничеству с Януковичем.
Массаж прессы и замена культуры на физкультуру
Свободы слова при Януковиче, ясное дело, станет меньше. И намного. Будет происходить следующее, предельно знакомое по кучмовским временам: вначале кого-нибудь демонстративно разорят исками. Затем еще кого-нибудь задавят налогами и проверками. Где-то сменят менеджмент. Кто-то вовремя поймет и начнет осуществлять самоцензуру. Оппозиции оставят несколько изданий, интернет будут контролировать избирательно — давя на владельцев ресурсов, особо нагло открывающих рот на Лидера и его команду. Со временем, без лишнего шума, прекратятся юмористические программы с высмеиванием Януковича. Тотального и, тем более, официального, запрета на осмеяние первого лица не будет: просто в определенный момент какой-нибудь «95-й квартал» вначале исчезнет с ТВ в прайм-тайм, а затем будет закрыт, как нерентабельный проект, или же перейдет, как в России, на исключительно генитальный юмор. Кого-то из особо ушлых работников пера и клавиатуры могут, конечно же, и поколотить в темном переулке — но отрезать голову не будут, памятуя о Гонгадзе: слишком громкая незадача тогда вышла.
Ток-шоу померкнут, и в один прекрасный день выяснится, что тому же Шустеру не продлили контракт и он теперь ведет вполне безобидную футбольную передачу, спонсируемую той же ПР — как известно, большими друзьями спорта. В стране останется несколько программ подобного «выступательного» рода, как и на российском телевидении, но особой остроты от них ожидать не придется — туда будут приглашать лишь дозволенную оппозицию. Прочим оставят право митинговать и возмущаться. Главной задачей в этом направлении станет лишение оппозиции финансовых ресурсов — в этом случае ее деятельность будет неизбежно маргинализироваться.
С региональной прессой будет еще проще. Тамошние несменяемые царьки быстро наведут порядок, ликвидировав фронду в виде оппозиционных изданий. Вопрос о свободе слова нужно решать до конца первой пятилетки Януковича, и решать в комплексе с давлением на оппозицию — без этого правление ПР и ее Лидера не может считаться прочным.
Что касается волнующих исключительно интеллигенцию вопросов культуры и истории, то учебники снова перепишут, смягчив антироссийские акценты и убрав весь пафос об оранжевой революции. Проекты эпохи Ющенко будут исключены из расходов бюджета, их предоставят финансировать самому Ющенко и его дражайшей супруге, а также разрешат оппозиции в лице той же Тимошенко регулярно подкармливать какой-нибудь лишенный госдотаций Музей российской оккупации, дабы подчеркнуть ее «бандеровскую» сущность. Празднества типа «Акта Злуки» или «Дня памяти Голодомора» также перейдут в «ведение» оппозиции: вполне сгодится как отдушина для критики «антиукраинской» власти.
Царство сине-белого генерала
Самому Януковичу власть, в общем-то, не очень и не нужна. Звучит парадоксально, особенно в свете вроде бы выбравшегося из дебрей его подсознания желания стать, как минимум, вторым Кучмой и единоличным завгаром Украины, но это факт. На какие-либо жесткие решения, в том числе против оппонентов, Януковича будет двигать окружение. В выстраиваемой «регионалами» структуре «донецкого порядка» за его спиной будут совершаться сделки и приниматься решения, которые будут в реальности решать судьбу Украины. И степень перераспределения собственности и «раздевания» экономических конкурентов при этом будет зависеть лишь от степени вменяемости и прагматизма внутри донецкой команды. Которая, в отличие от 2004 года, не сможет рулить Украиной сама по себе. Союзников же ПР захочет тасовать и выбрасывать (первым с борта скинут Литвина — это случится до середины 2010 года). Но управлять страной единолично «донецкие» не смогут, как бы не хотелось.
Янукович станет очевидным Брежневым, окруженным «Политбюро», эшелонированные тылы которого будут вести к Ахметову, Фирташу и тем, кому позволят стать рядом. Возможно, в число тех, кому будет позволено рулить государством, допустят и иных олигархов — ведь сердить коллег тому же Ринату Леонидовичу не очень выгодно.
Увы, не исключено, а даже очень вероятно, что на начальном этапе перераспределения собственности может быть проведено несколько показательных «отстрелов» — на уровне владельцев предприятий, директоров компаний, возможно, даже крупных чиновников (к примеру, мэров). Вероятность такого печального развития событий — примерно 40%. Это может произойти в том случае, когда в среде регионалов возобладает радикальная группа под девизом «вся Украина — наша», не предусматривающим оставления конкурентам значимых активов. Но уже первая кровь и разборки такого рода максимально консолидируют оппозицию, напомнят о бандитских корнях и имидже новой власти, и оттолкнут от ПР часть избирателей — а это не отвечает желанию прагматического крыла «регионалов» о «стабилизационной заморозке» Украины под их корпоративным управлением.
Что же касается самого Януковича, то как управленец, он будет, по сути, таким же ленивым и неэффективным, как и предшественник. Единственное, что может удержать его популярность на высоте дольше, чем у нынешнего Гаранта — это свертывание свободы слова и деятельность окружения, более склонного к конкретным разборкам и более единого в своих действиях, чем разношерстная компания Ющенко.
Вечный бой с Юлей и прочими
Янукович — ставленник, причем не отягощенный даже мессианским комплексом, подобно Ющенко. Последнего хотя бы мессианство побуждало к действию. Янукович же предельно предсказуем и управляем. И окружение для того и привело его к власти. Однако условия в стране все же иные, чем в 2004 году. Нет уже единой «оранжевой мечты» и обожествления ее лидеров. Но есть гораздо более практичный, не сдающийся и играющий по тем же правилам соперник. Это — все та же Юлия Тимошенко. Полностью лишить ее влияния невозможно. Равно как и уничтожить иные, новые, политические силы, которые неизбежно появятся, и очень скоро будут готовы вырвать власть из рук вялого президента Януковича и его команды. Поэтому ему и Партии регионов придется договариваться с прочими группировками элиты и прислушиваться к их голосу, в том числе, в гуманитарных и внешнеполитических вопросах.
Задачей, которую попытается осуществить Янукович, станет попытка максимальной политической нейтрализации Тимошенко. Но «Федорыч» гораздо менее хитер, устойчив к стрессам, изворотлив, стоек, и, в придачу, совершенно неспособен на ассиметричные ответы. У него, когда он окажется на вершине власти, будет очевидное искушение расслабиться и ничего не делать. Он передоверит практическое управление страной своим соратникам. Именно они будут на практике бороться с Тимошенко.
Янукович имеет сомнительный шанс стать самым несамостоятельным президентом Украины. Не самым непоследовательным и непредсказуемым, как его предшественник, а именно самым ленивым. Только время он будет приводить не на пасеке и не за трипольскими плечиками, а за более понятными мужскими забавами — охотой в Сухолучье, к примеру. Но игры 60-летнего енакиевского мальчика, в душе так и оставшегося пацаненком из неблагополучной семьи, вряд ли будут способствовать рывку государства из нынешней трясины. Янукович может даже снова возобновить рукоприкладство для вящей демонстрации власти, но на любые стратегические шаги его нужно будет «тащить на аркане». Оно ему не надо.
По большому счету, лично Януковичу наплевать на «вякающую» прессу, на экономику и даже на русский язык. Себя он обеспечил на годы вперед. Он —заложник своего окружения, и в душе он это прекрасно осознает. Как и то, что вырваться из этого состояния ему не дано. Да и не хочется: в 60 лет поздно менять привычки. Он бы вполне удовлетворился регулярной демонстрацией народной любви в своем родном Донбассе. Периодически ему бы, как Брежневу, организовывали демонстрацию любви и в иных регионах. Вне зависимости от того, верит ли он в искренность этих акций, Янукович воспринимал бы их как должное.
Он терпеть не может Тимошенко, но он бы оставил и ее в покое, если бы та не была такой «неистовой», и не требовалось вечно с ней бороться. Если бы его не толкали в сторону каких-либо шагов его спонсоры и окружение. И все его действия и бездействия будут порождены лишь инстинктом политического самосохранения и регулярными напоминаниями об обязательствах. И окружение оперативно отправит ВФЯ на пенсию в Межигорье, когда он перестанет быть им нужен. Может быть, даже через пять лет, не «двигая» его на вторую каденцию.
Но для начала он все-таки будет пытаться «образцово» заморозить страну по господством «донецких». И пока он будет это пробовать, в стране будет самый тяжелый — в смысле экономических и политических свобод — период. У недовольных же технологией «заморозки» всегда есть выбор: приспособиться, уехать или бурчать на кухне. И ждать постарения Лидера и ухода его от власти.
Автор: Виктор Серов, специально для Контракты.UA