Політика
Україна
Кого посадит Янукович? Часть I
Вопрос люстраций и репрессий новой власти волнует всех. Чиновников и олигархов — по понятным причинам потери должности, капитала, следовательно — возможностей и даже, может быть, свободы. Остальное общество — в рамках запроса на сильного лидера. Причем ждут жестких шагов от ПР и ее сторонники, и противники.
В ненужное время на нужном месте
Стоит только новому президенту и его команде начать показательные увольнения и тем более, «посадки», как оппозиция стразу же получит доказательства начала «бандитского предела» и «звериной сущности» новой власти. Воспоминание о том, что власть предыдущая начинала точно также, будут злорадным оправданием для сторонников ПР: в свое время, мол, именно «оранжевые» начали массовую люстрацию, увольняя всех, вплоть до уборщиц. Месть будет воспринята как должное. Иное дело — насколько тотальными будут новые чистки. За пять лет «оранжизма» ее властные персоны и структуры перетасовались по нескольку раз. «По шапке» могут получить либо те, кто умудрился сохраниться на посту все эти годы — а значит, таких особо ценных для былой власти кадров нужно обязательно убрать, либо же те (и таких будет основная масса), кто просто попадет под раздачу при очистке мест для «своих».
Люстрация среди чиновников будет, но она будет больше люстрацией по факту, чем по сути. В первую очередь, начнется она на Юге и Востоке, дабы каждый пост в этих базовых для ПР регионах был закрыт проверенными лицами. Господство «донецких» будет полностью напоминать 2003-2004 годы, когда областные вертикали и силовые структуры, вплоть до учреждений образования, укомплектовывались исключительно лицами донбасского происхождения. Хотя в нынешней ситуации можно допустить, что выходцы из ПР займут только самые значимые посты, остальные предоставят сателлитным структурам. Но только не перебежчикам из БЮТ — предательство тех не спасет. Главную оппозиционную силу необходимо максимально маргинализировать, а для этого лишить маломальского влияния, особенно в преддверии местных выборов. А перебежчик сохраняет влияние, и неизвестно, как будет его использовать.
«Чистки» новой власти будут происходить по двум направлениям — замена руководящей вертикали и показательных процессов. Общество, да и сам высший правящий слой, интересуют вторые. От статуса фигур, которые окажутся в проскрипционных списках, от жесткости их наказания зависит отношение к новой власти, столь важное в преддверии все тех же местных выборов, на которых ПР будет снова пускать вырванные пять лет назад «корни» уже в самую глубинку Украины, окапываясь не только на Юго-Востоке, но и в Центре и даже на Западе. От этих же факторов зависит и само функционирование власти и мнение общества о ней: одни ждут посадок одиозных фигур предыдущего режима с радостью, иные — с мазохистским удовольствием: видите, мы же предупреждали.
Так что перед Партией регионов стоит непростой выбор. Однозначно в пользу «рубки голов» он не может быть решен: партии, которая пришла надолго, для закрепления на первом этапе, пока враг еще силен, и нужно добывать эшелонированные позиции, особо массовые репрессии не нужны. Потом, после упрочения положения, начать сажать можно — но будет уже не актуально. Люстрация то начнется уже в ближайшие недели. А вот аресты…
Контракты.UA решили разобраться — кого, может посадить новый президент? И склонен ли он вообще к этому?
Олигархи
Главная категория украинских власть имущих может опасаться не столько за персональную свободу и безопасность, сколько за капитал. От олигархов, поддерживавших БЮТ, потребуют одного — лояльности. Здесь необходим очень гибкий подход. Показательное «раздевание» кого-то из высшего бизнес-пула страны может быть воспринято обществом «на ура», но в данном случае политическая целесообразность такого действа сомнительна. Да, на нынешнем этапе ПР нужно начинать прикрывать БЮТ и иным потенциальным оппозиционным силами источники финансирования. Для этого нужно отбирать активы у потенциально нелояльных олигархов. Но начинать это делать, и делать показательно, уже сегодня — означает неизбежное «ощетинивание» всего олигархического сословия. Будучи партией крупной и очень крупной буржуазии, ПР склонна к соблюдению корпоративных интересов более, чем к жесткой социальной демонстрации. Украинского Ходорковского не будет. Самых упрямых коллег новая власть, конечно же, «пощиплет» — дабы остальным было неповадно. Но это будет происходить почти кулуарно, персонально. Общество не дождется Живаго или Фельдмана на скамье подсудимых. И даже в эмиграции. Только если только кто-либо из былых БЮТовских денежных мешков сам не решит уехать «за бугор».
А случиться это может, если в ПР все же возобладает жадность и «группа ястребов» в лице Левочкина и Азарова получит монопольное влияние на Януковича. С учетом того, что собственно донбасские активы за все годы оранжевой власти так и не были у Донецка отобраны, экономическая экспансия клана будет направлена на иные регионы и отбирание стратегических активов, принадлежащих коллегам. Но если такие хищнические наезды начнутся очень быстро, ПР может и не получить желаемого в долгосрочной перспективе — полной лояльности и единомыслия крупного бизнеса. Фронда будет, и она будет финансировать новых (да и старых тоже) лиц. Так что ПР выгоднее договориться с коллегами максимально по-хорошему. Если возобладает прагматическая линия, то некоторые БЮТовские олигархи вполне смогут сохранить все свои богатства. Хотя, над ними, конечно же, повиснет «Дамоклов меч» лояльности: в случае явной поддержки Тимошенко и любых прочих их начнут «щемить». Если же былые спонсоры БЮТ будут вести себя послушно, трогать их не будут.
Чиновники
О неизбежных чистках на уровне среднего и мелкого чиновничества говорилось выше. Этот процесс будет масштабным и показательным, но почти не затрагивающим умонастроение общества. Смена одних казнокрадов и бюрократов на иных будет восприниматься как неизбежное следствие смены власти. Уголовные преследования на этом уровне могут быть, но они будут носить характер персональной мести, особенно в сине-белом поясе. Подобные точечные процессы против местных чиновников будут носить, в том числе, и демонстрационный характер, особенно в преддверии региональных выборов. И после них тем более, так как ПР окончательно закрепится в этих регионах.
Так что чиновников ждет неминуемое увольнение, хотя и здесь все на так однозначно. Если Юг и Восток почистят сразу, то Центр и тем более Запад трогать пока не будут: у ПР для этого еще руки коротки. Люстрация там будет происходить постепенно, и завершится в течение года-полутора. При это будет учитываться тот факт, что «донецкие» на той же Львовщине будут чувствовать себя не лучше, чем назначенцы с востока во времена партизанской войны УПА: разве что голову не отрежут. Потому на Западе и отчасти в Центре будут более опираться на местных союзников. Галичина при Януковиче снова станет «культурным заповедником», главные предприятия на территории которого будут принадлежать, естественно, «регионалам», но также будет отдан кусок их местным приспешникам. А вот вертикаль власти, иногда даже вплоть до уровня заместителей губернаторов, будет состоять из местных, но проверенных на лояльность.
Такова тенденция при прагматическом ходе развития событий. Но существует вероятность и попытки новой власти переломать «Бандеростан» «через колено», попытавшись и тамошние земли накрыть тотальной «донецкой крышей». В таком случае, будет достигнут как раз обратный эффект: вместо «заморозки» (хотя бы и поверхностной) в Галичине образуется зудящий нарыв, в котором будут выпестованы новые оппозиционные силы, и питательным бульоном которого будут кормиться Тимошенко и иные. А так как речь идет о маргинализации влияния ЮВТ в парламенте и обществе, то давать ей лишний повод для этого вряд ли стоит.
Наконец, следует учитывать, что на пером этапе вряд ли подвергнутся явным репрессиям нынешние соратники Ющенко. Гарантии для ближнего круга экс-президента — одно из условий сотрудничества Ющенко и Януковича. С постов их, в большинстве своем, снимут (разве что оставят на Западной Украине — на уровне, возможно, даже замов новых губернаторов), но трогать особо не будут. Тем более, что нынешние соратники Ющенко — «солянка сборная», почти ничего общего не имеющая с революционерами 2004 года и первым, особо ненавистным Януковичу, призывом оранжевых назначенцев. Нынешним фигурам президентского секретариата, его родственникам и друзьям (типа Червоненко), припасена либо какая-нибудь «культурная синекура» (дабы «Мистецькие Арсеналы» и музеи Голодомора совсем не заглохли, дав повод национально озабоченным интеллигентам пиарить оппозицию), либо спокойная отставка с сохранением источника кормления, либо даже место в структуре новой власти (во всяком случае, на это может рассчитывать Евгений Червоненко, открыто поддержавший Януковича).
Главный сиделец эпохи
Что же касается высшего чиновничества, то здесь показательные репрессии будут. Именно на этом уроне могут произойти самые демонстративные посадки. Главный кандидат — Юрий Луценко. Экс-министр может стать первой и главной жертвой нового режима. Ему предстоит занять место главного узника Януковича. Борис Колесников и Ринат Ахметов получат возможность отомстить. Арест Луценко для ПР будет иметь ключевое значение по следующим соображениям.
Во-первых, кого-то все равно необходимо показательно посадить, дабы продемонстрировать жесткость новой власти. Более подходящей фигуры, воплощающей одиозность былого режима, нет.
Во-вторых, Луценко ненавидят самые влиятельные фигуры в ПР. Ну как им не отдать его «на растерзание»?
В-третьих, за Луценко нет финансового ресурса. Его арест будет чисто политическим шагом, хотя «шить» министру будут, конечно же, коррупцию и злоупотребление служебным положением. Откупить себя от тюрьмы он не сможет. Важно ведь не просто арестовать, а гарантированно довести фигуранта до нар.
В-четвертых, как бы Луценко не был «цивильным», возглавлял он МВД. И отвечать ему придется, в глазах общества, не только за себя, но и за весь ментовский беспредел, который так же, как и раньше, творился все «оранжевые годы», несмотря на декларативный демократизм новой власти.
В-пятых, арест Луценко сразу же заставит Тимошенко судорожно «хлопать крыльями» и «распыляться» на спасение соратника. Обществу и высшему правящему слою на примере Луценко и Тимошенко необходимо будет показать, каковы оранжевые на самом деле: серьезных людей за ними уже нет, а «профессиональные революционеры» в виде Луценко уже поплатились за свои подлинные и мнимые прегрешения. Борьба Тимошенко за Луценко и превращение его в символ оппозиционного сидельца будет демонстрировать, как «одержимая» Тимошенко пытается спасти своего верного приспешника — коррупционера, алкоголика, истерика и политического банкрота. Мол, два сапога — пара. А борьба за Луценко, по мнению ПР, только будет способствовать маргинализации Тимошенко и все большему ее уходу в оппозиционное «бандеровское гетто», лишенное подлинной финансовой поддержки, да и широкой популярности тоже: окруженная лишь преданными тенями вроде Турчинова, леди Ю не быстро, но стабильно начнет угасать как центр притяжения оппозиции.
Наконец, в-шестых, Луценко, как истинный «профессиональный оппозиционер», страдает присущим этой категории людей «мессианским мазохизмом». Он явно предпочтет стать символом преследований и примет чашу сию даже с некоторой радостью. Как в свое время Ходорковский, которому пообещали быстрое освобождение после пары лет нетяжелой отсидки. Ходорковского обманули. Явно не следует рассчитывать на такой вариант и Луценко.
Так что Юрию Витальевичу пора собирать чемоданчик. Сидеть он будет, и будет долго. Столько, сколько будет править Виктор Федорович Янукович.
Из чиновника министерского ранга более кандидатов на «посиделки» не заметно. Преследованию может подвергнуться министр по делам молодежи и спорта Павленко — если у него есть какие-то виды на строящиеся объекты Евро-2012. Вообще, всех, кто будет проявлять упорство в защите своих активов, ПР будет не просто «вышвыривать», а пугать уголовными делами. Евро-2010 проводить Януковичу, так что «чужих» в этой области быть уж точно не должно.
Силовики
Главный кандидат не репрессию — генерал Москаль. Открытый сторонник Тимошенко, он был поставлен ломать власть Партии регионов в Крыму. Громкие заявления генерала, его неугомонный характер и ненависть в нему бомонда «регионалов» почти гарантируют ему место в первой проскрипционной пятерке. Генерала могут арестовать за злоупотребление служебным положением. Насколько процесс завершится «посадкой» — неведомо. Понимая значимость для нее Москаля, Тимошенко бросит все силы на его защиту (может, даже большие, чем на Луценко). Москаль тем самым может приобрести широкую известность в стране, если процесс над ним попробуют все-таки довести до конца: ведь он будет позиционировать себя как борец с сине-белой коррупцией и страдалец от мести «донецких». Но, не обладая столь одиозной репутацией и слабыми «тылами», как Луценко, и имея широчайшие связи в силовых структурах, а также и источник торговли с регионалами (компромат), генерал может выйти относительно сухим из воды: лучшее, что его ожидает — пенсия под надзором ПР. Все-таки милицейская внутрикорпоративная солидарность вряд ли позволит отправить Москаля на нары — скорее на огород, копать картошку на пенсии.
Будет неизбежно сменен и глава СБУ Валентин Наливайченко. Вряд ли за него вступится Виктор Ющенко. Во-первых, Наливайченко хоть и выполнял все время роль главного борца с тенью Голодомора и клеветой на УПА, но подлинным соратником бывшего президента считаться не может: назначен-то он был благодаря Тимошенко, да и проявлял к ней достаточную лояльность. К тому же, Ющенко всегда сдавал своих, так как людям полинявший мессия всегда испытывал презрение. В ближний круг Ющенко, единственно для него значимый, Наливайченко не входит.
Новый глава Службы Безопасности забудет обо всех голодоморных изысканиях предшественника и снова сделает службу органом карательного надзора, как было при Кучме. СБУ из архивной службы вернется в число репрессивных органов, стоящих на страже нового режима.
Будет заменена, и очень оперативно, в течение двух-трех месяцев, вся вертикаль силовиков на местах. Причем в случае с МВД даже на Западную Украину будут посылать проверенные слуги Донбасса или сами «донецкие». Гражданский чиновник и даже губернатор в этом регионе еще может быть не-донецким. Но обладатель силовых полномочий — ни в коем случае. То же будет, в большинстве случаев, касаться и глав местных отделений СБУ. Продолжать рассекречивать материалы о преступлениях предшественников против УПА им формально никто запрещать не будет, но и денег на это не дадут. На чем публикации такого рода сразу же закончатся.
Продолжение следует
Автор: Виктор Серов, специально для Контракты.UA