Кабінет директора
Вечірня горілка
Отложенный удар, или Привет Путину из Харькова
Не успели все порадоваться, что президент Соединенных Штатов в последний момент отозвал удар по Ирану, как Дональд Трамп заявил, что журналисты его неправильно поняли. Удар не отменен, он отложен.
В четверг 20 июня иранская ракета сбила американский разведывательный дрон Global Hawk, который будто бы нарушил воздушное пространство страны в районе Ормузского пролива. В США посчитали иначе, и за нападение на летательный аппарат над международными водами было решено нанести ответный удар по радарным установкам и ракетным батареям иранцев. Этому решению предшествовал ряд совещаний президента с руководителями, отвечающими за национальную безопасность. Ударить решили на рассвете, чтобы было поменьше жертв. Самолеты были уже готовы к операции, когда Трамп вдруг передумал и дал отбой.
Позже американский президент пояснил, что посчитал такой ответ непропорциональным, поскольку ему сказали, что возмездие со стороны США может привести к гибели до полутора сотен иранцев. Кроме того, на него благоприятное впечатление произвело то, что иранцы не стали сбивать разведывательный самолет P-8A Poseidon, находившийся рядом с беспилотником и тоже, выходит, подлежавший уничтожению. На борту такого самолета обычно находится больше тридцати человек, и их гибель точно потребовали бы ответных жертв.
Американские СМИ традиционно поиздевались над Дональдом Трампом. Если вопрос об ответном ударе обсуждался весь четверг, и вероятное количество потерь озвучивалось, то почему вдруг президент, запустив военную машину, остановил ее в последний момент? Бьешь – бей, не бьешь – не морочь голову. Высказывается версия, что решимость Трампа поколебал его любимый обозреватель с FoxNews Такер Карлсон. Известно, что в графике главы Белого дома просмотр FoxNews носит обязательный характер, а к мнению Карлсона он очень прислушивается. Популярный консервативный обозреватель считает, что Трампом манипулируют его ближайшие советники-ястребы, подогревая и без того сильные антииранские настроения президента, в то время как влезть в иранскую авантюру, наподобие иракской, означает похоронить шансы на перевыборы в 2020 году.
В этом контексте картина выглядит, конечно, сильно иначе. И без того нет особых причин радоваться своеобразному гуманизму военных, переносящих удар на время, когда вероятное количество жертв будет меньше, а затем решению главнокомандующего, которого якобы тронула мысль о ненужных потерях со стороны иранцев. В любом случае обсуждается вооруженное столкновение, последствия которого невозможно до конца предсказать. И как прекрасно, что есть циничные предвыборные соображения, которые вынуждают политика быть осторожнее в действиях, чем если бы их не было.
В другом месте планеты, хотя не так и далеко от Ирана, граждане Грузии возмутились поведением собственных властей, запустивших в собственный парламент российского депутата и давших ему усесться в кресло спикера. Подняли шум, встретили жестокое сопротивление спецназа, за которым маячит фигура главы МВД с российским гражданством, и теперь там будут что-то серьезно менять, потому что оставить все как есть уже не получится. И реакция президента России последовала ну совсем не симметричная: между Грузией и Россией отменено воздушное сообщение. Говорят, Путина могли обидеть именные протестные плакаты, где его называют прозвищем, введенным в оборот харьковскими болельщиками. А вот был бы у российского президента умный авторитетный политический обозреватель и маячащие впереди настоящие выборы… Не была бы тогда Россия Россией, нынешняя Украина была бы совсем другой, да и Грузия в других границах.
Выпьем же за демократические выборы.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец