Бізнес
Фінанси та банки
Сергей Мавроди: если вы не понимаете, зачем нести деньги в МММ – обратитесь к психиатру
Прервавший двухнедельное молчание «финансовый гений», он же – «аферист столетия» Сергей Мавроди в эксклюзивном интервью Контракты.UA рассказал как будут возвращать долги вкладчикам развалившейся пирамиды МММ-2011 и за что арестовывали ее основателя.
Сергей Мавроди неизменно отвечает на вопросы журналистов дистанционно, записывая свои ответы в виде видеообращения. Его тон также традиционный – снисходительно циничный. На вопросы Мавроди отвечает с легкостью, юмором, и в основном - аргументировано. Так все-таки – жива ли виртуальная пирамида МММ и если да, то как долго будет дышать – Контракты.UA пытались разобраться в этом скользком вопросе.
Создавая пирамиду МММ-2012, вы заявили о том, что ее задача поддержать старую пирамиду (МММ-2011). Означает ли это, что все деньги, которые поступят в новую пирамиду, будут уходить на выплату долгов старой, и никто из вкладчиков новой пирамиды не сможет рассчитывать на то, что в будущем получит деньги?
Сергей Мавроди: Ну что за вопрос! Кто же будет участвовать в МММ-2012, зная, что он никогда не получит денег? Естественно, только часть денег МММ-2012 будет уходить на погашение долгов МММ-2011, примерно 10%. Это даже меньше той суммы, которая тратилась в МММ-2011 на рекламу. В МММ-2012 масштабных рекламных кампаний не планируется, нет необходимости, поскольку и так уже все знают про МММ. Поэтому отток 10% средств пирамида выдержит совершенно спокойно.
Как так получилось, что МММ-2011 завалилась практически через год после ее создания? Означает ли это, что большинство ваших вкладчиков поумнело, и вынуло свои денежки заранее? Или все дело в более «смекалистых» тысячниках, сотниках и десятниках?
Сергей Мавроди: Поправлю, МММ-2011 завалилась через полтора года после ее создания. А завалилась не из-за того, что вкладчики поумнели, не из-за «смекалистых» тысячников. А из-за безответственного поведения ваших коллег – корреспондентов СМИ. Ну и из-за правоохранительных органов, которые провоцировали всеми силами панику. Решающим моментом, конечно, было дело с этим моим арестом – это послужило началом всему произошедшему. Напомню, были белорусские аресты, беспредельные совершенно, без всяких оснований. Но то Беларусь, там все понятно. Потом были провокации с моим арестом, что меня поймали и ведут в суд… Ну, там много чего было. Все это спровоцировало панику. А то, что в СМИ творилось – это ни в сказке сказать, ни пером описать. Вот, начните писать так о каком-нибудь банке, как вы об МММ писали. Да от него там ничего через неделю не останется! Так что мотивы и причины очевидны. Да, к сожалению, панику удалось спровоцировать. Но, думаю, пошатнуть МММ-2012 будет, несомненно, намного сложнее.
Много ли случаев воровства среди ваших сотрудников? Расскажите хотя бы о некоторых из них? Как наказываете провинившихся?
Сергей Мавроди: Ну, отрубаем голову, конечно (смеется – ред.). Воровство имеет место быть. Люди слабые. Но здесь таких случаев, думаю, все-таки меньше, чем в государственных органах власти. Так что все относительно.
Сколько всего денег вам удалось привлечь? Сколько вкладчиков МММ-2011 пострадало?
Сергей Мавроди: 1000 долларов – средний вклад. 35 миллионов участников. Умножьте сами, сколько всего денег. Но это не мне удалось привлечь – эти все деньги у участников. А не то, что я их привлек, положил на какой-то счет – эти деньги все на счетах «десяток». Поэтому вся эта арифметика не интересна. Сколько вкладчиков пострадало? Да никто не пострадал. Заявлений пока нет. Всем вкладчикам МММ-2011 все будет компенсировано, как и объявлялось, по формуле: тело вклада плюс 10%... Конечно, это меньше, чем ожидалось. Но учитывая все произошедшее – не худший вариант. Когда банки разоряются, люди получают по одному центу с доллара, но про это все молчат. А тут прямо! МММ не только не разорилось, но еще и получит прибыль – 10%. Еще раз повторяю, это не столько, сколько хотели, но по банковским меркам – не слыханно и невиданно. Так что весь этот ажиотаж вокруг того, кто там пострадал, яйца выеденного не стоит.
Объясните, на каких расчетах основаны ваши обещания платить вкладчикам 30% в месяц? Можете назвать формулу, которой вы пользовались?
Сергей Мавроди: Я ничего не обещал (улыбается – ред.). Ну вы прям такие слова употребляете, формула… Ну МММ ведь как живой организм, вы можете назвать формулу, по которой живет живой организм? Это все эмпирическим путем определяется. Могу сказать, что МММ-94 платило 100% и нормально существовало, так что 30% - это с запасом огромным. Формулы могут быть использованы в каких-то простых случаях. А когда расчеты сложные, никакие формулы уже не работают. Если б были формулы, у нас бы экономика так не рушилась, в вашей и нашей стране.
Вы призываете людей не нести деньги в банки, потому что, таким образом, по вашему утверждению, вкладчики помогают банкиру заработать на очередной лимузин. Сколько лимузинов вы смогли купить на деньги, которые вкладчики вложили в вашу пирамиду?
Сергей Мавроди: Нисколько! Я гол, как сокол! Меня не интересуют лимузины, зачем мне лимузины, когда у меня апокалипсис. Это как-то даже не солидно - о таких глупостях думать.
Объясните, почему до сих пор находятся люди, которые несут свои деньги в МММ, а не в банки?
Сергей Мавроди: Объясняю. Потому что в МММ платят 30% в месяц, а в банках – 10% в год. Вот вам и объяснение. Если у вас это вызывает удивление – ну не знаю, тогда обратитесь к психиатру.
Украинские власти, правоохранители пытались выйти с вами на контакт? Предлагали сотрудничать?
Сергей Мавроди: Нет, Бог миловал. Я вообще не сотрудничаю с властями. С властями вообще невозможно сотрудничать.
Вам известно, кто из высоких чиновников вкладывает деньги в МММ?
Сергей Мавроди: Нет, не известно, не интересуюсь. В МММ участие анонимно. Поэтому, может, кто-то вкладывает, может, не вкладывает, мне это по фигу.
Расскажите об истории с вашим арестом весной этого года из-за копеечного штрафа. Что это вообще было?
Сергей Мавроди: Это опять же к вопросу о сотрудничестве с властями. Ну, было у меня сотрудничество с приставами. Ну, как сотрудничество – спокойные рабочие отношения. Мне постоянно предъявляли все новые и новые штрафы эти безумные. Они приносили мне их на подпись, чисто формально, все прекрасно все понимали. Они понимали абсурдность ситуации, я понимал, но каждый занимается своим делом. Вот так у нас с ними и шло. Хотя самым разумным для меня, с точки зрения логики, было съехать с квартиры и не общаться с этими приставами вообще. Но я человек домашний, мне не хотелось с квартиры съезжать. Поэтому вроде бы отношения были нормальные. Чем это все кончилось? В один прекрасный день они мне звонят – так и так, приедем, привезем твои очередные штрафы на подпись. Я говорю: да, пожалуйста! Они приехали, привезли, я расписался. На следующий день они вдруг звонят и говорят: слушайте, мы тут забыли, не так оформили, там такая ошибка, надо еще приехать. Я говорю – ну, чего вы, с ума сошли? Сколько можно, хватит уже! Хорошего понемножку! А они опять: мол, так надо, так надо. Я говорю – ну хорошо. Приезжают. Смотрю – со спецназом приехали. Говорю: а что это такое? А они: да это процедура у нас такая, нас теперь так обязывают, силовую поддержку нам чисто формально должны оказывать. Я говорю – ну ладно. А они мне еще говорят: слушайте, у нас такая ситуация, на нас надавили, и нам надо это самое… в общем, формально с вами подъехать в суд, там просто штраф выпишут – это чисто формально, всего две минуты займет. Мы вас туда и назад отвезем, у нас тут машина. А я им говорю – не поеду я никуда, че мне там делать вообще? Они звонят своей начальнице, та начинает распинаться, уговаривать меня. А дело в том, что они, скорее всего, не имели права еще меня силовыми методами доставлять, не было еще повода. Ну короче, я на это повелся, поверил. Я человек доверчивый вообще. Знаете, как в том анекдоте – проще дать, чем сказать. Ну, в общем, поехали, на пять минут (смеется – ред.). А в суде мне выписывают штраф, а вместе со штрафом – пять суток. Пристав разводит руками, мол, мы не знали. И убегают, а потом судья говорит – а у меня еще там 100 штрафов, или тысяча. И все идет к тому, что мне так и будут выписывать по каждому штрафу сначала 5 суток, а потом 10, 15, так как рецидивист. И так бесконечно. Закон это позволяет, хотя это полная абсурдность.
Так вот, я напомнил с чего все началось – с этого эпизода, не укладывающегося в рамки здравого смысла. Об этом уже все забыли и теперь если и вспоминают, то уже как само собой разумеющееся, мол, все по закону. И мне так и собирались давать по 15 суток до бесконечности, если бы я не ушел из больницы. Вы ж помните, меня поначалу искали, искали, а когда поняли, что не могут найти, чтобы не позориться, стали штрафы выписывать. А так бы наверняка и сидел бы до сих пор, и все бы говорили – ну, правильно, все по закону.
Кому выгодно нагнетание страстей вокруг вашей персоны?
Сергей Мавроди: Ну вы знаете, уже очень многим выгодно. Вообще во всех странах, где против МММ происходят какие-то телодвижения, инициатором выступает банковское лобби, Центробанк. То есть, они видят в МММ прямую угрозу для своего существования. Хотя, казалось бы, какое дело Центробанку до всего этого? Пострадавших нет. Но они обращаются к правительству. Почему они это делают? Да потому что понимают то, о чем я говорил, что МММ представляет угрозу для мировой финансовой системы. Центробанк Молдовы выступал, Армении, по-моему. Но кто конкретно копает под меня – сказать не могу. А вообще государству плохо, когда людям хорошо. Вот мораль всего этого.
Вы не боитесь угодить за решетку снова?
Сергей Мавроди: Угодить за решетку я не хочу, как и любой нормальный человек. Но я считаю, что я должен делать то, что я делаю. И никакие угрозы, даже страх попасть за решетку, меня не остановят.
Текст: Наталья Мелещук, Инна Алексеенко
Оценка материала:
Сергей Мавроди: если вы не понимаете, зачем нести деньги в МММ – обратитесь к психиатру23.06.2012