Бізнес
Ринки та компанії
Телевидение в цифрах: как изменит украинский ТВ-рынок переход на «цифру»
К началу 2011 года оборот сегмента платного ТВ в Украине, по оценке операторов, превысил 1,7 млрд грн. Число абонентов платных услуг в минувшем году выросло на 3–4% — темп роста абонбазы по сравнению с 2009 годом упал почти вдвое.
Тем не менее выручка операторов в среднем по рынку за год увеличилась более чем на 20%.
Произошло это не в последнюю очередь благодаря продолжающемуся переходу зрителей с аналогового на цифровой сигнал. «Цифра» позволяет улучшить качество, возрастает число доступных каналов, и соответственно растет плата за них.
По данным исследования Satellite Monitor компании SES Astra, цифровой сигнал принимают чуть более 4 млн из 17,25 млн украинских домохозяйств.
4,1 млн абонентов цифрового ТВ — это все владельцы спутниковых тарелок плюс примерно шестая часть абонентов кабельных операторов. Правда, в ближайшие два года эта картина кардинально изменится. Дело в том, что к этому времени Украина полностью перейдет на цифровое телевидение — эфирное вещание в цифровом формате будет запущено уже в 2011 году, а к 2014-му аналоговый сигнал должен полностью уйти в прошлое.
Для абонентов эфирного телевидения это будет означать необходимость покупки преобразователя цифрового сигнала в аналоговый (для владельцев телеприемников без цифрового блока). Взамен пользователь получит 32 программы, как минимум треть из которых в перспективе будут передаваться в стандарте высокой четкости HDTV (от англ. High-Definition Television — телевещание высокой четкости).
Сейчас аппаратура для преобразования телесигнала стоит от $100, но, по оценкам экспертов, через два-три года стоимость этих устройств упадет минимум вдвое. К тому времени значительно вырастет и доля цифровых телевизоров: к 2014-му от трети до половины домохозяйств будут располагать принимающей «цифру» телетехникой; еще 1,5–2 млн преимущественно малообеспеченных семей из сельской местности получат ресиверы за счет бюджетных средств.
Впрочем, все это планы и прогнозы. А с переходом на цифровой сигнал не все гладко уже сейчас.
До конца 2010-го вопрос, кто возьмется за создание системы ретрансляторов, вообще не был решен. Обсуждались самые разные модели — от создания цифрового вещания на бюджетные деньги до создания консорциума крупнейших телеканалов, однако в Украине так и не нашлось компании или компаний, готовых потратить на организацию цифрового вещания около 2 млрд грн. В конце концов, в декабре 2010-го в конкурсе Нацкомиссии по телерадиовещанию победила малоизвестная фирма «Зеонбуд», принадлежащая, по словам ее исполнительного директора Андрея Шумилова, «консорциуму частных собственников». Спустя четыре месяца, 13 апреля Кабмин утвердил Постановление № 412 об утверждении Методики расчета лицензионного сбора для операторов и провайдеров. Двумя днями позже этот документ крайне негативно оценили в Телекоммуникационной палате Украины, объединяющей операторов спутникового и кабельного ТВ более чем 20 украинских городов.
«Теперь такие системные компании, как «Укртелеком», «Воля», «Киевстар», лишены возможности получить единую лицензию на всю Украину, а у компании «Зеонбуд» эта возможность есть, — за-явил 15 апреля директор Телекоммуникационной палаты Константин Грицак. — Это полностью противоречит принципам европейского регулирования, основанным на технологической нейтральности, к которым должна стремиться украинская телеком-сфера».
На самом деле утверждение о «невозможности» получения лицензии — скорее преувеличение. Получить лицензию может любой игрок, вот только стоимость ее будет зависеть от того, какие по величине населенные пункты и на какой территории охвачены вещанием.
В итоге дешевле всего в пересчете на одного абонента лицензия обойдется «Зеонбуду» — ее стоимость составит около 400 тыс. грн. Чтобы снизить лицензионные отчисления до такого же уровня, кабельному оператору придется обеспечить доставку телесигнала практически в каждое украинское село. Теоретически это возможно. Но совершенно нерентабельно.
С точки зрения рыночных свобод подобный протекционизм выглядит не слишком красиво. Но с другой стороны, он вполне обоснован, если вспомнить, что затраты «Зеонбуда» в качестве всеукраинского провайдера цифрового ТВ только на начальном этапе превысят 1 млрд грн. Причем, по данным самой компании, окупаемость проекта не столь уж и велика: на возврат инвестиций у «Зеонбуда» уйдет от пяти до девяти лет.
Кстати, рынок принял новую методику лицензирования относительно спокойно. Что в общем неудивительно. Документ не содержит откровенно запретительных условий лицензирования. Что в свою очередь позволяет сосуществовать на одной территории провайдерам спутникового, кабельного и эфирного телевидения. Даже при государственной поддержке последних.
Дело в том, что эфирное телевидение физически ограничено 32–50 каналами. Современное кабельное ТВ способно предложить в разы больше, а спутниковое вообще не имеет ограничений в данной области. Кроме того, если украинский оператор эфирного ТВ собирается вводить HD-сигнал хоть и в обозримой, но все же перспективе, то кабельные и спутниковые компании предлагают эту услугу уже сейчас. В итоге в странах Европы, где бесплатный цифровой контент появился в эфире еще несколько лет назад, это не привело к прекращению оттока абонентов эфирного ТВ к операторам платных услуг. К примеру, по данным уже упоминавшегося исследования Satellite Monitor компании SES Astra, в конце 2010 года в среднем по Европе абонентами эфирного ТВ были только 34% из 246 млн домохозяйств. На долю спутникового телевидения приходилось 32%, сегмент кабельного ТВ занимал 29%, доля абонентов IPTV составляла 5% домохозяйств.
Примерно такая же структура рынка сложится через несколько лет и у нас.