Бізнес
Ринки та компанії
Разговор начистоту: зачем Украине налог на контент
Интернет-пользователи активно обсуждают возможное введение налога на контент. Новостным поводом послужило заявление Петра Яцука, председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ).
Отвечая на вопрос журналистов о решении проблемы перегруженности каналов связи из-за интенсивного роста трафика, глава госрегулятора намекнул, что неплохо бы ввести налог на «тяжелый» контент. В качестве примера компаний, генерирующих чересчур большие объемы трафика, Яцук привел Skype, который при «миллиардной капитализации» создает дополнительную нагрузку на сети. Однако после волны возмущений пользователей грядущим налоговым бременем глава нацкомиссии начал оправдываться. «Речь шла не о введении налогов, а о путях стимулирования инвестиций в расширение сетей доступа телекоммуникационных операторов», — указано в официальном сообщении НКРСИ.
Трафик больше сети
НКРСИ обосновывает возможное введение новых поборов ростом трафика в сетях, который якобы может привести к «коллапсу в интернете». «Операторы ничего не получают от объема переданной информации, поэтому не заинтересованы в расширении своих сетей. В определенный момент объемы трафика превысят возможности сети, что поставит под сомнение стабильность ее работы в целом. Одним из вариантов решения проблемы может стать дифференцированный подход к передаче трафика — за передачу больших объемов информации на высокой скорости оператор должен получать больше денег, чем за обычную услугу», — утверждают представители НКРСИ.
IP-телефония представляет экономическую угрозу для крупных сотовых компаний
«Проблема загруженности сетей существует, — подтверждает доводы нацкомиссии Иван Золочевский, генеральный директор компании «МТС-Украина». — Если ежегодно объемы трафика в сетях как беспроводного, так и проводного доступа в интернет увеличиваются в 30–40 раз (что происходило в ряде стран), сети операторов просто не готовы к резко возросшим нагрузкам. Соответственно, надо расширять узлы и каналы, модернизировать транспортную сеть, что требует инвестиций. А если на рынке начинают преобладать безлимитные тарифы, то понятно, что надо либо лимитировать тарифы, либо дифференцировать контент».
«Нагружая нашу сеть, мы практически ничего не имеем взамен. Абонент получает услугу, контент-провайдер — деньги. Сети операторов служат транзитной трубой для передачи данных. Нам платят за доступ в интернет, но эти суммы на порядок меньше, чем стоимость контента. При передаче большого объема информации необходимо делиться. Поэтому мы бы хотели снизить нагрузку на сети, ограничив доступ, или напрямую предоставлять абоненту нужный контент», — считает Игорь Литовченко, президент компании «Киевстар».
Кто генерирует, тот и платит
Cудя по сообщению НКРСИ, за «тяжелый» контент будут платить компании, генерирующие трафик. Насколько его производители готовы к дополнительным сборам — другой вопрос. Так, в Microsoft, владеющей Skype, подчеркнули, что сервис является в большинстве случаев бесплатным, однако добавили, что готовы к дискуссии.
«Сейчас бизнес-модель Skype предполагает бесплатный доступ к базовой услуге (голосовая связь. — Прим. ред.) с возможностью приобрести дополнительные услуги (к примеру, видеоконференции. — Прим. ред.). Эта модель действует во всех странах, где присутствует сервис», — говорит Дмитрий Шимкив, директор украинского представительства Microsoft. Напомним, в начале 2011 года Microsoft купила Skype за $8,5 млрд. Многие аналитики посчитали сумму покупки завышенной, поскольку 2010 год компания закончила с убытком в $7 млн при выручке в $860 млн. По оценкам Point Topic, в 2010 году из общих 150 млн подписчиков Skype только 9 млн пользовались платными услугами по $8 в месяц.
Иван Золочевский предположил, что упоминание НКРСИ о нагрузках на сети касается не столько голосовых сервисов, сколько контент-услуг, к примеру, «тяжелого» видео. Если большая часть абонентов сети Укртелекома начнет качать 3D-фильмы, каналы связи операторов моментально забьются. «Вместо заявленных 20–30 Мбит/с пользователь в лучшем случае может получить 1,5 Мбит/с», — утверждает глава МТС-Украина.
Сотовое лобби
Успеху Skype способс-твовало развитие ШПД-интернета
Не будем забывать, что IP-телефония представляет экономическую угрозу для крупных сотовых компаний. Бесплатные звонки (да еще с видео) привлекают пользователей, поэтому VoIP-компании активно наращивают долю рынка междугородной связи.
Успеху Skype способствовало развитие ШПД-интернета: скоростей и качества, позволяющих передавать массивные объемы голосового трафика. По данным TeleGeography, два года назад на Skype приходилось 13% всех международных звонков: 54 млрд минут из общих 406 млрд минут разговоров по межгороду. Для сравнения: в 2008 году Skype генерировал лишь 8% международного голосового трафика.
По прогнозам компании In-Stat, уже к концу этого года число подписчиков IP-телефонии достигнет 288 млн человек. Причем половину из них составят абоненты сотовой связи. В 2011-м количество активных пользователей VoIP в мобильных сетях утроилось до 39 млн человек.
В западных странах сотовое лобби привело к запрету Skype на мобильных телефонах. К примеру, в США ряд операторов, предоставляющих услуги связи контрактным абонентам, ввели вето на использование IP-телефонии в сотовых телефонах, ссылаясь на перегрузку пропускной способности сети. Канадские законы запрещают использование Skype в мобильных из-за невозможности определения местонахождения исходящего звонка. В Европе британские операторы связи Orange и O2 потребовали у Nokia удалить предустановленный Skype на смартфоне N97. Российские власти пытались запретить сервис по причине невозможности прослушивания разговоров спецслужбами.
Что точно должно радовать отечественные компании, генерирующие контент, так это пока еще декларативные намерения НКРСИ. «В Украине доля IP-телефонии в мобильных сетях резко расти не будет. Передача голосового трафика на скоростях EDGE проблематична. Был бы у нас 3G — тогда можно говорить о какой-либо конкуренции», — спокоен Иван Золочевский.