Бізнес
Ринки та компанії
Партизаны бизнеса: как салоны красоты выживают в карантин
Работники бьюти-индустрии обещают строго соблюдать нормы стерилизации и дезинфекции
Украина пережила больше 50 дней карантина. Сфера услуг, развлечений и частично торговли – закрыты. И так будет до 11 мая – даты, когда карантин ослабят. Кто-то подстроился под режим онлайн-заказов и доставляет товары покупателям домой. Но не у всех есть возможность перестроить бизнес. Некоторые предприниматели перевели персонал на две трети ставки. Но есть и те, кто работает втихую, чтобы иметь хоть какой-то заработок. Все понимают, что клиентов принимают за закрытыми дверями, записывают на стрижки и примерки по звонку... Голодать или работать, рискуя здоровьем – своим и клиентов?
В интернете даже распространяют советы, как работать в бьюти-сфере во время пандемии. Например, видео с красноречивым названием «Маникюр против коронавируса» появилось вскоре после объявления карантина и собрало более 5 тыс. просмотров. Дезинфекция, мытье рук, маски, перчатки и фартук – вот что советуют мастера маникюра для защиты себя и клиентов от заражения. Но сама автор вроде не одобряет салонных процедур во время карантина. А некоторые из ее коллег в комментариях написали, что вопреки запрету, продолжают работать.
«Я работаю как обычно, считая все это бредом. Единственная проблема – осталось семь масок и купить негде», – пишет комментатор.
А вот на штраф в 17 тыс. гривен никто из работающих не пожаловался. В Киевском центре поддержки и развития бизнеса знают только об одном случае наказания владельца салона красоты.
«Я слышала о таком случае, что знакомая мастера записалась к парикмахеру. Он ради нее открыл салон. Фактически, он был закрыт, но он запустил только одну свою приятельницу, а за ней зашла полиция и зафиксировала нарушения. Человек заплатил 17 тыс. гривен. Но я считаю, что это было мошенничество. Понимаете, полиция не берет у вас деньги наличными. А там взяли наличными», – рассказывает налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская в новостях «Сегодня» на канале «Украина».
На правительственном портале еще до соответствующего решения Кабмина даже создали электронную петицию с просьбой разрешить работать бьюти-индустрии. Работники обещают строго соблюдать нормы стерилизации и дезинфекции, обслуживать одного клиента на площади в десять квадратных метров, не допускать к работе мастеров и не клиентов с признаками простуды. За две недели петицию подписали более четыре тысячи человек из необходимых 25-ти.
«Вообще ситуацию среди предпринимателей малого бизнеса можно назвать одним словом – «катастрофа». Я, например, не знаю предпринимателей, которые не применили сокращение чего-то. То есть все или сократили людей, или сократили расходы на аренду, съехали, сменили или закрыли офис», – перечисляет Томашевская.
По мнению эксперта, ухудшала дела и неопределенность со сроками. Пока не было объявления про 11 мая, предприниматели не знали, сколько продлится «lockdown», а следовательно, не могли планировать сотрудничество с арендодателями и партнерами.
Виктория Скоринина вместе с дочерью открыла салон красоты в конце января. Только обзавелись постоянными клиентами, как объявили карантин.
«Как запретили работать, убытки, конечно, пошли серьезные. Мы не дополучили за время карантина тысяч 60 гривен – это точно. Нам в одном только повезло, что хозяин помещения, у которого мы снимаем, разрешил не платить аренду. Вот это просто ему огромное спасибо!» – говорит Виктория.
Иначе пришлось бы съезжать. Они решили, что подпольно работать не будут. Спасаются сбережениями и продажами косметики онлайн. Но коллег, у которых тупик, понимают.
«Люди выживают как могут. Это первое. Осуждать кого‑то я не могу. Но что я вам скажу. Я когда‑то работала на дому. Одна стрижка – и три дня можно убирать. Поэтому я не знаю, как, например, стричь на дому», – делится мыслями Виктория.
Впрочем, сейчас мать и дочь все равно ежедневно ходят в салон – затеяли там ремонт собственными силами. Готовы работать, как только это разрешат. У их помещения достаточная площадь, а дезинфекция, говорят, – не проблема. И даже обещают не повышать цены, несмотря на подорожание профессиональной косметики.
«Поднять цены – это будет гибельно, на самом деле. Надо оставить те, которые были раньше», – рассуждает женщина.
Запрет на работу в индустрии красоты неизбежно ведет к увеличению теневого рынка. Некоторые мастера вынужденно уходят в подполье: страх остаться без средств преобладает над риском заболеть или быть оштрафованным. Очевидно, они бы не делали этого, если бы не спрос.