Бізнес
Економіка
Что Азаров сделает с бюджетом после получения кредита МВФ
Верховная Рада уменьшила доходы и расходы госбюджета-2010. Это решение позволило Украине получить кредитную линию МВФ в размере $15,2 млрд, а также уменьшит налоговую нагрузку на экономику. Но как только первые деньги от фонда будут получены, размеры бюджета могут быть снова увеличены.
Согласно принятому парламентом закону, доходы бюджета сократят на 5% (или на 13,4 млрд грн), расходы — на 5,3% (или 17,1 млрд грн). Идея секвестра возникла неожиданно, через несколько дней после завершения переговоров с МВФ, и была реализована с уникальной скоростью. 3 июля правительство достигло договоренности с фондом, уже через пять дней в парламенте был зарегистрирован законопроект об изменениях в бюджет, 8 июля он был принят Верховной Радой.
Премьер Николай Азаров аргументировал пересмотр главного финансового документа страны необходимостью сократить дефицит казны, который составлял 5,3% ВВП, что является одним из требований МВФ. «Скажите, разве не в наших интересах сократить размер дефицита бюджета в текущем году до 5%, а в следующем до 3,5% ВВП? Разве можно и дальше жить в долг? Нужно жестко экономить бюджетные средства, экономить энергоресурсы», — заявил он.
Выполнение требований фонда позволило Украине получить кредитную линию в размере $15,2 млрд в течение следующих 2,5 лет. В соответствии с решением совета, сразу Украина сможет получить 12,5% млрд этой суммы – $1,89 млрд, тогда как выделение последующих средств будет происходить после ежеквартальных пересмотров, говорится в сообщении МВФ. Сотрудничество с МВФ также открывает правительству доступ к займам Всемирного банка и ЕС, а также облегчает привлечение средств через еврооблигации.
Впрочем, возможно, секвестр бюджета вызван также тем, что правительство не справляется с выполнением принятого в апреле закона о бюджете-2010. По данным Госказначейства, в первом полугодии поступления в бюджет составили всего 104,549 млрд грн, или 39,3% годового плана (без учета собственных поступлений бюджетных организаций).
Согласно направленному в Раду законопроекту, доходы бюджета будут уменьшены за счет сокращения поступлений от НДС на 10,45 млрд грн (до 132,2 млрд грн), налога на прибыль — на 0,45 млрд грн, а также за счет увеличения возмещения НДС на 2,5 млрд грн (до 27,5 млрд грн).
Расходы будут урезаны прежде всего за счет сокращения финансирования инвестпрограмм и субсидий из Стабилизационного фонда (8,75 млрд грн), дотаций Пенсионному фонду (3 млрд грн), расходов на ремонт и строительство автодорог (1,8 млрд грн), на развитие армии, в том числе закупку и ремонт техники (1,3 млрд грн), на выплату долгов ликвидируемых угольных шахт за электроэнергию (0,9 млрд грн). В меньших объемах урезаны сотни других статей бюджета, в частности строительство жилья для военнослужащих, сотрудников МВД и инвалидов, создание информационных систем для госорганов, печать учебников, применение новых медицинских технологий.
Намерение сократить доходы и расходы казны сокращает налоговую нагрузку на экономику, которая в минувшем году достигала 42,4% ВВП — выше уровня большинства развивающихся стран. Такая политика идет вразрез с предыдущими планами Кабмина Николая Азарова, а также с политикой всех правительств за последние шесть-семь лет, стремившихся максимально увеличивать размер госбюджета. В апреле по инициативе Кабмина Рада приняла закон, который предусматривал увеличение доходов сводного бюджета на 22,6% по сравнению с фактическим показателями бюджета-2009.
Решение о секвестре связано прежде всего со стремлением выполнить условия МВФ и может быть вскоре пересмотрено, полагает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор исследовательского центра «Case Украина». «Как только первые деньги поступят, возможен возврат к исходным позициям», — прогнозирует он. Косвенно эту версию подтвердил министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич. 14 июля он сообщил, что уже в сентябре Кабмин может вновь внести изменения в бюджет, компенсировав урезанные расходы.
При этом невыполнение планов по сбору налогов в первом полугодии может быть наверстано за счет увеличения активности ГНАУ, а также за счет превосходящего прогнозы быстрого восстановления экономики, в ходе которого растут доходы и прибыли компаний. А низкие показатели по сбору налогов в первой половине года связаны с тем, что усилия ГНАУ по сбору средств в бюджет были увеличены лишь с апреля, а также с сокращением переплаты налогов.
Текст: Константин КРАВЧУК, Контракты