Бізнес
Ринки та компанії
Все будет соцсеть: топ-менеджер Mail.ru Group напророчил гибель независимых сайтов
Александр Изряднов, директор по маркетингу направления «Социальные сети» Mail.ru Group, рассказал Контрактам о том, куда движутся социальные сети, будет ли расти доходность от игр, почему Одноклассники ассоциируются с бабушками.
Как будут развиваться социальные сети?
Александр Изряднов: Они станут единой точкой входа для пользователей, которые хотят получить информацию. Отомрет необходимость существования отдельных сайтов. Если это магазин, он будет в рамках соцсети, если это СМИ, то это будет представительство в соцсети. Потому что большая часть аудитории на данный момент находится там. Компаниям нет смысла тратить деньги на продвижение собственных ресурсов, когда дешевле, а точнее бесплатно, можно сделать представительство внутри сети, диверсифицировать его с учетом аудитории. То же самое коснется телевизора, который будет интегрироваться с социальными сетями, а соцсети одновременно будут интегрированы в телевизор.
Есть ли потенциал для роста аудитории соцсетей?
Александр Изряднов: Да, в странах Европы и США проникновение интернета составляет 60%. Даже в России – чуть более 40%. В Украине проникновение чуть меньше, чем в России, но оно растет. Развивается мобильный интернет, ШПД-интернет. Естественно, новые пользователи будут приходить в сеть. Потенциал у нас огромный.
Существует ли миграция между соцсетями или пользователь имеет аккаунты в 2-3 соцсетях?
Александр Изряднов: Да, пересечение очень большое. Наши пользователи зарегистрированы и в Facebook, и вКонтакте. Но в различных соцсетях они удовлетворяют различные потребности. вКонтакте пользователи смотрят кино и слушают музыку, у нас – общаются со своими друзьями и родственниками, в Facebook они показывают себя с лучшей стороны, демонстрируют идеальную картинку себя и своего окружения, им важен статус, плюс они получают там информацию.
Насколько доходны игры в соцсетях?
Александр Изряднов: Мы номер один по играм среди всех соцсетей в России и ближнем зарубежье. Ежедневные активные пользователи топ-10 игр Одноклассников достигают 5,36 млн человек, вКонтакте – 2,42 млн.
У нас они очень востребованы, и разработчики зарабатывают на играх гораздо больше, чем на этих же играх вКонтакте. Наибольшее значение месячного ARPU, по данным одного из гейм-девелоперов, составило 30 руб (7,3 грн), название игры не раскрывалось, но мы предполагаем, что это стратегия или одна из азартных карточных игр. Обычно 50% дохода мы отдаем гейм-студиям. Прогноз по доходам от социальных игр и приложений на 2012-й – $275 млн (деньги, которые социальные сети получат от игроков и пользователей приложений).
Самые популярные жанры – игры-стратегии – «Новые земли» и «Территория фермеров». Хотя акцент смещается на хардкорные игры. Девочки любят простые стратегии о развитии фермы или города, мальчики – про войну. И женщины чаще играют в игры, чем мужчины.
Вы запустили украинскую версию Одноклассников практически одновременно с принятием Верховной Радой скандального языкового законопроекта. Это случайность или маркетинговый ход?
Александр Изряднов: Это случайность. Мы вне политики. Пожалуйста, используйте тот язык, на котором вам удобно общаться.
В начале июня появилась англоязычная версия Одноклассников. Зачем?
Александр Изряднов: Для удобства пользователей. Около 20% ежедневной аудитории заходят к нам из стран дальнего зарубежья. Части аудитории привычнее общаться по-английски с родственниками и друзьями, которые остались в СНГ. Речь в основном идет о людях, которые эмигрировали более 20 лет назад за рубеж. Они так ассимилировались, что даже между собой общаются в основном на английском.
Появится ли доменное имя odnoklassniki.com?
Александр Изряднов: Нет. В некоторых странах у нас есть локальные домены, например, в Украине – .ua и в Казахстане – .kz. Но в основном используется доменное имя odnoklassniki.ru.
Если бы Одноклассники остались бесплатным сервисом и не ввели платную регистрацию три года назад, аудитория сети росла динамичнее (по данным Liveinternet, в Украине ежедневная аудитория ВКонтакте составляет 7 млн чел., Одноклассников – 4 млн чел., Facebook – 1 млн)?
Александр Изряднов: Да, это повлияло на нас, и однозначно наша соцсеть сейчас могла быть первой в СНГ. Но мы отменяем платные сервисы: полтора года назад их было 20, сейчас осталось только четыре. Два года назад отказались от платной регистрации. Еще год назад мы были сайтом по поиску одноклассников, сейчас соцсеть – большая развлекательная платформа, где можно найти одноклассников, познакомиться с новыми друзьями, поиграть в игры, послушать музыку, посмотреть видео и позвонить родственникам. И все это бесплатные сервисы.
Но 70% доходов Одноклассники получают от пользователей и только 30% – от показа рекламы.
Александр Изряднов: Да, но при этом лояльность пользователей не снижается. Это полезные и приятные сервисы.
Люди готовы расстаться с некоей суммой за право подарить цветочек в день рождения одноклассника?
Александр Изряднов: Да, пользователи приходят за эмоциями, и хотят поделиться этой эмоцией. Стоимостная составляющая этой эмоции увеличивает общий эффект.
Mail.Ru Group владеет долей и в Одноклассниках (100%), и вКонтакте (39,99%), и даже в Facebook (миноритарный пакет). Сети взаимодействуют между собой?
Александр Изряднов: Мы не знаем, что происходит вКонтакте, потому что у нас нет к ним никаких выходов. Это самостоятельная организация со своей стратегией развития. В Facebook у нас очень маленькая доля, поэтому все соцсети существуют и развиваются отдельно друг от друга.
Почему возник стереотип, что в Одноклассниках сидят в основном бабушки (возраст 16% аудитории соцсети составляет 45-54 лет, однако самая многочисленная группа – 34% – 25-34-летние – прим. Ред.)?
Александр Изряднов: Сам не понимаю, возможно, это пошло с тех времен, когда у нас все было платное. Кто-то сказал об этом, и всем запомнилось. Статистика не всегда была такой. Доля более взрослой аудитории оставалась неизменной всегда. Причем это происходит практически на всей территории СНГ. Хотя в некоторых странах у нас очень молодая аудитория, например, в Узбекистане. У нас там ядро пользователей – 16-22-летние. Это связано с тем, что 60% населения страны моложе 30 лет.
Facebook делает ставку на страницы брендов. Будут ли Одноклассники развивать корпоративный сегмент?
Александр Изряднов: Да, их количество растет. Мы поменяли интерфейс страницы бренда. Он стал более удобным в использовании, появилась возможность оставить координаты или ссылку на свой основной сайт. Скоро мы запустим статистику для страниц брендов. Понимаем, что этот механизм нужен и востребован. Сейчас все ресурсы брошены на то, чтобы его оптимизировать и улучшить.
В Одноклассниках есть боты?
Александр Изряднов: У нас нет ботов, потому что регистрация подтверждается сотовым телефоном. Наши пользователи сами чистят ресурс, если они подозревают, что это нереальный человек. Например, могут увидеть, что у зарегистрированного пользователя размещено всего одно фото или нет друзей. Они часто пишут в службу поддержки о том, что к ним на страницу заходят боты. Мы принимаем меры: либо блокируем пользователя-бота или полностью удаляем аккаунт.
Не так давно вы добавили возможность размещать видео и музыку на страницах пользователей. И тут же попали в черный список пиратов от IIPA (The International Intellectual Property Alliance, США), куда уже был включен вКонтакте...
Александр Изряднов: Да, попали. Мы продолжаем договариваться с правообладателями о заключении соглашения, позволяющего легализировать контент. Сейчас он загружается нашими пользователями на условиях пользовательского соглашения (вся ответственность лежит на пользователях – ред.).
Легально – это значит платно?
Александр Изряднов: Не обязательно. Мы сейчас экспериментируем. В сервисе «Музыка» появилась возможность покупки треков (в рамках соглашения с Gala Records) и распределения доходов от продажи треков (звукозаписывающая компания Gala Records отозвала шесть исков к Mail.Ru Group о нарушении ее исключительных прав – ред.). Наши пользователи могут заплатить внутренней валютой за скачивание трека. Если все будет хорошо, подтянутся остальные правообладатели, и финансовые вопросы будут решены. Но мы планируем идти к модели фримиум (часть продукта остается бесплатной, часть – платной – ред.). То есть для большинства пользователей прослушивание песен будет бесплатным, но те, кто слушает очень много, заплатят. Это будет не так много, ведь у нас огромная аудитория, и нет смысла устанавливать высокие цены.
Российская налоговая пыталась заставить Одноклассники уплатить налог на прибыль за 2009 год в размере 45 млн рублей. Как это повлияло на работу соцсети?
Александр Изряднов: Разбирательство уже закончилось. Нас полностью оправдали.
Оценка материала:
Все будет соцсеть: топ-менеджер Mail.ru Group напророчил гибель независимых сайтов Надежда Гончарук 17.07.2012