Колонки
Колонки / Блоги
Высокотоксичное древнее "летающее бревно": что-то у них с ракетами пошло не так?
Константин Машовец: Честно сказать, я не ожидал, что ВКС РФ пустять в ход КРВБ типа Х-22 (зафиксировано, по крайней мере 3 таких прилёта в Одесской области). Предназначается для поражения радиолокационно-контрастных точечных (авианосцы) и площадных целей (авианосных ударных групп) с помощью специальной (ядерной) или фугасно-кумулятивной БЧ. Это уже что-то из ряда вон выходящее...
- ракета достаточно старая (опытный образец произведён в 1961-м году);
- мягко говоря, не очень точная... "разброс" может быть до 120-и метров, в ходе своей разработки и испытаний эта ракета постоянно демонстрировала просто-таки выдающееся "косоглазие". И тем ни менее, была принята на вооружение (надо полагать, в расчёте на то, что будет нести такой заряд, для которого пару сотен метров туда, или пару сотен метров сюда.... не суть важно);
- сама по себе очень опасная хреновина в процессе своей эксплуатации для своих же владельцев (ЖРД с весьма токсичными топливом и окислителями);
- применятся может только с Ту-22М3;
- летает не ниже 11.5 км по высоте, что вполне приемлимо для более-менее современных средств ПВО... причём, очень приемлимо...
Но есть два достоинства...
- летает очень быстро (сверхзвуковая)... правда, не всегда и не везде...
- несёт БЧ почти в тонну весом (из которых как минимум 600 кг, собственно, взрывчатка).
Это летающее бревно (длина больше 11.5 метров и диаметр почти в метр), в принципе создавалось для "охоты" за американскими авианосцами и их эскортом (АУГ – авианесущая ударная группа). Основной тип БЧ этой ракеты – спецзаряд (т.е. ядерный). Но встречались, и так сказать, обычные, и даже с уменьшеной мощностью – до 250 кг взрывчатки. Всего страна "победившего пролетариата" выпустила где-то "чуть больше" 1000 штук этих "приветов америнским авианосцам".
В ходе своей рутинной эксплуатации эта херь приносит больше головняка, нежели пользы, так как старая, с постоянно текущими движками, из-за чего требует очень и очень специального ухода за собой. Вот как выглядит описание эксплуатации этой совковой херни в Вики:
"... В техническом плане подготовка ракеты к применению трудоёмка и чрезвычайно опасна из-за использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Экипировка техников-ракетчиков включает защитный спецкостюм из толстой резины и изолирующий противогаз. При выполнении заправки принимаются серьёзные меры предосторожности — в режиме готовности находится аварийная команда. Техники-ракетчики, работающие с топливом, никогда не будут работать с окислителем, и наоборот. В строевых частях стараются избегать заправлять ракеты и даже по учениям ракеты не заправляют, если не ожидается реальных пусков. Разработан и серийно выпускался имитатор ракеты Х-22 — "И-098", который содержит оборудование ракеты и позволяет тренировать лётные экипажи (т.н. тактические пуски). Имитатор можно подвешивать и возить как на боевых Ту-22М3, так и на учебном самолёте Ту-134УБК. Впрочем, из-за нехватки имитаторов в реальности в полках практиковалось использование боевых ракет со снятым нижнем килем (при случайном срабатывании механизма раскрытия киля ракету придётся сбросить, так как посадка с выпущенным килем подфюзеляжной ракеты запрещена). Для этого выбирали несколько экземпляров ракет и использовали на постоянной основе для учебных целей, наносили на борту красную надпись «учебная». Эти ракеты для реальных пусков не использовали..." (с).
Т.е. подготовка и РЕАЛЬНЫЕ пуски этой "высокоточной" (я бы сказал – высокотоксичной) "дуры" сопряжено с необходимостью выполнения целого ряда СПЕЦИАЛЬНЫХ мероприятий. Больше того, не с каждого самолёта её и запустишь (входит в состав комплекса К-22, частью которого есть исключительно Ту-22М3).
И вот теперь выясняется, что кремлёвские балбесы решили покошмарить нас этими летающими "вагонами"... надо полагать, узрев в районе Одессы некие американские авианосцы...
Думаю, всё это может свидетельствоать, по крайней мере, о двух вещах:
- У них что-то с ракетами пошло не так, если они уже достали, мягко говоря, далеко не свежие совковые наработки (я бы даже сказал ОЧЕНЬ не свежие...). Причём, явно не очень точные и с немаленьким риском для собственных авиатехников и лётного состава.
- Ну, или же в герасимовской богадельни таки перейшли на какие-то явно потяжелее вещества...нежели банальная "травка". Ибо во что можно целится этой летающей рельсой, склонной к коррозии, протеканию топлива, окислителя и при этом очень неточной – можно только догадываться.
Автор: Константин Машовец, военный эксперт
Оценка материала:
Высокотоксичное древнее "летающее бревно": что-то у них с ракетами пошло не так?09.05.2022