Бізнес
Економіка
Три способа усадить Россию за стол газовых переговоров
Перед Украиной вновь во весь рост встал вопрос цены на российский газ. Ныне украинская и российская стороны обмениваются решительными заявлениями, не гнушаясь откровенным блефом. Насколько далеко готова зайти каждая из стран? Готова ли Россия развязать «третью газовую войну»? Способна ли Украина убедить или заставить Россию пересмотреть газовые контракты?
Три, пока еще возможных, с точки зрения нынешней властной команды, сценария, позволяющих Украине добиться от России пересмотра цены включают в себя осуждение Тимошенко и отзыв ее подписи под газовым контрактом 2009 года, разбирательство в Стокгольмском арбитраже и реорганизацию «Нафтогаза».
Приговор Тимошенко
Процесс над Тимошенко стал первым решительным шагом украинской власти к пересмотру существующих газовых соглашений. Объявление Тимошенко преступницей, волюнтаристски подписавшей сомнительные соглашения, создает предлог для перезаключения контрактов. Однако российская сторона так не считает.
Тем не менее, в случае подачи Украиной иска в Стокгольмский арбитраж приговор по делу Тимошенко может быть использован как один из аргументов. Однако Европа будет очень настороженно относиться к такому аргументу, считает Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента». «Такая аргументация может создать нам только проблемы, с учетом того, как Европа смотрит на это дело, и какие нарушения она отслеживает в ходе этого процесса. Взять хотя бы тот факт, что в украинском законодательстве нигде четко не прописано разграничение директив правительства и директив премьер-министра», - отмечает политолог.
И это еще не все. Сам украинский президент заявил, что Россия «заставила» Тимошенко подписать контракты. А это более чем прозрачный намек на Владимира Путина. В этой связи интересны и показания Михаила Ливинского, руководителя аппарата экс-премьера, сделанные им на допросе 5 сентября в ходе процесса Тимошенко. Ливинский сообщил, что проект контракта составлялся не в Кабинете министров, так как не соответствовал правилам оформления документов, принятых в Кабмине.
«Но нельзя ли предположить, что газовые соглашения вообще были разработаны в России, и Тимошенко была вынуждена «подмахнуть» условия Путина? То есть, контракт был нам навязан Россией в условиях беспрецедентного давления. Вот бы прокуратуре проверить эту версию. И не на нее ли намекал Янукович в своем недавнем интервью, говоря о том, что Россия «вынудила» Тимошенко подписать эти контракты?», - отмечает Владимир Фесенко.
Иски в международных судах
Украине придется искать и другие аргументы при подаче судебных исков. Кстати, о том, что документы для подачи в суды «уже готовы», Украина на днях узнала из уст самого Виктора Януковича.
Оптимистичней всех шансы сбить в судебном порядке цену на российский газ оцениквает Владимир Омельченко, ведущий эксперт аналитических программ Центра Разумкова.
«Шансы выиграть процесс очень высоки, в случае, если иск будет правильно составлен и подан, и если его будут сопровождать грамотные юристы.
Аргумент первый – цена, по сравнению с ценой для той же Германии, завышена приблизительно на 100-120 долларов по базовому контракту.
Аргумент второй – контракт заключался в условиях газовой войны, когда был перекрыт транзит не только для Украины, но и для Европы. Европа должна об этом помнить. Трубы не могли простаивать пустыми, так что соглашение нужно было заключать, иначе бы случился коллапс всей трубопроводной системы поставок. Украина, фактически, спасла Европу».
Иную аргументацию приводит член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Он предлагает исходить из сугубо технических и экономических критериев.
«Наши аргументы в Стокгольмском суде должны базироваться на том, что формула, прописанная в нынешнем контракте, уже устарела технически. Газойль и мазут, к которым привязана цена газа, более не являются его безусловными заменителями.
Второй аргумент – формулы газовых соглашений для стран ЕС включают поправочные инфляционные и иные коэффициенты. Однако на пример Германии ссылаться незачем. Германия вложилась инвестициями в только что запущенный «Северный поток», дала деньги на разработку крупных российских месторождений, в том числе Штокманского. Конечно, при таких условиях ей могут быть предоставлены скидки – как стратегическому партнеру и инвестору.
У Украины же есть иные преимущества – мы самый большой транзитер и потребитель газа. Эта аргументация может, при грамотном ведении процесса, дать Украине скидку на газ хотя бы на 30%».
Независимый энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что Украине нужно полностью переписывать условия контракта с «Газпромом», основываясь на критериях, отличных от заложенных в соглашении 2009 года.
«Основной аргумент для Стокгольмского арбитража – поднятие цены на нефть, к которой привязан контракт. Нам следует настаивать на том, что в качестве базовой цены на газ должна выступать цена газа за предыдущий год, - считает он - В 2009-м, когда подписывался контракт, цена за 2008 год составляла 179 долларов. Вот и следует настаивать, что цена в контракте должна исходить из этих условий».
Подача иска является с украинской стороны, в первую очередь, актом психологического давления на Россию. Украина рассчитывает на начало диалога с Россией, которая даже не собирается садиться за стол переговоров, расхваливая преимущества нынешнего контракта. Такого мнения придерживается Владимир Фесенко. «Мне кажется, что Украина не готова идти до конца в Стокгольмском арбитраже. Она хочет через суд принудить россиян к мировому соглашению – то есть обязать их начать переговоры по пересмотру цены», - уверен он.
Реорганизация «Нафтогаза»
Реорганизация «Нафтогаза» - еще одно действие, которое Украина готова предпринять в условиях напряженного диалога с Москвой. Сообщения о реорганизации (сразу же окрещенной «ликвидацией») «Нафтогаза», прозвучавшие из уст первых лиц государства, стали сенсацией. Хотя ничего сенсационного в самом плане по реорганизации «Нафтогаза» нет. Еще в 2009 году, присоединяясь к Европейскому Энергетическому сообществу, Украина взяла обязательства реструктуризировать «Нафтогаз». Летом прошлого года это намерение было подтверждено в программе экономических реформ Януковича.
Эксперты kontrakty.ua едины в своих оценках: реформировать «Нафтогаз» - необходимо. Другое дело – повлечет ли реорганизация за собой и пересмотр газовых соглашений, как заявляет Николай Азаров?
«Ликвидация Нафтогаза как юридического лица никак не повлияет на суть газовых контрактов с Москвой и на цену газа для Украины. В пункте 9.6. контракта четко прописано, что в случае реорганизации одной из сторон предусматривается правопреемство», - подчеркивает Владимир Омельченко. При этом он скептически оценивает перспективы пересмотра соглашений с «Газпромом» именно путем реорганизации «Нафтогаза». «Я считаю, что заявление Азарова является блефом. Это один из последних аргументов, дабы заставить Россию начать новые переговоры по газу», - считает он.
Юрий Корольчук уверен: собственно «Нафтогаз» ликвидировать не будут, подобная участь ждет лишь его дочернюю компанию – «Газ Украины». «Вместо «Газа Украины» будет создано небольшое подразделение в «Нафтогазе», со штатом максимум в 40 человек, которое будет заключать договора с облгазами, - уверен аналитик - Из «Нафтогаза» выделят «Укртрансгаз» и «Укргаздобычу». Такое решение удовлетворит все группы интересов, сформировавшиеся вокруг «Нафтогаза».
Валентин Землянский, в свою очередь, уверен - реорганизация «Нафтогаза» создаст предлог для пересмотра контрактов и Россия будет втянута в процесс переговоров.
Забытый аргумент
Несколько «затерялся» еще один аргумент, на который может ссылаться украинская сторона. Речь идет о межправительственных соглашениях России и Украины, подписанных в 2001 и вступивших в силу в 2004 году, в которых говорится о ежегодном согласовании объемов поставок газа. Как утверждает Николай Азаров, это соглашение ни разу не исполнялось, поэтому все контракты, начиная с 2009 года, нуждаются в пересмотре хотя бы в той части, которая касается объемов поставок газа.
Остается неясным, означают ли слова премьера, что и Харьковские соглашения также подлежат пересмотру?
Сам глава государства заявляет, что Харьковские соглашения о скидке в 100 долларов от «европейской цены» на газ выгодны Украине. Это так, но только если эта самая европейская цена будет достигнута. Украинский президент называет формулу такой цены: «цена для Германии минус 70 долларов транзитного тарифа от границы России до Германии». Германия сейчас платит 400 долларов за кубометр газа. При учете еще и 100 долларов скидки получается цена в 230 долларов.
Но и с межправительственными соглашениями не все однозначно. Аналитики придерживаются разных точек зрения. Владимир Омельченко считает, что ссылка на эти соглашения поможет нам в суде. «Здесь у Украины как раз выгодная позиция – говорит он - Это России не стоит ссылаться на эти соглашения, ведь в них прописана цена на газ в 50 долларов. Заметим, на межправительственные соглашения ни Путин, ни Миллер не ссылаются – им не хочется о нем упоминать». У Юрия Корольчука иное мнение. «Межправительственные соглашения носят рамочный характер. Конкретные правила прописаны в контрактах хозяйствующих субъектов. Газ поставляется не государством государству, а одной компанией другой компании», - считает он.
Момент газовой истины
Украинская власть ищет поводы для того, чтобы принудить Россию сесть за стол переговоров и начать пересматривать газовый контракт. Против России предпринята серьезная контратака, последствия которой, похоже, не совсем представляют даже в самых высоких кабинетах в Киеве.
Время поджимает. В четвертом квартале придется платить уже по новой цене. Момент истины настанет в начале ноября, когда придется отдавать «Газпрому» деньги за первый месяц четвертого квартала. Если к тому времени Украина не добьется какого-либо прогресса на переговорах, у нее остается только одна надежда – на деньги МВФ. Без них отечественная экономика не выдержит высокую цену на газ.
Если МВФ даст кредит, тогда мы сможем продержаться до весны, когда пройдут президентские выборы в России, и политическая неуступчивость Москвы может ослабнуть.
Поиск аргументов в противостоянии с Россией не освобождает Украину от важнейшего решения. Появился шанс модернизировать чрезмерно энергозатратную постсоветскую экономику, зависимую от цены на российский газ. И каковы бы ни были условия контрактов с «Газпромом» - а выгодными они уже не будут никогда - для Украины пришло время на деле заняться энергосбережением, развитием рынка альтернативных источников энергии и диверсификацией топливных поставок.