Політика
Україна
«Тушкование» новой Рады: пять сценариев развития политической жизни после выборов
Прогнозировать расклад политических сил в парламенте, избираемом по смешанной или сугубо мажоритарной системе, всегда труднее, чем в случае с пропорциональной системой выборов. Мажоритарщики придают законодательному органу тренд неопределенности, ситуативности, оказываются источником нестабильности, поэтому лишают парламент унылой предсказуемости «партийных» созывов.
Сценарий первый. Конституционное большинство против оппозиции
К этому сценарию власть стремится как к единственному стопроцентно благоприятному для себя. Именно для этого большое количество потенциальных коллаборационистов маскируются под самовыдвиженцев или идут в Раду от малых партий. И это не говоря уже о «тушках» в составе Объединенной оппозиции и УДАРА и о практически неизбежном альянсе с коммунистами. В этом сценарии власть формирует устойчивую коалицию с КПУ и «тушками» всех мастей, получая 300 голосов уже в 2013 году. Условием для формирования конституционного большинства должен быть послушный «технический» спикер — без политических амбиций, но имеющий значительное влияние на новый депутатский корпус. Таким человеком может стать, например, Александр Лавринович, который будет перемещен из кресла министра юстиции. Вряд ли спикером будет избран коммунист — это неизбежно сделает его политической фигурой, увеличивая возможности Компартии во внутрипарламентских играх. ПР, если ей удастся реализовать создание конституционного большинства, поставит во главе парламента своего человека, при этом отягощенного неким грузом компромата. Собственно, это будет фигура, аналогичная Литвину, но с сине-белой партийной окраской.
Оппозиция (Батькивщина и УДАР) при этом сценарии либо распадется не мелкие группировки, которые займутся пиаром своих лидеров и уничтожением конкурентов, либо постарается держаться вместе, пытаясь блокировать хотя бы самые значимые голосования. Будут предприниматься попытки играть на противоречиях внутри фракции ПР, но главное — по «репатриации» и нейтрализации части «тушек» накануне важнейших голосований.
Сценарий второй. Простое большинство, временные коалиции
Этот сценарий является одним из самых реалистичных. Если парламентская арифметика не будет благосклонна к партии власти, ее задачей станет именно обеспечение стабильного пакета в 226 голосов, что вполне достижимо с учетом все тех же коммунистов и «тушек». Большинство станет ситуативным, и привлечение в него нардепов обойдется дешевле — нужно будет оплачивать их лояльность только перед важными голосованиями, а не постоянно, как в случае с большинством в 300 голосов, где стоимость поддержания «фасада стабильности» будет очень высокой. «Экономвариант» большинства соответствует во многом настроению не только прагматических групп внутри ПР и оппозиции, но и удовлетворяет интересы самовыдвиженцев, готовых поторговать собой: они понимают, что вряд ли им будут платить постоянную ренту за пребывание в «300 спартанцах», тогда как в случае простого большинства шанс получить «грант» за каждый важный законопроект более вероятен.
Политолог Владимир Фесенко прогнозирует стабильное большинство в 240–250 голосов, которого на первом этапе будет достаточно для закрепления победы Партии регионов. Не исключено, что ситуация с таким большинством будет неизменной довольно долго, однако возможен и переходный вариант, когда простое большинство будет трансформировано в конституционное. Этот сценарий власть будет лоббировать, но тут важна цена вопроса и общая ситуация в государстве. Для реальных дел достаточно молчаливо-лояльного большинства с оплатой по факту важнейших голосований.
При таком развитии событий оппозиция тоже не остается совсем уж с носом. У нее остаются возможности как в защите своих партийных и фракционных интересов, так и в торговле «тушками» для важных законопроектов. Уже сам факт, что власть будет испытывать трудности с конституционным большинством, будет мотивировать оппозицию торговаться и даже сопротивляться. Впрочем, и этот сценарий вряд ли заставит ее держаться сплоченно: Батькивщина и УДАР явно видят разных кандидатов на президентских выборах 2015 года.
Роль оппозиции с течением времени будет даже возрастать, особенно в случае серьезного кризиса в стране. «Чем хуже, тем лучше» — таким будет мотив оппозиционеров при этом сценарии.
Сценарий третий. Блокирующий пакет оппозиции
В этом случае оппозиция, не имея большинства в Раде, создает тем не менее блокирующий пакет в 170 или больше голосов, вынуждая регионалов считаться с собой и требуя постов в парламентских комитетах и даже в Кабмине. Может возникнуть и претензия на кресло спикера.
Этот сценарий возможен в условиях, когда Батькивщина и УДАР будут выступать совместно и вокруг них сформируется свой пул самовыдвиженцев, а также «свободовцев» и представителей малых партий. Власть будет предпринимать попытки разрушить единство оппозиционных сил, поэтому создание такого пакета возможно только тогда, когда у оппозиции вместе с потенциальными союзниками будет не менее 200 голосов на выборах. В таком случае после первого, неизбежного, этапа «тушкования», когда все изначально «засланные казачки» и те, кто уже сейчас намеревается сотрудничать с властью, очистят оппозиционные ряды, останется костяк более-менее сплоченных бойцов, которые и составят «блокирующий пакет».
На должность спикера в этом сценарии может быть избран один из мажоритарщиков, причем даже от оппозиции, но фактически лояльный к власти. Его фигура будет предметом торгов и игры между всеми парламентскими лагерями. Со временем вокруг нового спикера может сложиться своя депутатская группа, так как он автоматически становится центром притяжения нардепов и его фигурой могут «сыграть», как сыграли спикером Александром Ткаченко в 2000 году, — ради ослабления либо власти, либо оппозиции, в зависимости от конъюнктуры момента.
При таких условиях появляется шанс у КПУ и у возможных депутатских групп (числом от 10 человек) для завладения «золотой акцией» голосования, выгодной как регионалам, так и оппозиции. Идею о «золотой акции» разделяют не все политические аналитики — в частности, политолог Виктор Небоженко считает ее неприменимой для нынешнего парламента, где торговля «тушками» будет дискретной, то есть на уровне каждого конкретного депутата, а не фракций и групп.
Сценарий четвертый. Оппозиция формирует большинство, власть «отстреливается»
Этот сценарий почти фантастичен. Для него оппозиции нужно набрать минимум половину состава Рады, причем за счет мажоритарщиков, примкнувших к ним самовыдвиженцев и представителей потенциально союзнических партий (в первую очередь, «Свободы»). Помимо этого условия, важно и соблюдение еще двух: минимального наличия «тушек» в рядах победившей оппозиции всех окрасов и единство оппозиции. Следует не только держаться наступательной тактики и получить контроль над Радой, заняв, в частности, кресло спикера, но и начать пусть показательные, но «контрреформы» существующей экономико-политической системы.
Несколько облегчить задачу оппозиции может нейтралитет коммунистов и поведение самовыдвиженцев, которые могут начать объединяться вокруг новой политической конфигурации власти. Усиление противостояния с президентом может вызвать оппортунистические тенденции в самой ПР, где группы, недовольные усилением «семьи» Януковича, начнут серьезно договариваться с оппозицией и возьмут над ней финансовое шефство с прицелом на 2015 год.
Только при соблюдении всей этой суммы условий власть ПР может быть поколеблена.
Сценарий пятый. Недолгая жизнь парламента
Все потенциальные проблемы, связанные с функционированием нового парламента, можно решить радикальным способом — распустив его. Такой сценарий рассматривают, в частности, аналитики Вадим Карасев (он же является и кандидатом в нардепы) и Юрий Романенко. Карасев уверен, что в новой Раде будет «столкновение двух эпох — новой и старой». Непрогнозируемость, неустойчивость нового парламента и его «заточенность» под президентские выборы 2015 года может укоротить его существование. Юрий Романенко считает, что кончину нового парламента может ускорить «мятущееся мажоритарное болото», которое своей непоследовательностью и жадностью окончательно введет Банковую в раздражение. Уже с декабря 2012 года, только лишь новая Верховная Рада приступит к своим полномочиям, начнется экономический коллапс, уверен Романенко. И в этих условиях все спикериады, коалициады и прочие парламентские «развлечения» будут подчинены парадигме столкновения старых и новых элит.
Поводы для роспуска парламента будет найти несложно: столкновения интересов фракций и групп изначально дискредитируют Раду в глазах избирателей. Используя депутатов-провокаторов и заблокировав парламентскую деятельность, ВР можно будет разогнать хотя бы за неизбрание спикера. Конечно, со стороны власти такой сценарий будет реализован в последнюю очередь — только если расклад мест сложится не в ее пользу и исправить ситуацию закулисными методами не удастся.
Правда, захотят ли сами нардепы покидать стены Рады, ради попадания в которые многие из них выложили миллионы и которая является для большинства из них единственным комфортным местом пребывания? Согласятся ли нардепы от ПР с таким решением Банковой? Да и новые выборы после этого могут дать еще более неожиданные результаты. После роспуска парламента у президента останется только путь к установлению прямого авторитаризма, ибо новые выборы придется регулировать еще более жесткими методами, чем нынешние, а сопротивление парламентариев VII созыва преодолевать, возможно, силой.
Оценка материала:
«Тушкование» новой Рады: пять сценариев развития политической жизни после выборов Павел Серов 10.10.2012