НОВИНИ ДНЯ: У Києві прогнозують подальше ускладнення погодних умов  Чи може Путін погодитись на замороження війни: у Кремлі відповіли  США дали "зелене світло" на удари вглиб Росії ракетами Storm Shadow, - The Times  Завершення війни залежить від Путіна, але він слабший, ніж США і Трамп, - Зеленський  Киянам дали поради на тлі прогнозів про погіршення погоди  Зеленський назвав причину, за якої Україна може програти війну  У Кабміні назвали умову для відкриття авіасполучення в Українівсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Мария Бондарь 15.12.2011 5427

Общество непотребления: украинцы затягивают пояса и откладывают деньги на черный день

«Главное, чтобы потребители не ушли в глухую оборону. Могут ведь запастись предметами первой необходимости и засесть по домам. Но мы этого не допустим», — пошутил в одном из недавних интервью владелец fashion-марки Funky Рональд Вудстер.

Бизнесмен отвечал на вопрос журналиста солидной британской газеты о том, беспокоится ли он по поводу снижения продаж фирменной продукции во втором полугодии 2011 года. Достойного ответа у Рональда Вудстера, очевидно, не было. Неудивительно. У владельца Funky, впрочем, как и у других собственников потребительских ТМ upper-medium-сегмента, действительно есть основания для беспокойства.

«Нынешний повсеместный спад продаж в сегментах FMCG, скорее всего, усугубится в следующем году, — прогнозирует консультант экономической службы NBC Триша Спаркс. — Когда экономика начала буксовать в 2008-м, снижение объемов сбыта было более резким, но в руках продавцов оставались мощные рычаги стимулирования спроса. Вначале люди рассчитывали на то, что рецессия продлится недолго. Надеялись безболезненно переждать ее за счет сбережений, накопленных в период экономического роста. Теперь все иначе». По словам Триши Спаркс, в 2008-м речь шла об отложенном спросе, а теперь — о сокращающемся. В начале первой волны кризиса семьи спешно переходили в режим экономии, но считали это временной мерой и не собирались надолго отказываться от прежних потребительских привычек. Однако пришлось. «Потенциальные покупатели искали дешевизны, стремились получить те же товары, которые приобретали раньше, только за меньшую цену. Теперь они просто сокращают потребление всего, что не является предметом первой необходимости», — подчеркивает эксперт.

В этом году компания Deloitte проводила исследование потребительских настроений в 18 странах Восточной и Западной Европы, но только в одной из них, а именно в Германии, участники опроса дали позитивную оценку состоянию экономики. 53% немцев уверены в завтрашнем дне и не ждут ухудшения финансовой ситуации. Остальное население Европы настроено менее оптимистично. Шесть из десяти европейских потребителей убеждены в том, что экономика их страны находится в рецессии.

Украинцы готовятся ко второй волне кризиса

Так думают 75% французов, 84% итальянцев, 72% испанцев, 88% португальцев и 92% греков. Еще недавно, в конце 2010 года, каждый четвертый европеец был уверен в том, что экономика его страны скоро пойдет на поправку. Теперь в это верит только один из десяти участников исследования.

Украинцы потребительским оптимизмом тоже не отличаются. 50% участников исследования Deloitte*, проводившегося в нашем государстве, считают, что национальная экономика находится в состоянии рецессии. Это притом что формулировок «кризис» или «спад» в опросниках вообще не было, то есть «рецессия» была худшим из предложенных вариантов. Отечественный показатель чуть лучше среднеевропейского — 60%. Впрочем, результаты местных опросов общественного мнения вполне вписываются в общий для всей Европы тренд. Здесь, как и везде, сейчас царит потребительский пессимизм. 33% населения страны готовятся к ухудшению экономической ситуации. 42% вообще не берутся что-либо прогнозировать. «Люди уже ни в чем не уверены, они не знают, что будет дальше, неизвестность порождает страх, а это даже хуже, чем негативные ожидания, — говорит генеральный директор дистрибьюторской компании «Атидис» Виктория Лоза. — Если в Европе Рональд Вудстер и другие участники FMCG-рынков все еще шутят о «глухой потребительской обороне», то в Украине нечто подобное уже происходит. Даже когда у людей появляются деньги, они избегают необязательных трат, покупают только самое необходимое». По мнению Виктории Лозы, наши соотечественники сейчас не просто стараются экономить, чтобы жить по средствам, — они целенаправленно минимизируют повседневные расходы, стремясь как можно больше отложить на черный день. «Страна живет предчувствием того, что этот черный день скоро наступит, — убеждена гендиректор дистрибьюторской фирмы. — В последнее время мы получаем заказы в основном на товары, которые можно назвать предметами первой необходимости: базовые продукты питания, простейшие хозтовары и т. д. Особенно часто заказывают то, чем можно запастись. Деликатесы, комплексы beauty care, домашний текстиль, аксессуары и т. д. продаются из рук вон плохо, не говоря уже о предметах роскоши и товарах, связанных с различными формами досуга».

По данным Deloitte*, 32% населения собираются сократить расходы на развлечения, 20% намерены сэкономить на собственном образовании. При этом 63% опрошенных ожидают увеличения расходов на оплату жилья, 55% — в принципе готовятся к росту повседневных трат. Любопытно, что, судя по результатам исследования, покупательная способность большинства населения страны за последний год вовсе не ухудшилась. Не то чтобы наши соотечественники не могли позволить себе приобретение товаров не первой необходимости, просто теперь они, похоже, не хотят их покупать.

* Результаты социологического исследования, проведенного по инициативе Deloitte осенью 2011 года. Опрошены 780 жителей Киева, Харькова, Донецка, Одессы, Львова, Николаева и Сум в возрасте от 18 до 65 лет.

Оценка материала:

3.00 / 7
Общество непотребления: украинцы затягивают пояса и откладывают деньги на черный день 3.00 5 7
Бізнес / Економіка
 Мария Бондарь 15.12.2011 5427
Еще материалы раздела «Економіка»