Політика
Україна
Этап Луценко: экс-министра пошлют в библиотеку, а жене оставят только электрочайник
Уже после 1 сентября осужденного на 4 года тюрьмы экс-министра МВД Юрия Луценко могут перевести в Менскую колонию для бывших правоохранителей.
Приговор судьи Печерского райсуда Анны Медушевской от 17 августа, поставивший точку в деле Юрия Луценко, приблизил дату его отправки в исправительную колонию. Напомним, суд признал бывшего министра и двух его прежних подчиненных-оперов – Владимира Тарасенко и Олега Павленова виновными в якобы незаконной слежке за водителем экс-зампреда СБУ Владимира Сацюка и приговорил Луценко к 2 годам тюрьмы. Двое милиционеров – товарищей по несчастью отделались штрафом по 8,5 тыс. грн. Согласно нормы поглощения менее серьезного наказания более тяжким, бывший министр должен отсидеть 4 года по первому приговору Печерского суда, касающегося выделения водителю Приступлюку квартиры и «шикарного» празднования Дня милиции. После приговора гособвинитель Виктор Клименко прямо намекнул, что в Киеве осужденного политика не оставят. «Больше нет никаких оснований держать Луценко в условиях Лукьяновского СИЗО. В ближайшее время он будет отправлен в исправительное учреждение», - заявил прокурор Клименко.
У семьи политика могут конфисковать даже духовку
Как ранее высказывалась супруга Луценко – Ирина, пока муж в столичном СИЗО, – это гарантия его безопасности. Как только его перевезут в тюрьму, можно ожидать, чего угодно. Ведь сразу после первого приговора судейской коллегии во главе с Сергеем Вовком, из Менской исправительной колонии для милиционеров (МИК-91, поселок Макошино, Черниговщина) доходили слухи, что экс-министру готовят «теплую встречу». Недругов по ту сторону колючки у него хватает, ведь благодаря принципиальной позиции на посту главы МВД, многие оборотни в погонах отправились из теплых кабинетов хлебать тюремную баланду в Макошино.
«Семья сейчас на нервах, младшего сына Виталика отправили к бабушке с дедушкой в Дубно, чтоб не травмировать паренька, а жена – Ирина Степановна и сын Саша со дня на день ждут прихода конфискаторов, - рассказали Контрактам в ближайшем окружении Луценко. – Хотя по закону совместно нажитое имущество должны выделять в судебном порядке, как сказали нам знающие люди, на деле описывают в квартире все, даже марки мобильных телефонов, бойлеры, духовки, затем суммируют рыночную стоимость и делят пополам, забирая часть осужденного супруга».
По последней информации, к жене Луценко уже наведались представители исполнительной службы и службы реализации конфиската. Они описали все имущество, вплоть до табуреток, прицениваясь, сколько смогут выручить. Вот только электрочайник не описывали - наверное, решили, что не продадут.
Луценко в СИЗО заканчивает мемуары
Сам экс-министр уже смирился с отправкой в колонию и никаких иллюзий, что его оставят на Лукьяновке, не питает. Он держит свои нехитрые пожитки в собранном виде и буквально сидит на чемоданах, ожидая этапа со дня на день. Львиную долю его вещей составляют книги и дневники. Луценко сейчас работает над мемуарами. Названия еще нет, но это его размышления о будущем страны, о политиках, а также хронометраж собственной тюремной жизни.
«Телеведущий и друг семьи Луценко Даниил Яневский во время последнего суда принес политику около 15 книг, - говорят в ближайшем окружении Луценко – Так что жена не знает - передавать сейчас еще литературу или уже везти на зону, потому как вывозить пожитки из камеры придется одними Юриными руками».
Сам Луценко считает, что его нахождение в Киеве под боком у Януковича и Ко во время выборов - подобно занозе в заднем месте. Источники в Партии регионов также говорят, что партийную верхушку раздражают частые и едкие интервью экс-министра МВД из-за решетки. Многие недруги из провластного большинства надеются, что после этапа в Макошино у Луценко будут трудности с коммуникацией, и он не сможет так часто выступать в прессе.
Этап оттягивают на сентябрь
После приговора Луценко и намеков прокуроров казалось, что этап пройдет уже во время празднования Дня независимости. В праздники всегда удобнее проводить такие мероприятия, потому что соратники по борьбе в эти дни расслаблены и не смогут организовать масштабных акций. Так было во время этапирования Юлии Тимошенко в Качановку, организованного перед Новым годом. Однако, на днях тюремщики заявили, что правовых оснований отсылать Луценко в колонию до 1 сентября нет.
«После приговора суда отводится двухнедельный срок на подачу апелляции, поэтому никаких движений в этот срок быть не может, - заявил корреспонденту Контракты.UA Игорь Андрушко, помощник начальника Госпенитенциарной службы. – Присутствие осужденного в зале заседаний во время рассмотрения апелляции обязательно, не будут же возить его в Киев из колонии. А вдруг Апелляционный суд отменит приговор суда первой инстанции или дело отправят на дополнительное расследование?»
Защита бывшего министра не разделяет картинного оптимизма представителей тюремной службы и в гуманность судов тоже не верит. «Заявления по поводу апелляции, которые делают тюремщики, не более чем пустая бравада, - считает адвокат политика Алексей Баганец. – Мы, конечно же, подадим апелляцию ориентировочно 29 августа, но на этап это вряд ли повлияет. Тем более, по закону представители СИЗО не обязаны информировать защиту о дате перевода осужденного из изолятора в места отбывания наказания. Это могут сделать в любой день, и, думаю, постараются организовать это скрытно».
Защитник Баганец говорит, что после отправки Луценко в тюрьму жена утратит статус защитника и сможет видеться с мужем только несколько раз в месяц, а не каждый день (кроме выходных), как это было в СИЗО. Да и расстояние в более чем 200 км в одну сторону будет только содействовать изоляции экс-министра от внешнего мира.
Лутковской не понравилась милицейская колония
Несмотря на убаюкивающие заявления тюремщиков, что этапа в ближайшее время не будет, лакмусовой бумажкой скорого переезда Луценко в тюрьму может служить свежий визит в Макошино омбудсмена Валерии Лутковской.
Как сообщили в Секретариате Уполномоченного, Лутковская и ее подчиненный Белоусов в минувшую среду «встретились с руководством колонии и ознакомились с условиями содержания и обращения с лицами, отбывающими наказание в колонии, а именно - с санитарным состоянием помещений, медицинской помощью, регулярностью и продолжительностью прогулок на свежем воздухе, условиями труда».
Также Лутковская и ее представитель посетили комнаты для краткосрочных и долгосрочных свиданий, помещения для встреч с адвокатами и медсанчасть. Даже лояльному к власти омбудсмену показалось, что в Макошино проблемы с условиями содержания заключенных, поэтому руководство колонии получило нагоняй. Официально же это называлось «рекомендации по улучшению условий содержания и обращения».
Начальник колонии Юрий Рымар, по слухам, еще до визита Уполномоченной по правам человека ВР, подал рапорт об отставке. Однако в Госпенитенциарной службе эту информацию опровергли. Да и сам Рымар уход с работы в связи с приездом Луценко не подтвердил. «Я не хочу обсуждать тему Луценко, тем более по телефону, у нас для всех заключенных условия одинаковые», - нервно бросил Рымар и завершил разговор.
Луценко поселят в комнату на 4-5 человек
А вот бывший начальник Менской колонии считает, что экс-министру в тюрьме придется сидеть недолго. «За всю новейшую историю Украины был только один случай, чтобы в Менской колонии (единственном исправительном учреждении для бывших правоохранителей) сидел осужденный в чине генерала, - рассказал Николай Плева, бывший руководитель МИК-91. – Да и то его перевели к нам в начале 90-х из Нижнего Тагила, когда Союз развалился. Там находилась единственная зона для правоохранителей, и туда свозили осужденных со всех республик».
Отставной полковник Плева припоминает, что даже в Союзе был единственный случай осуждения высокого милицейского чина. Это был зять генсека Леонида Брежнева – Юрий Чурбанов, осужденный по знаменитому «хлопковому делу» на 12 лет тюрьмы. Он отбывал наказание в Тагиле.
«Чурбанова в тюрьме никто не трогал, думаю, и Луценко будет невредим. У нас в Макошино часто бывало, что попадались судьи, которые выносили приговор нашим заключенным, и никто никого не бил, не угрожал», - уверяет бывший «хозяин» зоны. Сейчас самый известный узник в Макошино – это экс-председатель Львовского апелляцинного админсуда – Игорь Зварыч, осужденный на 10 лет за взятки.
В Макошино нет помещений камерного типа, осужденные живут в бараках, а помещения для сна напоминают ухоженные казармы, которые вмещают по 20 человек и больше. Есть комнаты по 4-5 человек. Плева предполагает, что Юрия Луценко могут поселить в одну из таких комнат. Соседей по помещению выбирает оперчасть колонии, изучают личные дела, смотрят, какие преступления совершались осужденными. Луценко могут вообще поселить отдельно. Что касается работы, то в Макошино есть несколько производств – автомастерская, мебельный цех, швейная, цех по изготовлению шлакоблоков. Заставить трудиться на зоне никого насильно не могут. Если Луценко откажется от работы, его никто насильно гнать в промзону не будет. А так как он болеет, его могут определить на легкий труд. К примеру, в тюремную библиотеку.
Экс-министр может через три месяца уйти на поселение
Так как политик уже отсидел более 600 дней, то при приговоре в 4 года, согласно Уголовно-исполнительному кодексу, он уже имеет право на льготу. То есть перевод на поселение с более мягкими условиями содержания, чем в колонии. В 60 км от Макошино есть поселок Домница, так называемый участок социальной реабилитации. Там заключенные живут в отдельных домах, могут чаще видеться с родными и свободно передвигаться по территории.
Вот как описывают на условиях анонимности сценарии выхода на поселение или вообще на свободу бывшие постояльцы тюрьмы в Макошино: «Я на УДО (условно-досрочное освобождение – ред.) освобождался прямо из зоны. На посёлок меня не выводили, поскольку у меня на тот момент была вторая группа инвалидности, которая была нерабочей. А на посёлке работа обязательна. Да и зона не хотела терять хорошего сварщика. Я особо не расстраивался, поскольку и в зоне жил нормально - варил плуги, лепехи, даже самогонные аппараты делал».
По словам бывшего заключенного, выходя на УДО или на посёлок надо, как минимум, не иметь зафиксированных и не снятых нарушений режима содержания и несколько поощрений. Поощрения эти покупались у «пастуха» - офицера-отрядника. Кроме этого, с посёлка до УДО можно выйти на расконвоирование (там еще более мягкие условия содержания, по сравнению с поселением).
«Живешь себе в съемной хате или в Макошино или в Домнице, - продолжает бывший зэк-милиционер. - Парни наши там находили себе зазноб и женились или жёны к ним на время расконвоирования до УДО переезжали. Расконвоированных проверяли раз два раза в сутки - на работе и дома. Им было положено с 21:00 и до 6:00 находиться дома, не пить. Запрещено посещать всякие питейные заведения. На посёлке расконвоированным можно иметь свои деньги. Кроме этого можно было иметь мобильные телефоны (хотя они и в зоне гуляли)».
Однако в Госпенитенциарной службе говорят, что сразу Домница Луценко не светит. «На поселение переводят только по рекомендации администрации исправительного учреждения, - объясняет Игорь Андрушко, помощник начальника Госпенитенциарной службы. - Осужденный должен некоторое время побыть в колонии, чтобы могли изучить его, выяснить встал ли он на путь исправления. Это может занять 2-3 месяца, а потом уже в случае примерного поведения и позитивных характеристик сиделец имеет право на перевод в поселение».
Оценка материала:
Этап Луценко: экс-министра пошлют в библиотеку, а жене оставят только электрочайник Александр Шахов 28.08.2012