Життя та Стиль
Спорт
Формула 1 стартовала. Под знаком превосходства Феттеля и украинском неведении
В австралийском Мельбурне стартовал 62-й сезон Формулы 1. Изначально открытие чемпионата было запланировано на 13 марта, однако старт был смещен из-за беспорядков в Бахрейне, где должен был состояться первый этап.
На данный момент не понятно, будет ли проведена бахрейнская гонка вообще. Как вариант Международная федерация автоспорта (FIA) рассматривает возможность проведения этапа в конце сезона, за неделю до заключительного Гран-при Бразилии. В таком случае сезон Формулы 1 впервые будет состоять из 20-ти этапов.
Аэродинамические поправки
Самое видимое изменение в преддверии нового чемпионата коснулось производителя резины. Японская компания Bridgestone, которая с 2008 года была монополистом на рынке шин для Формулы 1, заявила о своем выходе из гонок этого класса. Новым производителем резин для гоночных болидов стала итальянская фирма Pirelli. Эта компания сосредоточилась на производстве тех же четырех наименований, что и японцы – Hard, Medium, Soft и SuperSoft. Вместе с тем, характеристики шин поменяются, что должно сказаться на поведении машин.
Как это обычно происходит накануне каждого последующего сезона, FIA ввела очередную «порцию» запретов. В частности, нельзя использовать воздуховоды, меняющие эффективность заднего антикрыла. Их в прошлом сезоне внедрили на своих болидах механики McLaren. Это новшество позволило британцам получать преимущество над соперниками за счет более мощного разгона на прямых участках. Когда остальные команды установили воздуховоды на своих машинах, превосходство исчезло.
Кроме того, FIA внесла две корректировки к поменянному впервые за многие годы регламенту на аэродинамику. В сезоне-2010 у гонщиков была возможность менять конфигурацию переднего антикрыла нажатием кнопки. Предполагалось, что это нововведение увеличит число обгонов. Однако большинство пилотов использовали регулировку исключительно для настроек машины, поскольку при обгонах угол могли менять обе стороны, а значит, корректировки становились неэффективными. Как следствие, управление передним антикрылом запретили, но позволили использование управлением задним антикрылом.
Еще одно «аэродинамическое» изменение коснулось запрета на использование двойного диффузора. Дополнительный диффузор позволил увеличить прижимную силу в задней части машины. В ходе чемпионата ноу-хау приняли все команды и вложили в разработку новых конструкций немало денег. Потому решение FIA о запрете двойного диффузора стало для многих участников неприятным сюрпризом.
Радикально повлиять на расстановку сил команд может эффективное использование еще одного нововведения – снят запрет на использование системы рекуперации кинетической энергии KERS. Впервые эта система апробирована в королевских гонках в 2009-м. Ее использование поддерживали автопроизводители, поскольку KERS потенциально может использоваться в конструкциях дорожных машин. Но разработки инженеров Ф1 оказались недоскональными и в сезоне-2010 от системы рекуперации решили отказаться. Как следствие, автопроизводители, наиболее активно поддерживавшие KERS, покинули чемпионат. После того, как запрет был снят, KERS занялись старые производители. Поскольку минимальный вес машин увеличен (до 640 кг) система рекуперации может быть успешной. С одной оговоркой: теперь гонщики стартуют с полными баками, а развесовка машины ограничена регламентом, так что оптимальное размещение аккумуляторов KERS станет еще одной непростой задачей для инженеров.
Немецко-российское счастье
Первый этап чемпионата-2011 – Гран-при Австралии в Мельбурне – подтвердил прогнозы. Гонщик Red Bull Racing Renault, действующий чемпион мира немец Себастьян Феттель уверенно выиграл поул-позишн, а с самого старта основной гонки начал уходить в отрыв от остальных соперников. На финише его преимущество над британцем Льюисом Хэмилтоном из McLaren составило 22 секунды. Еще один пилот Red Bull Racing – австралиец Марк Уэббер – финишировал пятым.
Новый болид Red Bull Racing RB7 – модернизирован с чемпионского RB5. «Было трудно создавать шасси под новые шины Pirelli, - отметил технический директор команды Эдриан Ньюи. - Мы адаптировали машину с учётом изменений в регламенте – таких, как введение KERS и возвращение к одиночному диффузору. Главная трудность при размещении KERS – найти решение, которое не отразится негативным образом на аэродинамике».
Главным соперником Red Bull Racing по ходу сезона наверняка будет Vodafone McLaren Mercedes. Это доказало выступление Хэмилтона в Мельбурне. Да и второй пилот – еще один британец Дженсон Баттон – вполне мог бороться за место на пьедестале. Помешала техническая ошибка англичанина во время обгона Фелипе Массы из Ferrari. Баттон срезал шикану и был наказан обязательным проездом по пит-лейн. В итоге Дженсон таки обошел Массу, но выше шестого места прыгнуть не сумел.
Новый болид McLaren MP4-26 содержит ряд оригинальных конструкторских решений: боковые понтоны необычной L-образной формы, двойной верхний воздухозаборник, переднее антикрыло сложной конструкции. Эти новинки призваны восполнить потерю прижимной силы в задней части болида, вызванную запретом двойных диффузоров.
Еще один потенциальный фаворит Scuderia Ferrari Marlboro в Австралии ограничился четвертым местом испанца Фернандо Алонсо. После гонки Масса и Алонсо жаловались на недостаточную по сравнению с предсезонными тестами скорость, а бразильцу из-за перегрева задних шин потребовалось провести незадолго до финиша лишний пит-стоп.
Впрочем, цель команды в стартовавшем чемпионате единственная – победа в соревнованиях гонщиков и в Кубке конструкторов. «В этом году мы должны победить и сделаем все, чтобы завоевать титул, – заявил президент Ferrari Лука ди Монтедземоло. – Мы укрепили структуру команды, внесли несколько улучшений и теперь ждем, что покажут наши соперники».
Представители Ferrari уверены, что новый болид команды 150° Italia (назван в честь 150-летия воссоединения Италии) стал быстрее. «Регламент, касающийся двигателей, по-прежнему заморожен, поэтому вносить непосредственные изменения в мотор невозможно, - говорит руководитель отдела разработки двигателей команды Лука Марморини. – Но мы серьезно работали над многими аспектами. В частности, над повышением надежности и сокращением стоимости. В 2010-м у нас были некоторые проблемы с пневматикой двигателя, которые мы постарались решить. Существенные изменения в переднюю часть мотора заставило внести возвращение системы KERS. У нас новая конструкция соединения KERS с двигателем, новый коленвал, а также усовершенствованные системы охлаждения и смазки мотора».
Главной же сенсацией Гран-при Австралии стал россиянин Виталий Петров. Гонщик Lotus Renault GP впервые в карьере поднялся на пьедестал, заняв третье место следом за Феттелем и Хэмилтоном. «Весь уик-энд сложился для нас удачно, хотя после тестов мы, если быть откровенным, не слишком представляли себе, где находимся относительно наших соперников, - сказал россиянин на пресс-конференции после гонки. - Но уже по приезду в Австралию, когда на машине были смонтированы еще несколько новинок, поняли: R31 выглядит достойно, что и показала квалификация. Ну а потом мы сосредоточились на гонке, и команда провела ее просто превосходно».
Вообще, в межсезонье команда, которую помимо Петрова представляет немец Ник Хайдфельд, пережила серьезные перемены. Отношения с Renault теперь ограничиваются поставкой моторов и технической помощью, но титульным спонсором стал другой автопроизводитель – компания Group Lotus. Новая машина раскрашена в традиционные цвета Lotus. «Такие слова, как «агрессивный» и «инновационный» сейчас в моде в Формуле 1, однако в случае с R31 они вполне применимы, - говорит технический директор команды Джеймс Эллисон. - В разработке машины мы использовали весьма смелый подход, и даже после беглого знакомства с ее компоновкой становится понятно, что она не только отличается от прошлогодней R30, но и от всех машин, которые когда-либо создавались этой командой».
А вот надежды еще одного потенциального соискателя подиумных мест Mercedes-Benz GP Petronas на старте не оправдались. Обладатель семи чемпионских титулов, 42-летний немец Михаэль Шумахер вынужден был сойти 19-м круге из-за повреждения шасси в столкновении с болидом испанца Хайме Альгерсуари из Toro Rosso. Партнер Михаэля Нико Росберг тоже не закончил гонку из-за аварии с машиной бразильца Рубенса Баррикелло из Williams. Впрочем, по мнению Шумахера, его команда в этом году способна бороться за второе следом за Red Bull Racing место в Кубке Конструкторов. «Мы сыграем важную роль в борьбе чуть позади их, - сказал Михаэль. – В нашу группу входят Ferrari, Lotus Renault, Williams и McLaren».
Раскошелится ли Червоненко на миллион?
К сожалению, украинский зритель посмотреть Гран-при Австралии на одном из общедоступных национальных каналов не смог. И не известно, будут ли трансляции Формулы 1 сезона-2011 в Украине вообще. На данный момент обеспечить показ на «Первом автомобильном» канале пытается президент Автомобильной федерации Украины Евгений Червоненко. «Гарантировать я ничего не могу, - сказал Евгений Альфредович в комментарии kontrakty.ua. – Все упирается в деньги. В прошлом году стоимость трансляции Формулы 1 составляла миллион долларов. Сколько придется заплатить в этом году, сказать пока не готов. Идут переговоры».
Фоторепортаж о Гран-при Австралии можно посмотреть здесь
Иван Вербицкий, специально для kontrakty.ua
Фото сайта F1News.Ru
Оценка материала:
Формула 1 стартовала. Под знаком превосходства Феттеля и украинском неведении Иван Вербицкий 30.03.2011