Бізнес
Ринки та компанії
Их не догонишь: почему прогнозы автодилеров отстают от реальных продаж
В марте — впервые за два года — в Украине было продано 18,8 тыс. новых автомобилей. Больше машин за все время кризиса купили лишь в январе 2009-го, когда, несмотря на рекордную девальвацию гривни, автодилеры распродавали машины по старым ценам и авто можно было приобрести со скидкой почти в 50%.
Этим мартом ничего подобного не происходило. Тем не менее мартовский результат оказался на 73% выше февральского и в полтора раза превысил уровень продаж марта 2010-го.
Конечно, с одной стороны, рост был обусловлен низкой базой сравнения: в феврале этого года украинцы приобрели почти 10,9 тыс. авто, в марте 2010-го — немногим более 12,5 тыс. Но с другой — рынок вырос даже больше, чем прогнозировали автодилеры.
Главными драйверами продаж, по мнению операторов, стали увеличение доли кредитных авто (только в І квартале 2011 года доля таких машин выросла с 7,4% до 13,92% год к году) и отложенный спрос. Кроме того, по словам директора департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом — НИКО» Ярослава Вовка, в марте на рынок заметно повлиял ажиотаж, связанный с трагическими событиями в Японии. Из-за опасений дефицита или подорожания японских машин во второй декаде месяца по сравнению с первыми числами реализация у официального импортера MitsubishiMotors выросла на треть.
Большинство операторов уверены, что в апреле машин будет продано меньше, чем в марте. «В апреле будет продано около 17 тыс. автомобилей — на 30% больше, чем за аналогичный период 2010 года, — полагает генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл» Елена Дунина. — А в целом по итогам года рынок вырастет на 20% — до 195–200 тыс. машин».
По прогнозу инвесткомпании Dragon Capital, в 2011-м автокредиты продолжат дешеветь. К концу года ставки в среднем снизятся на 2–3 п. п. — с нынешних 17–18% до 15–16%.
В целом доля проданных в кредит машин по итогам года, как ожидают в ИК Dragon Capital, вырастет лишь до 20–23% (до кризиса — 40–50%), но даже при таком сценарии авторынок увеличится на 29% — до 210 тыс. единиц.
По словам старшего аналитика ИК Dragon Capital Таисии Шепетко, восстановление экономики и автокредитования до уровня 2008 года ожидается не ранее 2013-го. А на уровень продаж 2007–2008 гг., когда в Украине ежегодно продавалось более полумиллиона авто, рынок выйдет ближе к 2020 году.