Кабінет директора
Вечірня горілка
Дурная кровь, или С новым потерянным годом!
2020-й был больно не хорош. Трудно даже вспомнить, кто будет вспоминать его с радостью. Ну, разве что Джо Байден и Камала Харрис. Пожалуй, еще Ильхам Алиев, убедительно отомстивший за отца. Остальным и без коронавируса было несладко, а с ним тем паче.
В уходящем году вдруг стало ясно, насколько плохо дела обстоят в Беларуси. Причем как у Александра Лукашенко, который как-то враз, без подготовки, оказался горячо нелюбим, так и у беларусов, которых за эту перемену настроения стали нещадно лупить и сажать. Ничто не предвещает, что в следующем году осточертевшего диктатора полюбят снова или его осатаневшие опричники станут бережнее обращаться с недовольными.
Беларуская тема накладывается на российскую и усиливается ею: Путин тоже заметно опостылел подданным, и насилие становится главным аргументом, с помощью которого удерживается видимость сохранения прежнего порядка, который объявлен вечным. То, что когда-то воспринималось как регулярные, но эксцессы в борьбе с инакомыслящими, сейчас стало повседневной рутиной. Штраф или срок за пост в соцсетях – обычное дело. Отравление Навального вскрыло целую государственную индустрию подтравливания и убийства оппозиционеров, причем теперь никто особенно ничего и не скрывает, в назидание прочим. В Беларуси, где с протестующими расправляются люди в гражданском, не считающие нужным представляться, не скрываясь охотятся за журналистами, освещающими протесты, а у адвокатов, которые берутся защищать задержанных, отбирают лицензии. Можно даже не сомневаться, что в ближайшем будущем эта практика распространится и на Россию. В «Союзном государстве» уже обычное дело, когда неблагонадежных молодых людей силком отправляют в армию. Госдума создала правовую базу для запрета социальных сетей, последней отдушины для свободомыслия, и это ружье обязательно выстрелит в каком-то из последующих актов.
В ходе дальнейшего погружения на дно и углубления самоизоляции эти братские режимы затягивают все и без того перетянутые гайки и задраивают все люки. Параноидальные настроения в российском и беларусском руководстве исключают какие-либо иллюзии о возможной внутренней нормализации, все предыдущие годы государственного строительства последовательно привели к построению именно таких неуютных стран-тюрем. Соответственно неоткуда взяться позитивным тенденциям и в их отношениях с Украиной, которая своей бестолковой вольницей и прозападной риторикой подает россиянам и беларусам крайне дурной пример.
Тут бы, казалось, Украине и использовать нынешний ускорившийся процесс погружения России и Беларуси для создания и наращивания цивилизационной дистанции от выжившего из ума и совести «совка», но для этого следует осознавать эту историко-культурную общность как тяжелое генетическое заболевание, требующее неустанного лечения, чтобы избежать летального исхода. Тут важно не любоваться нашими отличиями в духе затасканного кучмовского лозунга «Украина не Россия», а ужасаться поразительному сходству, которого намного больше и которое не лечится механическим отказом от языка. Больше того, этот отказ и есть самое прямое проявление окукленного советского мышления. Политическая, гражданская и интеллектуальная расслабленность Украины никак не свидетельствуют, что страна спешит отскочить от пропасти, которая разверзается на севере и востоке от нее. 2021-й поэтому новый опасный год, с высокой вероятностью снова бездарно потерянный.
Выпьем за то, чтобы я ошибался.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец