Політика
Україна
Проруха на чернуху: чем будут удивлять избирателя во время парламентской кампании 2012 года
Сценарии скандалов уже написаны, информация собрана. Осталось дождаться, когда официально стартует предвыборная кампания, — и все старательно подготовленные в тиши кабинетов материалы обрушатся на нас.
Когда простые граждане могут узнать столько подробностей из личной и общественной жизни элиты общества, как не во время предвыборной гонки?! Сейчас нам кажется, что удивить прожженных украинских избирателей-телезрителей уже ничем нельзя. Но ведь сотни специалистов в области политтехнологий и пиара должны отработать свои немалые гонорары. Так что сценарии скандалов уже написаны, информация собрана. Осталось дождаться, когда официально стартует предвыборная кампания, — и все старательно подготовленные в тиши кабинетов материалы обрушатся на нас.
Политтехнолог, руководитель компании «Гайдай.Ком» Сергей Гайдай обращает внимание на то, что законодательно атака на конкурента — вещь разрешенная. А рассказывать, почему не нужно голосовать за того или иного кандидата, указывать на его недостатки — это даже не право, а главная задача оппонента.
«Во всем мире используются атаки на конкурентов — это как условие выборов. А вот дальше атаки делятся на этичные (когда вы говорите правду и говорите открыто) и неэтичные (когда вы говорите неправду и делаете это анонимно, незаконно). К примеру, зарегистрировать кандидата с такой же фамилией, как у вашего оппонента, чтобы избиратель ошибся и конкурент набрал меньше голосов, — это законно, но неэтично», — объясняет Сергей Гайдай.
Оскорбления, связанные с воровством, гомосексуализмом, насилием, многоженством, — эти темы пойдут на ура
Сказать точно, какие скандалы больше дискредитируют политика, — те, что бьют ниже пояса, или те, которые базируются на серьезных, подтвержденных обвинениях, скажем, в коррупции, — затрудняются даже опытные политтехнологи.
«Все зависит от того, кого критикуют. Бывает, что политики от критики только повышают свой рейтинг. Избиратели мобилизуются, чтобы защищать своего кандидата. Есть ситуации, когда глупый слух может снять рейтинг абсолютно достойного человека, который не способен себя защитить», — рассуждает политтехнолог.
К примеру, клеймо коррупционера, которое попытались прилепить к Петру Порошенко во время скандала 2005 года, временно повлияло на его политическую карьеру и затормозило ее на несколько лет. Он пошел в отставку. Но сегодня о нем напрочь забыли, более того, Порошенко вышел из этой истории с абсолютно позитивным имиджем. А вот от клейма гомосексуалиста политик Олег Ляшко не сможет отмыться ни при каких обстоятельствах, считает Сергей Гайдай.
Ролики на YouTube
В этой избирательной кампании ставка будет делаться на скандал, трэш, негатив, считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Когда нет идей, которые находятся выше пояса, тогда бьют ниже пояса. Хит сезона — это использование YouTube, видеороликов в сети. Кто-то кого-то целует (как в случае с роликом, на котором женщина, похожая на экс-премьера Юлию Тимошенко, целуется в камере СИЗО с мужчиной, похожим на ее адвоката Сергея Власенко. — ред.), возможно, и не только целует. Такой ролик будут тиражировать в соцсетях. По телевизору ведь не все можно показать», — прогнозирует Вадим Юрьевич.
Оппозиция, по его мнению, будет продолжать «крутить» тему Межигорья, говорить о роскошной жизни власти. «Оппозиции не надо ничего придумывать. Ведь черные технологии — это больше придумка, креатив. Хотя попытки кого-то обвинить в лесбиянстве уже есть, правда, мы пока не знаем, от кого они исходят», — рассуждает Вадим Карасев.
Главной фишкой на этих выборах, по мнению политолога, будет компромат, отснятый с помощью камеры слежения. «Будет сочетаться камера, в которой сидят, и камера, которой снимают», — каламбурит Вадим Карасев.
Власть будет «докручивать» уже открытые дела против Тимошенко, в том числе «дело Щербаня», убийство которого хотят приписать экс-премьеру, считает эксперт.
Но если говорить не о черном пиаре, а о пиаре вообще, выиграет тот, кто будет более убедителен в лозунгах за социальную справедливость, прогнозирует он.
«Эта кампания будет более грязной. Ее особенностью будет то, что ньюсмейкерами и главными действующими лицами будут силовики, прокуратура», — резюмирует политолог.
Обвинения в терроризме
Директор социологической службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко думает, что фантазия политтехнологов будет зависеть от того, какая будет ситуация в стране.
«Сейчас появилось такое новое явление, как взрыв мусорных урн. Наверняка это также будут использовать в черных технологиях. Будет масса слухов, особенно во время футбольных соревнований. Потом — обвинения в терроризме. Все это будет использоваться. Все свежее, новое. Ну и, думаю, будет раскручиваться путинско-российская тема. Как — пока трудно сказать. Но на этом будут играть в Крыму, в Одессе. Что-то будет такое, связанное с надругательством над патриотизмом. Писающий Сталин, писающий Путин», — предполагает Виктор Небоженко.
Атаки на конкурентов — это как условие выборов
Личностные оскорбления и обвинения, по его мнению, будут скорее присутствовать в борьбе отдельных кандидатов на мажоритарных округах. «Будут оскорбления, связанные с воровством, гомосексуализмом, насилием, многоженством, — эти темы пойдут на ура. Как правило, те, кто идут на мажоритарные округа, это люди богатые, и они знают, откуда появилась собственность у соседа-конкурента. И это будет активно использоваться. Одного обвинят в том, что украл колхоз, второго — что не отдал кредит, третьего — что не выплатил зарплату своим рабочим», — рассуждает политолог.
Будут активно использоваться методы «примитивного черного пиара»: специалисты будут вбрасывать информацию, которую можно «передать соседу». «Сообщить соседу, что Янукович или Тимошенко ворует, — это трудно назвать коммуникацией. То ли дело пересказать слух о том, что наш кандидат по Троещинскому округу, оказывается, украл половину советского оборудования Метростроя, или парень из команды Черновецкого, который идет по Днепровскому району, содержит огромный замок с проститутками в Канаде. Сегодняшнее общественное телевидение подготовило сознание электората к примитивным вещам: черная магия, экстрасенсы, убийства, сожжение и так далее», — говорит Виктор Небоженко.
Вечно играющая перед выборами тема — это демонстративное потребительство в подробностях. Людей раздражает не богатство как таковое, а золотой унитаз как образ непомерного стяжательства. «Помните, когда говорили, что в колесах машины сына президента Ющенко есть бриллиантики, золото. Это так действовало на обывателя! Так же поступают и с Януковичем. Суммы краж слишком абстрактны, а посему и не действенны», — считает он.
В целом усилия политтехнологов по дискредитации основных политических персонажей, по словам Виктора Небоженко, будут тщетными. «Для этих двух персонажей — Тимошенко и Януковича — дополнительные обвинения уже не играют роли. Сколько бы ни оскорбляли Тимошенко и Януковича, это не подействует на их электорат, который уже утвердился», — уверен политолог.
Социальный психолог Олег Покальчук рассказывает о том, можно ли отмыться от черного пиара и нужно ли это делать
Скажите, сколько времени уходит на отмывание репутации политика, обвиненного в педофилии, гомосексуализме, изнасиловании и т. д.? Как долго держится такое клеймо?
— В силу клейма верит больше всего тот, кто его ставит. Это главная ошибка.
Во-первых, ничто, никакой ярлык не является абсолютным негативом для всех людей. Такого не бывает в природе. Всегда найдутся те, кто либо из принципа будут думать наоборот, либо потому, что знают о том, что это клеймо навесили политические конкуренты. Поэтому роль ярлыков очень преувеличена, как и их долговечность. Да, работают они точечно, на протяжении нескольких месяцев — полугода. Но вы знаете, чем ярче ярлык, тем он быстрее уходит. Или же его нужно постоянно подпитывать. Тогда шлейф от него тянется несколько дольше.
Как вы объясните феномен Олега Ляшко, который после громкого гомосексуального скандала с его участием буквально «расцвел», создал партию, приобрел массу единомышленников?
— Ляшко использовал избитый принцип: негативная реклама — тоже реклама. В каком бы контексте его ни упоминали, для политика это хорошо. Олег Ляшко не был популярен, но стал таким, собственно говоря, благодаря этому скандалу. А дальше — «то ли он украл, то ли у него украли» — уже не важно.
То есть, по-вашему, политики не должны особо переживать из-за грязи, которой их поливают перед выборами?
— Знаете, политики зачастую лишены такого понятия, как мораль, поэтому на них это не действует. Люди, знакомые с этим понятием, конечно, переживают. Еще нужно смотреть и на региональные особенности. В селе, например, люди могут не понимать, в чем прикол, они слова, явления такого не знают, а тем более не знают, что это — негатив. Поэтому большинство таких ярлыков рассчитаны только на определенный сегмент городского восприятия.
Но опять же, посмотрите, сколько ярлыков было у Табачника? А сколько у Медведчука? Но кто-то их сейчас вспомнит?
Почему политтехнологи в последнее время делают ставку на скандалы, которые бьют ниже пояса? Что больше влияет на выбор избирателя: новость о нетрадиционной сексуальной ориентации кандидата или то, что он коррупционер?
— Это в боксе нельзя бить ниже пояса. А, например, в каратэ — можно. Изменились правила политического единоборства на всех уровнях. Эту тональность задали политики. А на избирателя подействует только ситуация, когда ему деньги не отдают.
Оценка материала:
Проруха на чернуху: чем будут удивлять избирателя во время парламентской кампании 2012 года Наталия Мелещук 01.06.2012