Бізнес
Економіка
Нестандартная мотивация. Чтобы удержать сотрудников, руководители катают их на квадроциклах, поят пивом и одаривают швейцарскими часами
Поощрение персонала каким-нибудь оригинальным способом наряду с общепринятыми методами мотивации в украинских компаниях становится обычной практикой. Однако, «Стоит конкуренту предложить на $200 больше — и работник уйдет».
Одна из девелоперских компаний Западной Украины приобрела пять квадроциклов. Этот специфический транспорт понадобился предприятию вовсе не для инспекции строительных объектов. Наиболее инициативным работникам компании разрешают в течение двух недель ездить на квадроциклах на работу или путешествовать по округе.
Поощрение персонала каким-нибудь оригинальным способом наряду с общепринятыми методами мотивации — деньгами, повышением по службе или просто похвалой — в украинских компаниях становится обычной практикой. «Использование нестандартных инструментов поощрения стало для украинских компаний правилом, а не приятным исключением», — говорит Анна Улитич, менеджер по развитию и подбору персонала группы предприятий «ВВН Украина». В этой компании самым успешным по итогам полугодия сотрудникам отдела продаж, помимо денежной премии, предоставляется возможность три часа поиграть в боулинг или бильярд. Также такие работники ежемесячно награждаются десятью литрами пива «Фостерс», недельной путевкой на двоих за границу или швейцарскими часами. Кроме того, удачливый продавец на протяжении шести месяцев может не соблюдать в рабочее время деловой дресс-код и не отвечать на звонки начальства после 18:00.
Спортивный интерес
Такая изобретательность работодателей — вынужденная мера, считает Сергей Теплов, директор департамента персонала и организационного развития корпорации «Золотые Ворота». Он убежден, что удерживать персонал украинских компаний только деньгами и бонусами уже практически невозможно. «Стоит конкуренту предложить на $200 больше — и работник уйдет», — заверяет он.
Поэтому в Золотых Воротах разработали целый комплекс мотивационных программ, и их материальная составляющая, как утверждает руководство, играет не главную роль. «Когда разрабатывали программы мотивации, провели опрос среди сотрудников, — рассказывает Сергей Теплов. — И оказалось, что основной мотив работника — профессиональный рост, на втором месте — благоприятная атмосфера в коллективе и только на третьем — материальный фактор».
В Золотых Воротах уже традицией стало корпоративное первенство по футболу с участием команд, сформированных из сотрудников всех бизнес-структур, входящих в корпорацию. Игрокам шьют форму под заказ, на матчи приглашаются профессиональный комментатор и диджей для музыкального сопровождения — словом, мероприятие превращается в настоящее шоу. Также летом, помимо футбольного первенства, корпорация «Золотые Ворота» проводит турнир по волейболу, соревнования по стрельбе из лука, зимой — чемпионат по боулингу.
А за ушком
почесать?
На спорт делают ставку и в компании «МакДональдз Юкрейн». С 1998 года здесь проводится конкурс «Все звезды», победители которого работают во время проведения Олимпийских игр в ресторанах «МакДональдз», расположенных в Олимпийской деревне. И, соответственно, имеют возможность побывать на спортивных соревнованиях.
Приобщать сотрудников к спорту в компании начали после того, как МакДональдз стала партнером Международного олимпийского комитета. Уже 11 работников украинского подразделения знаменитой сети фастфудов побывали на Олимпийских играх. Еще двое участников внутрикорпоративного конкурса отправятся в августе этого года в Пекин.
Для тех же, кто не интересуется спортом, компания проводит международный конкурс вокала «Голос МакДональдз». В прошлом году он состоялся во второй раз. Во время первого этапа конкурса все желающие работники компании присылали организаторам видеозаписи песен в своем исполнении. После чего компетентное жури, в состав которого входили и профессиональные музыканты, выбрало трех победителей. Каждому из них компания оплатила съемку профессионального клипа, с которым они отправились на международный конкурс «Голос МакДональдз». А также получили возможность поучаствовать в финальной части кастинга украинской версии «Фабрики звезд».
Развивает таланты своих сотрудников и компания «МТС». Вспомнив старые добрые традиции советских конкурсов «Алло, мы ищем таланты!», компания организовала проект «Лига чемпионов МТС Украина». Целью мероприятия является поощрение работников компании, достигнувших в своих увлечениях больших успехов. «Сотни сотрудников МТС Украина откликнулись на это предложение и прислали рассказы о своих увлечениях: фотографии, альпинизме, социальных проектах, поэзии, мотоспорте, футболе», — рассказывает Наталья Береза, директор по человеческим ресурсам компании «МТС». Победители, которых определяли все работники путем голосования, получили «полезные» призы — незаменимые для их хобби предметы.
До гроба свой
Основной причиной внедрения компаниями нестандартных программ мотивации, по мнению Ольги Шкуть, партнера компании Total HR Consulting, является жесткая борьба за специалистов: «Таким образом компании стараются сохранить свой человеческий ресурс в условиях острого дефицита кадров». Дмитрий Халанский, исполнительный директор киевского офиса коммуникационного агентства SPN Ogilvy PR, считает, что системы мотивации должны быть направлены прежде всего на тех сотрудников, от которых напрямую зависит бизнес компании, например, на ветеранов фирмы. Руководители, чтобы удержать светлые головы, уже стали разрабатывать специальные программы поощрения долгожителей. Например, некоторые руководители устраивают выездные корпоративы для ветеранов в Турцию и Египет и сами в них участвуют.
А в корпорации «Золотые Ворота» не так давно было введено звание «Герой корпорации». Его присваивают заслуженному сотруднику компании, который проработал в ней долгое время и продемонстрировал высокие результаты: внедрил эффективные программы или разработал успешные проекты. Помимо морального удовлетворения, «Герой Золотых Ворот» получает еще и материальное вознаграждение — пожизненную стипендию. «К сожалению, в нашей стране исчезли примеры для подражания, а они необходимы людям. Вот мы и находим их внутри компании», — рассказывает Сергей Теплов. Правда, пока только один работник корпорации удостоился чести стать эталоном для 6-тысячного коллектива.
Работа над ошибками
Нестандартные подходы компании используют и при выплате бонусов по результатам работы. Например, премию получает каждый сотрудник Бритиш Американ Тобакко Украина, который привел в компанию нового сотрудника.
В МТС Украина персонал премируется за работу над чужими ошибками. «Несколько недель назад, — рассказывает Наталья Береза, — на нашем внутрикорпоративном форуме сотрудник разместил снимки рекламного биллборда МТС, который соседствовал с плакатом нашего основного конкурента. Наша компания стремится доминировать в наружной рекламе, поэтому данная информация оказалась очень полезной. Сотрудники маркетингового отдела соответствующим образом отреагировали на присутствие биллборда конкурента, а затем наградили наблюдательного коллегу. Впоследствии было решено устроить специальную акцию «Фото-quest/Город рекламы». Теперь все работники МТС следят за качеством наружной рекламы компании во всех городах Украины и, если замечают какие-то ляпы, фотографируют их, размещая снимки на корпоративном форуме. Эти работники награждаются специальными призами. Таким образом проводится постоянный мониторинг нашей рекламы».
Черепашки-Нельзя
К нетрадиционным формам мотивации компании прибегают не только, чтобы оценить заслуги работников, но и указать на просчеты в их работе. В частности, в компании «ВВН» даже разработана специальная программа «Черепаха forever» и «Получи скунса». Региональному менеджеру, подразделение которого показало наихудший результат по итогам месяца, торжественно вручается живая черепаха по имени Даша или фотография скунса с автографом генерального менеджера компании. К черепахе прилагается инструкция по уходу за ней, и получивший ее работник в течение месяца обязан заботиться о животном. При этом оставить Дашу дома на попечение мамы или бабушки не выйдет — черепаха должна жить в офисе компании.
Специалисты в области рекрутмента неоднозначно относятся к подобным нововведениям. По их мнению, публичной должна быть похвала, а порицание и выговоры, пусть даже в такой шутливой форме, — с глазу на глаз. «Я не считаю эффективными нестандартные программы наказаний, особенно публичное бичевание, — говорит Валентин Тимошенко, директор компании Management Consulting. — Если сотрудника нужно наказать или проучить, это стоит делать приватно. В противном случае эффект может быть отрицательным».
В компании ВВН признаются, что, внедряя программы «Черепаха forever» и «Получи скунса», опасались негативных реакций со стороны сотрудников, ведь имена новых хозяев черепахи узнают не только их коллеги по подразделению, но и весь персонал. «Однако наши опасения оказались напрасны — программа была адекватно воспринята и сейчас активно работает», — уверяет Анна Улитич.
Несмотря на то что международные компании активно используют нестандартные способы мотивации персонала, новаторами таких разработок преимущественно являются компании с украинскими корнями. «Отечественные предприятия гибче и изобретательнее, — считает Ольга Шкуть, — они оперативно реагируют на ситуацию на рынке труда. Кадровая же политика транснациональных компаний в Украине определяется головным офисом, там действуют четкие стандарты, и местному менеджменту сложнее проявить инициативу».
Оценка материала:
Нестандартная мотивация. Чтобы удержать сотрудников, руководители катают их на квадроциклах, поят пивом и одаривают швейцарскими часами22.06.2008