Політика
Україна
На «крючке» реформ: почему популярность власти зависит именно от Сергея Тигипко
Операция по вовлечению «бронзового призера» президентских гонок во власть состоялось в свое время блицкригом. Собственно, после этой акции стало ясно: Тигипко призвали на тот участок работы, в котором он наиболее компетентен. Сергей Леонидович оказался в парадоксальной ситуации: с одной стороны, он стал заложником собственного рейтинга. С другой – фактически держит на крючке всю внешне нерушимую систему доверия к нынешней власти.
Отвечая в диаде «реформы и порядок» за первое, он балансирует на тонкой лини электорального доверия и фактически прикрывает собой действия прмьер-министра. Но своей презентабельной личиной никак не может закрыть мрачный фасад расцветающей буйным цветом «азаровщины».
Рейтинг за пазухой
Тигипко не позавидуешь. Но игра, в которую он добровольно начал играть, имеет выходы, и пока ни один из результатов еще не отработан. Мало того – с местными выборами перед Тигипко замаячили и поблекшие, было, электоральные горизонты. Но сам Сергей Леонидович, похоже, работает сейчас только для рейтинга. Ему выгодно как можно дольше удержаться у власти и выдать на-гора максимально большое количество инициатив, дабы потом презентовать их потенциальным избирателям как свидетельство своей бурной реформаторской работы. Тигипко вкупе с Акимовой фактически являются авторами – с украинской стороны – всей программы реформ Виктора Януковича, обнародованной на стодневный юбилей президентства последнего. При этом презентационная миссия главного (и единственного) реформатора Кабмина сталкивается с очевидными трудностями, сумма которых уже к концу лета может стать критичной. И тогда Тигипко придется решать, как ему поступать в преддверии местных выборов. Тем более, если выяснится, что решено проводить еще и выборы парламентские.
В «реформаторском трио» Акимова – Тигипко – Бродский Сергей Леонидович занимает высшую позицию. Мало того – широкому кругу населения он единственный и известен. Зато средний класс имеет представление обо всех троих. А именно средний класс сине-белого пояса и был главным избирателем Тигипко. Беспрерывные обещания, которые неустанно раздавал вице-премьер по экономике со дня своего прихода во власть, пока что вылились лишь в два документа – собственно программу Януковича и в проект нового Налогового кодекса. То есть, авторство Тигипко, каковым бы они ни было на самом деле, приписывается как стратегическому плану действий власти, так и первому тактическому – и очень спорному - ее воплощению.
При этом одновременно с реформами в стране успешно насаждается порядок имени Азарова, и механизмов для тотального господства последнего намного больше. Тигипко пока явно не удается сыграть «чикагского мальчика» при «коллективном Пиночете» Партии регионов. Конечно, сравнение с Пиночетом взято максимально условно – для того, чтобы отразить идею порядка как доминирующую в нынешнем курсе и мировоззрении власти. Зато реформы, по самому складу мышления азаровской бюрократии не присущие, можно проводить лишь в том случае, если они будут либо мнимыми, либо частичными. Тем более, над реформистской практикой довлеет пустой бюджет и необходимость продемонстрировать хоть какие-то успехи в экономике и социальной политике, помимо инициированного повышения соцстандартов.
Тигипко чудесно понимает, в какое положение он сам себя поставил. «Отбить» пребыванием у власти деньги, затраченные на предвыборную кампанию, «прикрыть» власть как можно дольше, пока не будут собраны в должной мере все налоги и не закреплена выплата подачек малоимущей части ядерного электората ПР – вот задача, с которой Тигипко пока успешно справляется. Иное дело – реальные реформы. Здесь у Сергея Леонидовича пока немного конкретных достижений. При этом у него, честно говоря, нет ни возможности, ни желания проводить реформы быстро, несмотря на риторику об их крайней необходимости. В жесткой вертикальной системе нынешней власти Тигипко - всего лишь один из винтиков управления, у которого – свое поле деятельности и отведенные задачи. Шаг в любую сторону чреват устранением из власти.
«Бумажный тигр» реформ
Инициатив и благих намерений у Тигипко много. При этом его действия носят двойственный характер: с одной стороны, несколько облегчают формальности, с другой – усиливают ответственность бизнеса. И можно быть уверенным, что вторая часть вносимых им предложений властью будет реализована быстрее.
Оптимизировать законодательство Тигипко предлагает путем внедрения электронной регистрации и ликвидации предприятий. Это должно уменьшить время для формальностей и поводов для коррупции, усложнить подделку регистрационных документов и упростить доступ к государственному реестру юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Одновременно намечено резко ужесточить ответственность за фиктивное предпринимательство. Усиливается ответственность за уклонение от уплаты налогов. С последним все понятно – иначе действовать, работая в правительстве Азарова, просто нельзя. Отсюда – повторение риторики премьера о засевших повсюду минимизаторах. Также Тигипко одобрил очередное повышение акцизов, в том числе, на нефтепродукты. Этот метод пополнения бюджета - незамысловатый и вечный. И если он особых вопросов не вызывает, то вот борьба с единым налогом путем «дифференциации» последнего является основным критерием, по которому определяется истинное отношение Тигипко к потенциальному электорату. Здесь он идет по опасному краю, сталкиваясь с угрозой потерять доверие среднего класса. Потому что зависимость от оборота предприятий предполагает, во-первых, прозрачную отчетность, а, во-вторых, отсутствие инфляции. Тигипко обещает освободить предпринимателей с оборотом менее 300 тысяч гривен в год от уплаты каких-либо налогов, кроме взносов в соцфонды. Но сами-то взносы повышаются, ведь платить придется пропорционально минимальной зарплате! Снова налицо двойственный характер его реформистских идей.
Декларируется сближение налогового и бухгалтерского учетов. Но одновременно «кастрация» единого налога ведет к необходимости заводить тысячи бухгалтеров. Перевод сбора налогов в один фонд – Пенсионный – вместо четырех – реформой не является, потому что важно не количество собирающих органов, а сумма, которую они собирают. Малоэффективные, в основном, местные, налоги отменяются – но это ведет к изысканию иных способов пополнения казны, а кроме усиления налоговых репрессий и введения «косвенных методов», власть имени Азарова ничего иного предложить не может. А лишение местных властей права собирать тот же «собачий» налог, каким бы абсурдным он не был, заставит многих мэров идти по пути Черновецкого, и изобретать взамен собачьего какой-нибудь очередной «налог на воздух» по образцу пресловутого принца Лимона из сказки «Чиполлино».
Выведение из сферы единого налога многих видов деятельности может рассматриваться как правильная мера, особенно с учетом необходимости пополнять казну. Но, во-первых, казна – это ненасытная утроба, и необходимость ее пополнять будет всегда, а это значит, что количество подвергаемых «урезанию» может расширяться по любому дальнейшему волюнтаристскому решению государства. Во-вторых, средний класс, который как раз и формируется за счет благожелательной налоговой атмосферы, скажет Сергею Леонидовичу за эти реформы такое же огромное «спасибо», как и Азарову. И для Тигипко такое отношение может обернуться рейтинговыми потерями на предстоящих выборах. Ведь одних только рыночных торговцев в стране – сотни тысяч. А добавить сюда бухгалтеров, риелторов, лиц, оказывающих транспортные услуги, рекламистов, и т. д., и т. п. Поневоле думаешь – неужели результат на выборах ему не интересен? Или, все-таки, он уже настолько все «порешал» с Азаровым и Януковичем, что получит свои проценты по согласованию с ними?
Тигипко утверждает, что им подготовлена программа погашения долга по НДС путем ведения облигаций внутреннего займа, а с августа введут автоматическое возмещение НДС. Вот эту реформу можно считать, наряду с отношением к единому налогу, ключевой: если в августе правительство не начнет автоматически возмещать НДС, Сергею Леонидовичу нужно будет или изыскивать очередные объяснения, либо принимать решения о своем политическом будущем. Ибо за такой «конкретный базар» нужно отвечать.
Особая сфера реформистских усилий Тигипко – отношения с МВФ и программы евроинтеграции. Надувание щек Виктором Федоровичем во дворце «Украина» на Запад впечатления не произвело. Ни о каком «почти уже выделенном» кредите МВФ речи нет. Тигипко теперь говорит про осень, а ведь ранее речь шла о том, что Запад заулыбается нам сразу после того, как первое лицо государства обнародует план реформ. Не тут-то было. МВФ, в частности, очень смущает размер нашего государственного долга. Но на этот счет Тигипко молчит. Хотя, как финансист, мог бы уже и здесь хотя бы сообщить об очередной «программе намерений»…
Заверениям же Тигипко о том, что правительство отрабатывает законопроекты о безвизовом режиме и партнерстве, можно как верить, так и не верить. Наверняка, проекты с украинской стороны есть. И даже весьма вероятно, что Тигипко заинтересован в их удаче больше других. Но ЕС имел нас в виду. Отдав Украину обратно в буферную зону России, Брюссель, как и ранее Вашингтон, потерял к Киеву интерес. Так что Тигипко, как и мы все, можем только очень хотеть безвизового режима и прочего европейского счастья.
Но пока что у Сергея Леонидовича никак не получается расположить к себе и новому правительству Запад. А значит, возникает резонный вопрос: когда его деятельность на этом направлении будет признана неэффективной самой властью? Ведь, точки зрения «проффесионалов», он не выполняет существенную часть работы. Впрочем, пока запас прочности у обещаний Тигипко есть. Примерно до сентября. Потом ему станет совсем неудобно объяснять, почему европейцы нам никак не поверят.
Уйти нельзя остаться
Пока Тигипко максимально пользуется пребывание во власти для самопиара. И Янукович с Азаровым довольны – «молодой» четко исполняет роль «прикрытия». Вон, программу скомпилировал для МВФ. Авось, империалисты кредит все-таки дадут. Ну да, на пути у власти – временные трудности. Как обычно. Но, господа, посмотрите, какой перечень реформ озвучен! И этот популярный парень, банкир и либерал, отвечает у нас как раз за работу со средним классом. Ведь мы, на самом деле, последний очень и очень любим. Правда, кто-то кое-где у нас порой уклоняется от налогов. Но очень скоро во всем будет порядок, а там и реформы обязательно подоспеют. Генеральная же наша цель – построение европейского общества в Украине… Впрочем, всю эту незамысловатую риторику для западных господ можно не продолжать: Тигипко успешно делает это за нас.
Самопиар у Сергея Леонидовича получается пока неплохо. Кредит доверия все еще есть. Но вопрос, насколько долго продлится пребывание Тигипко во власти, и чем оно закончится, пока остается загадкой для страны. На слова Сергея Леонидовича по этому поводу обращать особого внимания не стоит: ясно, что он будет декларировать упорство в достижении поставленных задач. Он сам пока считает, что время ухода еще не пришло. Но по какому сценарию он играет? Может быть, ожидаемый все-таки выход из правительства будет согласован с Партией регионов, и станет частью некой долгоиграющей интриги? А возможно, выхода никакого не будет, и он так и будет корпеть над реформами, заливая страну словесами и закачивая иностранным инвесторам в уши тонны «воды»? Ведь сам факт нахождения «у корыта» порой может притупить даже амбицию к расширению власти.
Иное дело, что Тигипко могут подстегнуть выйти из правительства отнюдь не противоречия с «ретроградами»-азаровцами. Например, его могут попросить сделать это те группы олигархов, которые войдут в клинч с желанием Президента укрепить власть за счет запуска в нашу экономику российского капитала. Уже не секрет, что на Тигипко поставил Коломойский, озабоченный сохранением своих позиций по отношению к россиянам и Януковичу. Тигипко пока выгодно наращивать лоббистские мускулы. Но тут перед ним, только с другой стороны, открывает все тот же электоральный капкан: как бы, став лоббистом неких олигархических групп и отдельных денежных мешков, не потерять доверие ключевой прослойки его электората – все того же многострадального среднего класса.
Серею Леонидовичу в отношениях с олигархами придется учиться играть роль «разводящего». Здесь у него много учителей – от Кучмы до Януковича. Но пока он осваивается с ролью центра притяжения олигархов, одновременно продолжая играть указанную роль презентабельного фасада для «азаровщины». Да, контраст его заявлений с «железным порядком» Николая Яновича вроде бы имеется. Но в том-то и дело, что очевиден он только на словах. Не будет результата по кредиту МВФ и западным инвестициям – и старшие товарищи вменят главному реформатору в вину провал одной из основных его миссий. После этого нужно будет или уходить, пользуясь случаем, или оставаться, и тогда полностью стать частью азаровской системы, окончательно превратившись в говорящую голову, изрекающую благие пожелания.
Хотя дилемма уйти или остаться может встать перед Тигипко и в любой иной момент. Вопрос лишь в том, определит ли он этот момент сам, или играет по некому сценарию. И если играет – насколько он является соавтором сценария. То, что имидж власти сейчас зависит от успеха реформ – очевидно. То, что успех реформ зависит от Тигипко – тоже. Так что во взаимоотношениях экономического вице-премьера и власти наблюдается цугцванг. При этом разорвать «контракт» любая из сторон может в любой момент. И для власти ситуация будет, в этом случае, даже более проигрышной: она окончательно лишится поддержки среднего класса. Хотя, для стратегии долговременной «заморозки» с опорой на насилие такая ситуация не видится особо угрожающей. Баба (в данном случае – Тигипко) с возу – кобыле легче. Но тогда он станет опасен, изображая из себя апологета благих, но нереализованных реформ, и начнет наращивать популярность. Впрочем, все будет зависеть от того, в какой момент свершится разрыв, и как он будет подан. Не исключено, что рейтинг Тигипко к этому времени уже будет основательно подорван. Пока же он по-прежнему едет на имидже «бронзового призера» и либерального реформатора. И скоро – местные выборы, которые дадут ему оценку как политику и управленцу. И здесь перед Тигипко появляется несколько стратегий.
Четыре возможности для Тигипко
Так как некое движение по реформам началось только с июня, то у Сергея Леонидовича на все про все – полгода, до 31 октября. До этого времени реформы либо приобретут некую зримую форму, либо нет. И если они состоятся, тогда значимым станет другой критерий - насколько сильно они ударят по населению. В любом случае, если власть захочет сместить Тигипко и сделать его ответственным за непопулярные меры и собственные ошибки, то такой результат может быть достигнут лишь частично: у Тигипко все равно останется шлейф рейтинга, к которому прибавится статус обиженного властью. Да, при таком раскладе общий показатель поддержки Сергея Леонидовича может упасть, но не настолько значительно, чтобы его люди не прошли на места в ходе предстоящих выборов. А получив своих людей во власти, сам Тигипко сможет говорить с «большими донами» уже немножко по-иному.
В отношениях Тигипко и власти в лице Януковича и Азарова может быть несколько сценариев развития. Их можно разделить, условно, на «оппозиционные» и «соглашательские». Согласно «радикально оппозиционному» сценарию, Тигипко выходит из власти примерно в начале осени и организовывает свою кампанию против «ретроградов», «мешавших ему жить», увеличивая свой рейтинг и конвертируя его в значительные проценты своей политсилы. При таком развитии событий имеются два варианта: либо Тигипко будет, как говорилось, изгнан властью из команды, либо уйдет из нее добровольно. По итогам этот сценарий не предусматривает возвращения Тигипко в азаровский Кабмин, какие бы широкие полномочия ему более не обещали. В этом случае его целью будет наращивание популярности и прохождение в парламент с последующей реализацией амбиций уже не этом уровне. Вариант этого сценария остается вполне вероятным, в том числе и потому, что избавляет Тигипко от обязанности нести на себе бремя реформ, когда они уже начнутся и столкнутся с трудностями или активным неприятием населения. Он всегда сможет заявить, что задумка была хорошей, но все испортили консерваторы от Кабмина, с которыми дальше стало невозможно работать.
Второй сценарий можно назвать «условно оппозиционным». Внешне он будет выглядеть, как первый, и варианты развития у него могут быть те же. Согласно ему, власть на определенном этапе отпускает Тигипко в свободное плавание, дабы посмотреть на его реальный успех на местах, и, в зависимости от полученного его партией рейтинга, формировать из Тигипко в будущем «конструктивную оппозицию» взамен явно не справившегося с задачей Яценюка. Приручением Тигипко как карманного оппозиционера власть достигает нескольких целей. Во-первых, он — единственный, кто пока что реально имеет шансы подорвать влияние ПР в зоне традиционного доминирования, а также собрать значительный процент голосов в центре Украины, и даже немного – на Западе. То есть, сработает принцип «если не можешь разбить противника, купи его». Тигипко уже раз купили, и не исключено, что контакт с ним предусматривает, в том числе, и будущее карманное оппозиционерство. Во-вторых, таким образом проверятся, насколько все-таки сильна поддержка Тигипко у населения. То есть, властью проводится несколько рискованный, но оправданный эксперимент. Нельзя же вечно гадать, каков подлинный рейтинг поддержки «младореформатора». Лучше сразу проверить на практике, одновременно не спуская его с крючка. В-третьих, в рамках «условно оппозиционного» сценария можно обязать Сергея Леонидовича «окучивать» свой процент электората, лишив его при этом возможности лоббировать интересы олигархата.
Опасность у этого сценария одна, хоть и виртуальная: все-таки у Тигипко может начаться звездная болезнь, и из комфортного статуса «конструктивного» он, ближе к парламентским выборам, перейдет в статус оппозиционера фактического. Конечно, в ответ власть может лишний раз ославить Тигипко как человека, бежавшего от ответственности за реформы или провалившего их, но однозначно позитивный результат такой прогнозируемой кампании получить сложно.
«Соглашательских» сценариев также может быть два. Первый предусматривает, что Тигипко остается работать в правительстве, и ему дается больший карт-бланш на реформы. Это будет означать внедрение большего количества людей Тигипко в органы власти и одновременно перекладывание на него всего груза реформирования системы. Мол, посмотрим, как управится. Такой сценарий будет означать, что власть все же готова к некоторым реформам, но всю ответственность хочет возложить на Тигипко, дабы, в случае чего, выставить его козлом отпущения. Так как успеха у частичных и противоречивых реформ, объявленных Януковичем, в ближайшей перспективе быть не может, то Тигипко, тем самым, теряет свой рейтинг, и власть затем может либо отпустить его в свободный полет, когда он уже будет ей не нужен, либо окончательно сделает из него винтик, лишенный потенциала к собственной раскрутке. Если же, все-таки, какие-либо подвижки в экономике начнутся, Тигипко принудят разделить коллективную благодарность за их успех с Януковичем, Азаровым, Бродским, всем Кабмином и всея ПР. То есть, его личная роль будет максимально нивелирована.
Согласится ли Тигипко на этот сценарий – зависит от его личного желания и от обязательств его «контракта» с Януковичем и Азаровым. Гарантий успеха реформ нет. Тем более, быстрого. Так что уходить ему выгоднее. Но может взыграть и амбиция все-таки довести озвученные планы хотя бы до середины, дабы было, с чем выходить на выборы. В этом случае, Тигипко, стиснув зубы, будет держаться за власть. Даже если на него будут вешать всех собак, а средний класс кардинально в нем разочаруется.
Второй «соглашательский» сценарий – самый незамысловатый. Тигипко некуда не уходит из власти, и все продолжается, как и сейчас. Партия его в выборах участвует, и ее кадры укрепляют ПР, становясь для власти неким костылем, «второй опорой», партией-сателлитом, более пригодным, нежели капризный Литвин и надоевшие коммунисты. Сценарий это достаточно вероятен и чреват для Тигипко лишь усыханием рейтинга, что будет компенсироваться бонусами от пребывания во власти. Сами реформы при этом могут как проводиться в реальности, так и быть приостановлены на любом этапе. Для самого Тигипко это будет уже безразлично: он примет решение остаться во властной структуре, продолжая играть неблагодарную, но оплачиваемую, роль либеральной маски режима. Потому что больше играть ее некому.
* * *
В сухом остатке, на настоящий момент имеются: все еще тяжелое бремя больших ожиданий от Тигипко, его буйная реформистская риторика и слабые практические результаты. Однозначно клеймить Сергея Леонидовича позором, все же, еще рано: к осени он все равно сделает свой выбор, реализуя один из указанных сценариев. Но уже сейчас можно утверждать, что Тигипко, несмотря на «сумму болтологии», является, по сути… ключевой фигурой в Кабмине. И по факту необходимости реформ, и по факту их ожидания. Устойчивость и рост подлинного рейтинга власти зависят как раз от того, насколько успешными будут проводимые ею реформы, будут ли они проводиться вообще, и каковы будут промежуточные результаты, которые должны быть видны уже к концу лета. А сами реформы как раз возложены на Тигипко. И если «стабильность» власть блестяще осуществляет сама, то вот реформистская часть ее действий почти целиком отдана в руки одному человеку. И потому от воли, амбиций и мотивов этого человека зависит, каким путем пойдет страна. Хочет ли он сам успеха своих начинаний? Не испугается ли быть погребенным под ответственностью и вызвать огонь на себя?
Мало того – можно сделать еще одно утверждение: если с реформами и не справится Тигипко, ими вообще заниматься никто не будет. У «регионалов» просто физически нет подобных кадров. И не особо оно им и нужно. Никаких либерализацией, даже словесных, в таком случае не будет, а будет одна сплошная стабильность. Унылая, бесконечно долгая, репрессивная и стагнирующая. Увы, следует признать, что в такой, благоприятной для себя, атмосфере, «Регионы» смогут править фактически вечно, не утруждаясь более никакими резкими движениями и уверенно превращая страну в корпоративную диктатуру.
Но пока что потенциал для реформ есть, и от Тигипко «команда проффессионалов» зависит так же, как и он от команды. А мы всей страной, как не печально, зависим от них.
Текст: Виктор Серов, специально для Контракты.UA
Оценка материала:
На «крючке» реформ: почему популярность власти зависит именно от Сергея Тигипко23.06.2010