Бізнес
Ринки та компанії
Как украинцы собираются обанкротить розничные сети
Стиль жизни среднего украинца позволяет не ограничивать себя в еде, делать сбережения и… способен довести до банкротства несколько розничных сетей уже этой весной. Кто же попадет под «нож экономии»?
Пища для ума
Дмитрий Потапенко, руководитель небольшой IТ-фирмы, открывает багажник, на дне которого с десяток стеклянных банок тушенки и двадцать упаковок самых дешевых макарон, рядом лежат батарейки и спички. Семья предпринимателя: неработающая жена и двое маленьких детей — ожидают тяжелых времен. «Я родился и вырос в Советском Союзе. С едой тогда были трудности. Мама одновременно занимала несколько очередей за продуктами, а я, совсем маленький, вместо того чтобы играть с товарищами в футбол, томился в одной из них, — вспоминает Дмитрий Потапенко. — Не хочу, чтобы это повторилось с моими детьми».
Подобной модели потребления — экономить на всем и запасаться впрок — придерживаются более половины украинцев. Начиная с прошлого года население существенно сократило расходы на непродовольственные товары: бытовую технику и электронику, одежду и обувь, автомашины и квартиры. «Уже в I квартале 2009-го продажи непродуктовой группы упали в среднем на 50–60% год к году, оставаясь на более-менее одинаковом уровне весь 2009 год. Средний украинский потребитель в прошлом году отказался от планов обновить, например, холодильник или стиральную машину», — констатирует Андрей Пивоварский, директор инвестиционнобанковско¬го департамента ИК Dragon Capital.
Украинцы пытаются экономить и на еде, отказываясь от любимых деликатесов, но галопирующие цены на товары первой необходимости (сахар, сыр, мясо) не позволяют ограничивать расходы. Виталий Коба, первый замдиректора сети супермаркетов «Край», отмечает, что спрос на молочные продукты и сыры существенно упал, после того как в начале 2010¬го эта товарная группа подорожала на 30–40%.
Аналитики единодушны в том, что потребители покупают меньше, но затраты на продовольствие остались прежними. По данным исследования СОЦИС, в 2009-м ежемесячные расходы средней украинской семьи составили 1450 грн, в 2008-м — 1350 грн, а годом ранее — 1000 грн.
Потребители отдают предпочтение самым экономным предложениям. «Если сыр, то самые дешевые сорта, если йогурт — самый недорогой», — рассказывает Мария Колесник, руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА». Производители подстроились под предпочтения украинцев, включив в свои линейки продукты всех ценовых сегментов. «Хорошо, что за последние месяцы у нас не подорожало мясо, потому что этот продукт необходим для рациона. И в случае повышения цен на него, как сейчас произошло с молочными продуктами, населению пришлось бы туго», — считает Мария Колесник.
Экономная Европа
Глеб Вышлинский, аналитик GfK Ukraine, вспоминает, что до кризиса европейцы и жители США выбрасывали в мусор половину приобретаемых продуктов — покупали столько, сколько съесть не могли, и товары портились.
В 2009-м жители Евросоюза были осторожны в тратах как никогда ранее. Четверо из десяти немцев, голландцев и австрийцев сегодня пытаются купить продукты подешевле (данные исследования GfK Association).
«В Европе еда и до кризиса была недешевой. Но в среднем по ЕС цены на болееменее качественную одежду и обувь, не считая бутиков в центре Парижа или Милана, были ниже, чем в Украине и России. Поэтому европейцы стараются сэкономить на еде», — рассказывает Мария Колесник.
Кроме того, у среднего жителя ЕС более половины ежемесячной зарплаты уходит на оплату коммунальных счетов: тарифы на свет, воду и газ в Европе намного выше, чем в Украине. Поэтому сегодня европеец ограничивает потребление, чтобы заплатить местным «жэкам». Эти выводы подтверждаются данными исследования GfK Association: около 40% британцев и 27% датчан признались в том, что экономят на электроэнергии, реже пользуются кондиционерами и отоплением.
Россияне, в отличие от европейцев, стараются не покупать новую одежду и обувь, но не ограничивают себя в питании. В Москве и Санкт¬Петербурге стоимость жизни довольно высокая, но у жителей этих российских городов зарплаты до кризиса были тоже немаленькие. Сегодня их подходы к покупкам кардинально не изменились.
«Они привыкли жить на широкую ногу, а поскольку не могут позволить себе тратиться на технику, автомобили и квартиры, то стараются не экономить на еде. В регионах России ситуация более пессимистичная», — замечает Мария Колесник. Схожую модель потребления выбрали украинцы. По мнению Глеба Вышлинского, ограничения соотечественников в отношении круп¬ных покупок находят замещение в более мелких тратах, в частности на еду.
Французы и немцы, в отличие от украинцев, после начала кризиса стали реже ходить в кинотеатры и на концерты, в пабы и рестораны. На Западе иная культура посещения общественных мест. Известно, что средний европеец до кризиза реже питался дома и чаще завтракал, обедал и ужинал в кафе или ресторане. Эта статья расходов была довольно значительной, и даже в кризис европейцы не готовы кардинально перестроить свой стиль жизни.
Жить станет лучше, жить станет веселее…
В Украине условия проживания ухудшились, но от голода никто не умирает. «Многие украинцы имеют значительное подспорье — усадьбу в селе. Горожане часто ездят в деревню за картофелем и другими продуктами», — подчеркивает Мария Колесник. Наличие нескольких источников заработка также позволяет среднему украинцу выживать.
В целом население экономит не от крайней нужды — все свободные средства граждане конвертируют в валюту, ожидая грядущих катаклизмов. По словам Олега Соскина, директора Института трансформации общества, в январе 2010-го украинцы купили в обменных пунктах на $800 млн больше, чем продали. Соотечественники отказывают себе в новой бытовой технике и одежде, откладывая евро и доллары. Экономисты называют эту ситуацию отложенным спросом. И это трагедия для отечественной розницы. Если жители Украины будут стремиться к накоплению и дальше, ограничивая потребление, то не исключено, что уже в апреле–мае 2010-го несколько розничных сетей обанкротятся.
Мария КОЛЕСНИК, руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА»
— В чем проявляется экономность украинцев?
— Они предпочитают покупать дешевые продукты, а также меньшее количество товаров, но из¬за роста цен сумма среднего чека даже немного увеличилась по сравнению с 2008-м. Поэтому сэкономить удается не всегда.
У населения было и остается несколько источников доходов. Каким-то образом людям удается выживать даже в кризис, и сказать, что многие голодают, нельзя. К концу 2009 — началу 2010¬го увеличилось число предложений о найме на работу, и существует относительно много вакансий. Другое дело, что трудоустроиться в банке с докризисной зарплатой практически невозможно, но в среднем по стране работы достаточно. Особенно велик спрос на неквалифицированную рабочую силу.
— На чем именно экономят соотечественники?
— В Украине представители некоторых слоев населения на продукты питания тратят до 80–90% доходов, а 10–20% — на одежду и обувь. Конечно же, в кризис от этих 10–20% отказываются. На еде у нас экономят в последнюю очередь. Если люди сокращают крупные траты, то им хочется хоть както побаловать себя, поэтому, при возможности, они покупают деликатесы, сладости.
— Экономия — тренд или необходимость?
— Это психология. Украинцы не уверены в завтрашнем дне и подсознательно стараются оградить себя от возможных негативных последствий, запасаясь впрок или экономя на продуктах. Тем более многие люди, особенно среднего и старшего возраста, даже несмотря на относительно высокий уровень доходов, хорошо помнят пустые полки в советских магазинах и все равно стараются себя в чемто ограничивать.
— До каких пор люди будут экономить?
— Пока их доходы не вырастут. По прогнозам аналитиков, мировая экономика начнет восстанавливаться в конце 2010 — середине 2011-го. Что будет в Украине, сказать трудно. Но украинцы быстро привыкают к хорошему. Когда после лихих 1990-х экономика страны начала расти, люди активно покупали квартиры и машины. Но даже после кризиса население точно ограничит покупки за счет кредитных средств.
Антон ПИВОВАРСКИЙ, директор инвестиционнобанковского департамента ИК Dragon Capital.
— Насколько снизились траты украинцев за последний год?
— Средний отечественный потребитель сократил расходы на продукты питания всего на 10–15%. Однако доля затрат на продукты по сравнению с затратами на непродуктовую группу товаров значительно выросла и сегодня в среднем составляет около 60–70%, тогда как до кризиса — 40–50%.
— Европейцы экономят на еде и напитках, россияне не ограничивают себя в тратах на продукты, а сокращают расходы на одежду и обувь. А украинцы?
— Соотечественники больше похожи на россиян. Европейцы тратят гораздо большие суммы, чем россияне/украинцы, на коммунальные платежи. Более того, среднестатистический житель ЕС арендует жилье, а не живет в своем собственном, чем, вероятнее всего, может похвастаться среднестатистический украинец. Таким образом, европейцы экономят не только на одежде, но и на еде, чтобы не оказаться на улице.
— Насколько оправдан режим
экономии?
— Украинцы массово не гибнут от голода. В значительной степени из¬за того, что существуют теневая экономика и альтернативные источники пропитания. Впрочем, это не значит, что среднестатистическому жителю страны живется хорошо — его реальные доходы сократились. Не стоит при этом путать среднестатистического украинца и средний класс по уровню доходов. Это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
— Как долго украинцы будут экономить?
— Если в экономике Украины не будет никаких катаклизмов, то в 2010 году продуктовый ретейл «сработает» в ноль и с 2011 года продажи начнут расти.
— Как сети будут подстраиваться под сегодняшнего потребителя?
— Они начнут эволюционировать, то есть на рынке останутся сильнейшие игроки.
Текст: Надежда Гончарук, Контракты