Бізнес
Ринки та компанії
Цунами докатилось до украинского авторынка
Катастрофа в Японии, которая вывела из строя ряд автомобильных заводов, может привести к дефициту машин из этой страны и в наших салонах. И хотя импортеры утверждают, что имеющихся запасов у них хватит на 2-4 месяца, аналитики не исключают, что проблемы с поставками ходовых моделей начнутся уже в мае.
Если это произойдет, список наиболее продаваемых автомобильных брендов в Украине может кардинально измениться, ведь шанса потеснить японцев уже давно дожидаются европейские и корейские производители.
Быстро не будет
Отголосок японского цунами может докатиться и до нашего авторынка. Эксперты всерьез обсуждают угрозу дефицита машин из страны восходящего солнца в отечественных салонах. По мнению руководителя ИАГ Autoconsulting Олега Омельницкого, возможны перебои с поставками наиболее востребованных моделей, производство которых полностью или практически полностью сосредоточено в самой Японии и не диверсифицировано на заводах в Европе или США. Речь идет, в первую очередь, о Lexus, Toyota Land Cruiser Prado, Nissan X-Trail, почти всей линейке Infiniti и пр.
Сами автоконцерны не видят повода для беспокойства. Хотя Toyota закрыла 12 своих заводов, Nissan – четыре, а Honda - два сборочных предприятия, в компаниях заявляют, что остановки в работе временные и займут всего несколько дней. Subaru и вовсе заявила, что ее мощности практически не пострадали. Правда, по мере того, как уточняются масштабы ущерба, сроки перезапуска заводов растягиваются. Так, та же Toyota сразу после катастрофы обещала возобновить сборку 17 марта, а затем перенесла сроки на двадцатые числа.
Олег Омельницкий считает, что даже если к концу марта заводы заработают, на прежние объемы производства они выйдут не скоро. «Во-первых, пострадали не только автозаводы, но и поставщики комплектующих, во-вторых, в стране нарушена логистическая инфраструктура, в третьих, намечаются большие проблемы с электроэнергией – ее дефицит, по самым скромным оценкам, достигнет 30%, что чревато веерными отключениями предприятий», - говорит г-н Омельницкий.
С уверенностью в завтрашнем дне
Отечественные импортеры утверждают, что недостатка в японских авто в нашей стране не будет. «Дело в том, что у нас достаточно большие складские запасы, которых хватит на 2-4 месяца. Кроме того, машины есть на распределительной базе в Барселоне (Испания)», - поясняет директор департамента PR ДП «Автоинтернешнл» (импортер Mazda, Suzuki) Юлия Кузьменко.
Ей вторит и представитель Nissan Motor Ukraine Владимир Иванов. «Производство большинства автоконцернов настолько диверсифицировано, что закрытие японских предприятий не будет критическим. К тому же, в европейском накопителе, снабжающем машинами рынки Украины, РФ и Казахстана, есть достаточно большие запасы», - поясняет он.
Впрочем, пессимисты отмечают, что диверсификация японского автопрома вовсе не такая уж безоговорочная, как кажется на первый взгляд. Ведь даже заводы, расположенные «на большой земле» зачастую зависимы от комплектующих, произведенных исключительно в Японии. Имеющиеся в Украине запасы, по мнению Олега Омельницкого, начнут иссякать уже к маю, по крайней мере, по наиболее ходовым моделям.
Кроме того, в условиях сокращения производства, заводы попытаются обеспечить, в первую очередь, наиболее приоритетные для них американский и европейские рынки, нам же машины будут поставляться по остаточному принципу. Эксперт не исключает, что могут быть пересмотрены даже объемы, за которые наши импортеры уже внесли предоплату.
Рынок сменит акцент?
Наш рынок традиционно считается «прояпонским» - в Украине, по итогам минувшего года, было реализовано почти 32 тыс. авто из этой страны, что составляет 20% всех продаж легковой техники. Практически все японские марки входят в двадцатку лидеров продаж. К примеру, Toyota удерживает 6,3% рынка (продает порядка 700 авто в месяц), Nissan – 4,4% (500 авто), Mitsubishi – 4% (свыше 450 авто), Honda – 1,98% (220 шт), Subaru – около 1% (108 шт), Mazda – 0,91% (100 шт).
Но в последнее время активный натиск европейских, а главное, корейских производителей заметно пошатнул лидерство японцев. Так, за прошлый год они потеряли в общей сложности 5% рынка. Проблемы со складами могут ускорить этот процесс, и вернуть утраченные позиции будет непросто, – прогнозирует Олег Омельницкий. По его мнению, часть покупателей дорогих авто пересядут на европейские марки, в среднеценовом сегменте японским поставщикам придется побороться за кошелек покупателя с корейцами.
Впрочем, подобный сценарий возможен лишь при условии активного восстановления авторынка. С начала года отрасль действительно демонстрирует положительные тенденции – ежемесячные продажи опережают прошлогодние показатели на 50%. Но как долго продлится ажиотаж – неизвестно. С одной стороны, банки продолжают наращивать объемы кредитования, что, казалось бы, гарантирует дилерам поток покупателей. Но с другой галопирующая инфляция, съедающая доходы украинцев, делает их все более зависимыми от стоимости планируемой покупки. Между тем, в парламенте снова всплыл вопрос о возможном пересмотре ввозных пошлин на автомобили, что может повысить их стоимость и автоматически поставит крест на наполеоновских планах дилеров.
Татьяна Гармаш, специально для kontrakty.ua