Кабінет директора
Вечірня горілка
Конец гибридности, или Они уходят
Массовый исход цивилизации и цивилизаторов из Афганистана – самая шокирующая новость 2021 года, которую еще осознавать и осознавать. Вроде бы все и понимали предельно условный характер прогресса в стране, подавляющая часть которой живет вне времени, но ко всякого рода гибридности мир давно привык, это некая новая норма. А вот так, чтобы всю современность скопом попросили с вещами на выход и не оставили ей иного выбора, это стало полной неожиданностью.
Разительность перемены ярко иллюстрируют не столько нормы шариата в их трактовке талибами, сколько рекомендации новых властей женщинам не выходить из дому, поскольку бойцы-победители слабо себе представляют, как себя с женщинами вести, и может случиться всякое. То есть имеется глубокое отличие даже не в нормах, сколько угодно диковинных, которые побежденным так-сяк можно усвоить и постараться их публично придерживаться в целях безопасности. Отличие в том, что большой кусок социального мира какой-то частью молодых солдат Аллаха вообще не освоен и не нормирован, они имеют о нем очень смутные и, скорее всего, опасно искаженные представления, с детства посвятив себя исключительно войне и Корану. И если вестернизированная реальность им просто чужда и представляется глупо или даже преступно излишней и в силу этого подлежащей уничтожению, то женщины нужны еще как, в самом животном качестве, бесконечно чужие и безмерно притягательные. Смесь страха, желания и уверенного владения автоматом несут беду.
Афганцы, за двадцать лет западного присутствия подсевшие на западное, на Запад и уходят. По возможности, разумеется, которая есть далеко не у всех. Страна достается тем, кто не поддался на все эти цивилизационные побрякушки. Гибридность здесь не прошла.
Запад уходит, и для кого-то это обидно, для кого-то повод позлорадствовать. Но, уходя, он больше сосредотачивается. Призыв Байдена к укреплению глобальной демократической коалиции, чтобы доказать-таки преимущества демократии над автократическим образом организации общественной жизни, это ничто иное, как призыв к «золотому миллиарду» не разбрасываться, а сосредоточиться ради нового рывка и решительного отрыва, ухода в новое, совершенно не досягаемое качество, которого не видать ни Китаю, ни тем более России. Предлагается резко совместно нарастить ресурсы тем, у кого их и так завались. Инфраструктурная революция, которую американский президент затеял в своей стране и в которую будут вброшены триллионы долларов, показательна: это и цель, и пример того, как большие возможности рождают возможности колоссальные. Одних амбиций и красивых планов для этого мало.
А вот когда у страны нет ни амбиций, ни планов, ни ресурсов, или они, ресурсы, распределены так, что их, считай, нет, та часть людей, которая ценностно готова войти в Запад, острее ощущает, насколько к этому не готовы те, кто не готов и не хочет. Эстонка, указавшая Украине, насколько та далека от европейских стандартов, была освистана патриотической общественностью, и на уровне нашего МИДа ей сделали строгое внушение. Керсти Кальюлайд что, она улетела в свой Таллинн, как в другой, недоступный мир. А нам оставаться здесь с нарастающим ощущением, что страна достается тем, кому особенно ничего и не нужно. Кто-то даже наверняка назовет это перемогой. Так и подмывает выпить за будущую успешную эвакуацию. Но, может, еще не пора.
Выпьем за терпение, что ли.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец