Бізнес
Ринки та компанії
Высокоградусный минимум: почему дешевая водка «не пошла» ни производителям, ни чиновникам
Крупные производители алкоголя добились увеличения минимально разрешенных цен на спиртное на 25-50%. По их расчетам, это должно способствовать вытеснению с рынка «паленой» продукции. Впрочем, без покупателей рискуют остаться не столько нелегалы, сколько мелкие ЛВЗ, которые, не имея возможности рекламировать свой товар, удерживали потребителей лояльными ценами.
Дешевле не наливать
«Спиртное» лобби сумело добиться своего: в начале августа правительство пересмотрело минимальные розничные цены (МРЦ) на алкогольную продукцию, увеличив их на 26-50%. Теперь водка в торговых сетях не может стоить дешевле 26,1 грн за бутылку 0,5л, что на 45,3% дороже, чем ранее. Трехзвездочный коньяк в такой же емкости вырастет в цене на 26,7% - до 33,1 грн, вино (бутылка 0,7л или упаковка тетра пак 1л) на 50% - до 18 грн. Комментируя пересмотр МРЦ, премьер-министр Николай Азаров заявил, что этот шаг должен способствовать уменьшению доли теневой продукции. Такого же эффекта ожидают и в профильной ассоциации «Укрводка». По ее данным, на сегодняшний день доля нелегальных производителей на рынке крепкого алкоголя составляет порядка 30-35% и имеет все шансы расти и далее, так как в первом полугодии большинство крупных компаний уменьшили производство на 5-7%.
Повышение минимальной ценовой планки подстегнет конкуренцию на рынке водки и коньяка, но не скажется на общем уровне их продаж
МРЦ как сдерживающий фактор для нелегалов доказали свою эффективность еще в 2001г, когда они были введены впервые. После установления ценовой планки для рынка, доля теневиков всего за год снизилась на 10%, а в последующие годы продолжала падать на 5-7%. Но в 2005 году МРЦ были отменены, так как подобное регулирование противоречило нормам ВТО, куда тогда готовилась вступить наша страна. Но уже в ноябре 2008г. минимальные цены были возвращены по просьбе алкогольных компаний, которые жаловались на резкое увеличение теневого сегмента. Эффект не заставил себя долго ждать. К концу 2008г. доля нелегального спиртного упала до 5-10%, - говорит директор по маркетингу холдинга Global Spirits (ЛВЗ «Хортиця», «Русский Север», ОКЗ ТМ «Шустов», ДП «Крымский Винный Дом», ТД «Мегаполис Украина» и ТД «Хортица Россия») Георгий Майоров.
После двукратного повышения цен на спирт (с 70 грн/дал до 155 грн/дал) увеличения стоимости стеклотары на 20%, транспортных расходов на - 15% и акцизного сбора, старые минимальные цены перестали соответствовать реальным расходам производителей на изготовление напитков. Поэтому в конце прошлого года они инициировали очередное повышение тарифов на 50%. Причем, аппетиты водочников все время растут: первая цифра, озвученная ими в качестве потенциальной минимальной розничной цены, составляла 24,9 грн. Сейчас же, как заявляет Георгий Майоров, розничная стоимость бутылки крепкого алкоголя 0,5л, с которой уплачены все налоги, просто не может быть ниже 26,1 грн. Продукция крупных компаний, которые работают в правовом поле, стоит именно столько. Поэтому с введением МРЦ она не подорожает, - констатируют эксперты. Но из розницы исчезнет водка по 16-20 грн, которая в изобилии представлена там сейчас. Причем, далеко не всегда это «паленая» продукция. По таким ценам нередко продают свою продукцию региональные производители, которые готовы довольствоваться минимальными наценками. Не имея возможности тратить многомиллионные бюджеты на продвижение, они удерживали своего потребителя более низкими, чем у именитых конкурентов ценами. Теперь же мелким компаниям придется повысить расценки до разрешенного государством минимума, а значит, их шансы удержать свою рыночную долю стремительно уменьшаются, чем не преминут воспользоваться лидеры отрасли. Избавиться же от действительно некачественного алкоголя будет сложнее, чем кажется на первый взгляд. Он попросту переместится с торговых полок крупных розничных сетей в киоски и павильоны, где выявить такую продукцию контролирующим органам сложнее.
Кто доплатит за градус?
Аналитики уверены - повышение минимальной ценовой планки подстегнет конкуренцию на рынке водки и коньяка, но не скажется на общем уровне их продаж. На фоне общего разгула инфляции в стране и резкого подорожания большинства продуктов питания, потребители попросту «не заметят» переписанных ценников на спиртном. Тем более, что доплачивать придется всего 6-8грн. Но вот виноделы в лояльности украинцев к своей продукции не уверены. Директор Ассоциации «Виноградари виноделы Украины» Сергей Петренко говорит, что их организация была одной из инициаторов повышения МРЦ, но изначально цену предлагали установить на уровне 16 гривен. За 9 месяцев подготовки проекта постановления Кабмина, выросла стоимость энергоносителей, топлива, тары и пр., поэтому цифру повысили до 18 грн. Теоретически для большинства виноделов она является приемлемой, но все же единой позиции в этом вопросе у компаний нет. Повышенные цены устраивают производителей, предлагающих дорогое брендированное вино, но заставляют беспокоиться об уровне продаж поставщиков товара эконом –класса. Ведь пока вино в Украине зачастую является неким «заменителем» более крепкого алкоголя и платить за него дорого большинство граждан не готовы. Эксперты побаиваются, что может еще больше снизиться производство крепленых вин, которое и так падает. По данным Государственного комитета статистики, за первые 5 месяцев 2011 года рынок крепленых вин сократился на 66,2%.
Оценка материала:
Высокоградусный минимум: почему дешевая водка «не пошла» ни производителям, ни чиновникам Татьяна Гармаш 10.08.2011