Бізнес
Ринки та компанії
Не пойман, но вор: почему в Украине любого бизнесмена можно посадить за решетку
По наследству от СССР Украине досталась громоздкая разрешительная система. И достаточно жесткий Уголовный кодекс, позволяющий — с учетом тысяч подзаконных актов, регламентирующих бизнес, — посадить практически любого из 20 млн представителей экономически активного населения.
Простой пример: в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business — 2010) Украина заняла 142-е место из 183. За год страна практически никак не улучшила своего результата — в 2009-м мы находились на 146-й позиции. Почти по большинству параметров исследования: величине налогов, удельной нагрузке на фонд оплаты труда, сложности регистрации и ликвидации предприятий, времени, необходимого для администрирования налогов, — Украина входит в двадцатку государств с худшими условиями ведения бизнеса на планете. По большому счету, заниматься легальной предпринимательской деятельностью, ничего не нарушая, у нас в стране просто нельзя.
Характерно, что раздел «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» в отечественном УК является одним из самых больших: более сорока статей, не считая еще как минимум полутора десятков, разбросанных по другим разделам (невыплата зарплаты, предложение взятки, нарушение трудового соглашения и т. д.). Для сравнения: раздел «Преступления против жизни и здоровья личности» Уголовного кодекса содержит всего 31 статью; для описания «Преступлений против собственности» хватило 16, преступления «Против воли, чести и достоинства» уложились всего в семь статей.
В отношении предпринимателей действует принцип, некогда сформулированный Феликсом Дзержинским: «То, что вы до сих пор не в тюрьме — это не ваша заслуга, а наша недоработка». Дело в том, что нынешний УК, в 2001-м сменивший Уголовный кодекс УССР образца 1960-го, во многом унаследовал социалистическую идеологию. В те времена уголовная ответственность за многие хозяйственные «преступления» наступала без учета величины нанесенного ущерба, а санкции непременно подразумевали отправку осужденного за решетку с конфискацией имущества.
Простой пример: предоставление кредитору неправдивой информации — вне зависимости от того, расплачивается предприятие по займу или нет, — может стоить директору или собственнику ограничения свободы на срок до трех лет. Ни слова об ущербе и его компенсации: достаточно найти ошибку в балансе, поданном в банк при получении кредита, и предприятие попадает на крючок. Аналогичным образом предложение взятки может стоить неудачливому взяткодателю пятилетнего ограничения свободы, независимо от ее размера или того, пострадали ли от такого предложения третьи лица или государство. И это притом что существуют целые отрасли (например, строительство), в которых вести дела без взяток просто невозможно. Поскольку скрупулезное выполнение требований всех нормативов означает автоматический конец всякого бизнеса.
Положение спасает разве что не слишком грамотная работа экономических подразделений МВД, следователей прокуратуры, налоговой милиции и либерализм судов. К примеру, по данным Верховного суда Украины, в первом полугодии прошлого года судами всех инстанций было закончено производство по 87 тыс. уголовных дел, но обвинительные или оправдательные приговоры были вынесены всего по 64,8 тыс. дел (74,5%), — остальные преимущественно возвращались на доследование. Количество осужденных за первые шесть месяцев 2009-го сократилось почти на 7% год к году — до 65,3 тыс., причем тюремный срок получили лишь около четверти из них. Остальные приговаривались к штрафу (9,1 тыс.), общественным (3,2 тыс.) или исправительным (472) работам, а 32,4 тыс. осужденных были просто освобождены от исправительных работ. Для сравнения: за тот же период (январь — июнь 2009 года) МВД и прокуратура зарегистрировали 193,7 тыс. преступлений, налоговая милиция — еще 3,3 тыс. Так что если бы не либерализм судов, уголовников в стране было бы гораздо больше.
Порочный круг, сложившийся из колоссальной разрешительной системы и обширного «хозяйственного» раздела УК, давно пора было разорвать. Стоило лишь отказаться от советской системы регламентирования всего и вся — и большинство статей УК при этом оказались бы не нужны… Или вычеркнуть больше половины хозяйственных статей Уголовного кодекса — без угрозы тюремного срока идиотские законы просто перестанут выполнять.
Конечно, государство не заинтересовано в том, чтобы пересажать все экономически активное население. Более того, под суд попадают единицы, в то время как «преступниками» являются все или почти все (достаточно вспомнить о том, что порог уголовной ответственности при использовании нелицензионного программного обеспечения составляет 340 грн). Так кому нужны такие законы? Ответ: власти. Вопервых, это развязывает ей руки, позволяя в любой момент расправиться с неугодным. А во-вторых, держит граждан в страхе. Именно поэтому последние десять лет все попытки либерализации заканчиваются провалом. И неизменно завершаются новым витком ужесточения правил ведения бизнеса, налоговых законов и самого Уголовного кодекса (о том, как это происходит сейчас — читайте тут).
Шуточный тест на знание криминального кодекса
Текст: Владимир Хомяков, Контракты
Оценка материала:
Не пойман, но вор: почему в Украине любого бизнесмена можно посадить за решетку01.06.2010