Бізнес
Економіка
999 гривен. Как психология влияет на фондовый рынок
26 марта индекс ПФТС просел ниже отметки 1000 пунктов — так украинский биржевой индекс не снижался с сентября 2007-го. Участники фондового рынка сразу окрестили падение исторически важным: индекс опустился ниже так называемой «психологической отметки».
Впервые индекс ПФТС преодолел 1000 пунктов в июне 2007-го, еще одна психологическая отметка и исторический максимум — 1200 пунктов — были зафиксированы в середине января 2008-го.
Фондовые брокеры и аналитики охотно оперируют понятием «психологическая отметка», некоторые даже уверяют, что, приближаясь к ней, рынок активизируется и сам себя подталкивает к преодолению некой планки. По мнению Владислава Куценко, аналитика отдела торговли ценными бумагами Родовид Банка, преодоление психологических отметок довольно сильно может повлиять на дальнейшее поведение украинского фондового рынка. «Рост индекса ПФТС выше 1000 пунктов — и рынок активизируется, поскольку преодоление планки станет позитивным сигналом для инвесторов», — говорит Куценко. А вот падение индекса ниже другой психологической отметки — 900 пунктов — может привести к оттоку капитала с рынка.
Другое мнение: психологическая отметка (в том числе падение индекса) — всего лишь повод для фондовиков прорекламировать рынок среди инвесторов. Заместитель директора торгового департамента инвесткомпании Dragon Capital Денис Мацуев считает, что падение индекса ПФТС ниже 1000 пунктов или его рост не влияют на настроения инвесторов и игроков рынка. «Преодоление психологических отметок — это просто игра с числами, дополнительный PR для рынка и повод растиражировать новость среди инвесторов», — говорит Денис Мацуев. По его мнению, главный фактор роста или падения индекса ПФТС сейчас — поведение мировых рынков, рост украинской экономики и финансовые показатели деятельности предприятий, котирующихся на бирже.
Столетняя отметка будет
огромным психологическим барьером. Несмотря на это, растущие даты имеют смысл.
Они делают нас абсолютными изгнанниками — уже безвозвратно.
Пол Андерсон, «Тау Ноль»