НОВИНИ ДНЯ: Чекати на потепління? Синоптики дали прогноз на новий робочий тиждень в Україні  Байден поспішає зміцнити Україну, перш ніж Трамп прийде до влади — деталі від Bloomberg  Морози до -5, ожеледиця, але без снігу: якою буде погода на 25 листопада  Погодні гойдалки: яких сюрпризів чекати українцям в останню неділю листопада  В Україні 24 листопада на сході та Закарпатті мокрий сніг, вдень до +2°  Сніг, але не всюди. Синоптики дали прогноз на 24 листопада в Україні  Синоптики погіршили прогноз погоди на вихідні: які регіони постраждають найбільшевсі новини дня
07.06.2010 25330

Крылатые перспективы: какие шаги предпринимают авиаперевозчики, чтобы выжить в условиях кризиса

Рынок пассажирских авиаперевозок — один из наиболее уязвимых в условиях экономической нестабильности. С начала кризиса авиакомпании терпят огромные убытки, десятки перевозчиков обанкротились. В Европе за кризисный 2008 год упали практически все крупнейшие рынки — Италия, Испания, Великобритания. Общее число перелетов увеличилось только на 0,1% — примерно до 10 млн рейсов. Это наименьший рост за последние пять лет.

 

 

Средний ежедневный трафик увеличился на 200 полетов в день — с 27 470 до 27 676. Однако, по мнению экспертов компании Euro-control, среднегодовые показатели 2008-го маскируют резкое падение спроса в последние месяцы года, которое усилилось в 2009-м.
По данным Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), в прошлом году объем мирового рынка пассажирских авиаперевозок сократился на 3,5% год к году. Убытки отрасли продолжили увеличиваться и составили около $9,4 млрд — против $8 млрд в 2008-м, хотя первоначальный прогноз обещал сокращение размера денежных потерь до $5 млрд. Но только за IV квартал прошлого года авиакомпании лишились $4 млрд. «2009 год войдет в учебники истории как худший год в отрасли», — отметили в отчете аналитики IATA.

А им летать охота
Улучшить свои финансовые показатели и усилить рыночные позиции в условиях пониженного спроса на перелеты авиакомпании пытаются путем объединения. В конце 2008-го итальянская Alitalia (25% принадлежит группе Air France-KLM) начала процесс объединения с другим местным перевозчиком — Air One. В прошлом году немецкая Lufthansa купила австрийского конкурента Austrian Airlines и бельгийского перевозчика Brussels Airlines. British Airways стала владельцем авиакомпании бизнес-класса — французской L'Avion, а испанский дискаунтер Clickair стал частью другой местной бюджетной авиакомпании Vueling Airlines. Но самой крупной сделкой является поглощение в 2008-м американской Delta Air Lines другого крупного перевозчика США Northwest Airlines, в результате чего объединенная компания возглавила список крупнейших авиакомпаний мира — в прошлом году перевезла 161 млн пассажиров.
За последние несколько месяцев стало известно еще о двух крупных слияниях в этой сфере, что заметно изменит расстановку сил на мировом рынке.
В начале мая после трехнедельных переговоров об объединении объявили американские авиа-компании United Airlines и Continental Airlines. Стоимость сделки, в результате которой UAL Corporation (материнская компания авиаперевозчика United Airlines) будет контролировать примерно 55% новой компании, акционеры Continental — около 45%, составляет $3,17 млрд. Общие ежегодные расходы в случае успешного завершения сделки сократятся на $1–1,2 млрд. Компания будет называться United Continental Holdings Inc., однако продолжит работать под брендом United Airlines. Руководство объединенной компании возглавит нынешний президент и главный исполнительный директор Continental Airlines Джефф Смисек.
Если акционеры и регуляторные органы одобрят объединение, сделка завершится к концу текущего года. United и Continental по объему перевозок занимают соответственно третье и четвертое места в США. Общая выручка компаний достигает $29 млрд. Суммарный флот — около 700 самолетов, они летают в 59 стран по 370 направлениям и ежегодно перевозят около 144 млн пассажиров. Новый игрок займет вторую позицию в топ­10 крупнейших авиаперевозчиков мира, опередив Southwest Airlines, которая ежегодно перевозит около 101 млн пассажиров.
К 2011-му в десятке крупнейших авиакомпаний мира может оказаться еще один новичок. В марте появились сообщения об объединении British Airways и Iberia — крупнейших перевозчиков в Британии и Испании соответственно. Убытки British Airways в 2009-м составили примерно $600 млн. Слияние с Iberia позволит объединенной компании экономить около $533 млн в год.
В случае успешного завершения сделки новый альянс получит название International Airlines Group (IАG). Акционерам British Airways достанется 55% акций объединенной компании, испанцам — оставшиеся 45%.
408 самолетов, совершающих рейсы по 200 направлениям и перевозящих свыше 58 млн пассажиров в год, — суммарный актив двух компаний, это позволит корпорации занять десятое место в рейтинге крупнейших авиаперевозчиков мира. Сегодня список замыкает американская US Airways (51 млн человек в год), которая, к слову, вела переговоры о слиянии с United Airlines, но так ни о чем и не договорилась.

 

ТОП-10 КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА

 

Авиакомпания

2009 год*
(млн человек)

2008 год*
(млн человек)

1

Delta Air Lines, США

161,049

106,070

2

Southwest Airlines, США (бюджетная авиакомпания)

101,339

101,921

3

American Airlines, США

85,719

92,772

4

United Airlines, США

81,421

86,412

5

Lufthansa, Германия

76,543

70,543

6

Air France­KLM, Франция

71,394

73,844

7

China Southern Airlines, Китай

66,280

57,961

8

Ryanair, Ирландия (бюджетная авиакомпания)

65,300

57,647

9

Continental Airlines, США

62,809

66,692

10

US Airways, США

51,016

54,776

*Подразумевается финансовый год, который заканчивается в марте следующего календарного года.

 

По данным Международной ассоциации авиатранспорта (IATA)
и официальных отчетов авиакомпаний


Масла в огонь
Стоимость топлива — один из основных факторов, который усложняет жизнь авиакомпаниям. По данным IATA, в начале 2008-го барелль нефти стоил $97, в июле цены подскочили до рекордных $147, что увеличило топливные затраты авиакомпаний более чем на $100 млрд. К концу года расценки на нефть упали до $40 за баррель. «Это несколько облегчило положение дел, но хорошие новости на этом заканчиваются», — отметил генеральный директор IATA Джованни Бисиньяни. Топливная затратная часть в общих расходах взлетела с 28% в 2007-м до 40% к середине 2008-го. В среднем за год она составила 32%, а у некоторых авиакомпаний достигла 50% — против 13% в сложных для авиации 2001–2002 гг. (тогда спрос на перелеты заметно сократился из-за терактов в Нью-Йорке).
Особенно остро эта проблема коснулась бюджетных авиалиний, которые наиболее уязвимы в случае повышения стоимости нефти. Эксперты утверждают, что в конечной стоимости билета на рейсы дискаунтеров составляющая топлива часто на треть выше, чем у традиционных авиакомпаний. Цена перелета не включает питание и багаж, билеты продаются через интернет, что позволяет экономить на содержании касс и дополнительного персонала, самолеты идут на посадку в более дешевые второстепенные аэропорты и т. п. В результате с увеличением стоимости топлива лоу­костерам оставалось одно: сокращать число рейсов и маршрутов, а то и вовсе закрывать бизнес.
В 2008-м среднее ежедневное количество рейсов, совершенных дискаунтерами, сократилось впервые за 15 лет — по данным Eurocontrol, до 4,6 тыс. с 4,9 тыс. перелетов в
2007-м. Более половины всех обанкротившихся авиакомпаний в 2008-м — лоукостеры. В 2009-м уйти с рынка были вынуждены польская бюджетная авиакомпания Centralwings, итальянская Myair, бюджетное подразделение американской United Airlines — Ted, британская Fly-Glo-bespan.com, а также крупнейшие словацкие авиалинии SkyEurope.
Однако рыночная доля дешевых перелетов в сложных финансовых условиях все же растет. Бюджетным авиалиниям за счет более низких цен на перелеты проще восстанавливать спрос. Некоторые крупные игроки лоукост­сегмента даже в кризис увеличивали пассажиропотоки, в то время как лидирующие традиционные перевозчики теряли клиентов. К примеру, Ryanair в 2008-м ежемесячно увеличивала пассажиропоток на 20%. В США в 2009 году дискаунтеры контролировали на внутреннем рынке около 25–30% всех перелетов — против 10%, которые приходились на бюджетные рейсы в 2000-м. Бюджетные авиалинии стран Ближнего Востока в 2010-м намерены удвоить рыночную долю — с нынешних 7% до 15%. Две лоукост­компании по итогам 2009 года попали в топ­10 крупнейших авиалиний мира: ирландская Ryanair, обслужившая свыше 65 млн пассажиров, и американская Southwest Airlines — более 101 млн человек.
«Бюджетные авиакомпании только выигрывают в кризисных ситуациях, поскольку традиционные перевозчики первыми теряют клиентов», — комментирует Андрэас Энджел, специалист по международным связям с общественностью бюджетной авиа-компании Germanwings. По его словам, на дешевые авиалинии пересели многие бизнесмены — 42% пассажиров компании составляют бизнес-путешественники.
Неудивительно, что некоторые классические авиакомпании начали поглощать дискаунтеров. К примеру, итальянская Alitalia в начале 2009-го приобрела местного дискаунтера Volare. А немецкая Lufthansa купила бюджетную авиакомпанию Великобритании British Midland.

На взлет!

Тем временем в 2010 году общий спрос начал восстанавливаться. К примеру, в марте число пассажирских перевозок, по данным IATA, выросло на 10,3% год к году и на 9% по сравнению с февралем. «Спрос улучшается, — отмечает Джованни Бисиньяни. — Но риски остаются. Динамику цен на топливо предсказать невозможно, затраты по-прежнему необходимо строго контролировать». Ожидается, что в среднем за 2010 год стоимость нефти составит $75 за баррель. В общих затратах авиакомпаний удельный вес стоимости топлива будет равен 26% — в кризисном 2008-м показатель достигал 32%.
«Индустрия потеряла два года, и показатели спроса все еще на 1% ниже уровня 2008 года. Но путь выздоровления, базирующийся на улучшении общей экономической ситуации, проходит гораздо быстрее, чем кто бы то ни было мог предположить еще полгода назад», — не скрывает оптимизма руководитель IATA. По подсчетам ассоциации, к концу 2010-го общий оборот индустрии вырастет до $522 млрд — это на $44 млрд больше, чем предыдущий прогноз, и на $43 млрд больше, чем авиакомпании заработали в 2009 году. Спрос увеличится на 5,6%
(в 2009-м он упал на 2,9%), а не на 4,5%, как предполагали ранее. Потери авиакомпаний составят $2,8 млрд — еще в декабре 2009-го ассоциация предрекала убытки в размере $5,6 млрд.    

УКРАИНА В ПРОЛЕТЕ!
В 2009 году объем авиаперевозок в Украине, по данным Госавиаадминистрации Украины, сократился на 17% — до 5,1 млн пассажиров. Спрос на внутренние рейсы упал более чем на 20% (до 1 млн человек), на международные — почти на 16,2% (4,1 млн пассажиров). Было совершено 84,2 тыс. коммерческих рейсов — против 100,4 тыс. годом ранее.
Наибольшее сокращение наблюдалось в сегменте международных чартерных рейсов. Всего украинскими авиакомпаниями за прошлый год было реализовано около 25 тыс. международных чартеров — это почти на 9,5 тыс. меньше, чем в 2008-м. Число перевезенных на них пассажиров сократилось примерно на 28% — до 1,8 млн человек. Среди основных причин падения показателей эксперты Госавиаадминистрации называют общее нестабильное состояние экономики, сложные метеорологические условия и напряженную эпидемиологическую ситуацию в конце года.
Пассажирские перевозки осуществляли 34 отечественные авиакомпании. Лидеры рынка — Международные авиалинии Украины и АэроСвит — контролируют почти 60% пассажиропотока страны (30,4% и 27,3% соответственно). Однако им не удалось удержать спрос на уровне пре­дыдущего года. Пассажиропоток компании «АэроСвит» упал почти на 45%, МАУ — на 7,6%. В свою очередь, к примеру, Днипроавиа увеличил спрос на 45,1%, бюджетный авиаперевозчик «Визз Эйр Украина» — в 3,9 раза, Львовские авиалинии — в 2,6 раза.
В начале 2010 года авиакомпании «АэроСвит», «Днипроавиа» и «Донбассаэро» (подконтрольные группе Игоря Коломойского «Приват») подали заявку в Антимонопольный комитет на создание альянса. Если слияние будет одобрено, доля объединенной компании вплотную подберется к 50% — по итогам 2009-го авиалинии этих компаний реализовали 48,5% всех пассажирских перевозок страны.

 

Текст: Ксения Портная, Контракты

Оценка материала:

3.40 / 5
Крылатые перспективы: какие шаги предпринимают авиаперевозчики, чтобы выжить в условиях кризиса 3.40 5 5
Бізнес / Ринки та компанії
07.06.2010 25330
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»