Бізнес
Економіка
Бюджет вам в помощь: как поддержка экспортеров превращается в отмывание средств
В правительстве в очередной раз заговорили о поддержке экспортеров с помощью бюджетных средств. Для этого планируется создать Экспортное кредитное агентство, которое бы страховало политические и коммерческие риски национальных экспортеров либо финансировало их деятельность. Такие структуры есть во многих развитых странах и нормам ВТО подобная поддержка не противоречит.
По данным Госстата, сальдо внешней торговли в Украине за первое полугодие нынешнего года существенно ухудшилось. Импорт товаров в январе–июне превысил экспорт на $7,216 млрд, тогда как в январе–мае отрицательное сальдо внешней торговли составляло $5,715 млрд. А в январе-июне 2011-го — итого $5,563 млрд. Ситуация на внешних рынках не оставляет надежд на изменение тенденции. В правительстве, в свою очередь, все чаще говорят о необходимости стимулирования экспорта и важности государственной поддержки отечественных экспортеров.
К примеру, недавно вице-премьер Сергей Тигипко заявил, что Кабмин разработал законопроект, предусматривающий создание государственной компании, которая будет предоставлять гарантии по экспортным контрактам. «Поддержка государства для экспортеров — это в первую очередь гарантии по контрактам. Мы подготовили законопроект, который решает этот вопрос. Будет создано специальное агентство по поддержке экспорта», — сказал Сергей Тигипко во время посещения одного из предприятий.
По словам вице-премьера, парламент должен был рассмотреть соответствующий законопроект уже в сентябре. Однако пока ознакомиться с его текстом не представляется возможным. Впрочем, очевидно, речь идет о доработанном проекте закона «О государственной финансовой поддержке экспортной деятельности» (№ 9373). Он был принят ВР 17 мая, но президент Виктор Янукович применил к нему право вето, и 5 июля документ отклонил парламент. Можно лишь надеяться, что в его доработанной версии будут устранены пробелы и недоработки. Однако эксперты побаиваются, что если подобная структура и будет создана, то воспользоваться ее услугами смогут скорее ФПГ, а не малый и средний бизнес.
Быть или не быть
По всему миру экспортные кредитные агентства преследует тень коррупции и непрозрачности
Страхование экспортных операций применяется во многих странах как эффективный способ стимулирования и защиты экспорта. Подобные действия, в отличие от прямых государственных субсидий, не противоречат требованиям ВТО, к которой Украина присоединилась в 2008 году. Партнер ЮК «КПД Консалтинг» Николай Доленко отмечает, что поддержка национальных экспортеров — нормальная практика за рубежом. Экспортные кредитные агентства (ЭКА) страхуют политические и коммерческие риски национальных экспортеров либо финансируют их деятельность. Именно развитые страны (США, Франция, Германия и др.) первыми начали таким образом стимулировать экспорт продукции в государства, в которых более высокие политические и экономические риски. В России на страхование экономических и политических рисков каждый год выделяется $1 млрд. Франция ежегодно выдает EUR10 млрд на страхование поставок в страны Африки и Азии. С началом мирового кризиса некоторые страны с более слабыми экономиками также последовали примеру лидеров.
Необходимость создания ЭКА в Украине продиктована еще и тем, что значительная часть нашего экспорта приходится как раз на государства с недостаточно развитыми рыночными механизмами, а соответственно, повышенными рисками. Но не стоит забывать, что и у нас с правовым регулированием экономики не все хорошо. Николай Доленко замечает, что по всему миру ЭКА преследует тень коррупции и непрозрачности. «Отсутствие единых процедур, при которых заявитель может автоматически получить финансирование при соблюдении определенных требований, а также возможность оприходовать государственные деньги оставляет почву для злоупотреблений», — объясняет юрист. Крупные проекты, как правило, затрагивают конфиденциальные вопросы именно крупных бизнесов, поэтому информация о сделках, сопровождаемых ЭКА, достаточно ограничена.
По мнению партнера ЮФ «Лексфор» Юрия Семенюка, сам принцип финансирования внешнеэкономических операций частных бизнес-структур за счет государственного бюджета противоречит не только основам рыночных отношений, но и правилам честной конкуренции. «Государственный бюджет не должен в принципе финансировать бизнес, он должен быть направлен на удовлетворение потребностей государства и социальной сферы и т. п. Бизнес же должен иметь одинаковые условия для развития», — считает юрист.
Поддержка по-украински
Конечно же, в законопроекте № 9373 прописаны самые благие цели: внедрение современных финансово-кредитных технологий во внешней торговле, механизмов господдержки экспорта, развитие экспорта отечественных товаров, прежде всего высокотехнологичной продукции, и прочее, и прочее. Однако исходя из предложенного в документе механизма реализации данных целей, можно предположить, что они, скорее всего, останутся декларациями.
Так, предусматривается, что господдержка будет осуществляться путем страхования экспортных кредитов, инвестиций, финансовых рисков и внешнеэкономических контрактов. Также украинским экспортерам будут предоставляться гарантии выполнения иностранными покупателями обязательств по договорам, а банкам-кредиторам — гарантии по экспортным кредитам. Кроме того, будут предоставляться гарантии выполнения обязательств украинскими экспортерами при участии в международных тендерах. Здесь же определено, что страховая выплата составляет не более 90% суммы внешнеэкономического контракта или экспортного кредита в случае наступления некоммерческого риска и не выше 85% в случае коммерческого.
Заниматься всем этим, согласно проекту закона, должно Государственное финансовое учреждение (ГФУ). Такая организация создается правительством в форме публичного акционерного общества. Его уставной капитал составляет не менее 50 млн грн и формируется за счет средств госбюджета и других разрешенных законом источников. Наблюдательный совет ГФУ утверждает Кабмин, главу правления назначает и увольняет тот же КМУ по представлению Минэкономразвития и торговли. Такая редакция закона даст правительству практически полный контроль над Государственным финучреждением.
Кабмин сможет бесконтрольно определять экспортеров, которым будет предоставляться поддержка из госбюджета
В то же время в документе отсутствуют четкие критерии отбора контрактов и субъектов хозяйствования, которые подлежат государственной поддержке. Да и перечень услуг ГФУ не исключительный. Это даст возможность правительственным чиновникам на свое усмотрение определять, кому какие услуги и в каком объеме предоставлять. Ведь и понятия «высокотехнологическая продукция» или «приоритетные отрасли» в документе не прописаны. Законопроект имеет слишком общий характер, отмечает Николай Доленко, что еще раз подчеркивает отсутствие тщательной проработки данного вопроса, да и единого плана действий в целом. Очевидно, что в таком случае господдержку будут получать приближенные к власти экспортеры.
Более того, отмечают эксперты, при таком правовом поле ГФУ, вероятнее всего, превратится в контору по отмыванию денег. К примеру, отечественный банк выдаст кредит какой-нибудь кипрской компании на покупку украинского товара. После этого товар не покупается, а заемщик ликвидируется. И банку из госбюджета выплачивается страховка в 85% суммы кредита.
Рыба гниет с головы
Впрочем, даже принятие идеального закона о финансовой поддержке экспортеров вряд ли решит все проблемы отечественного бизнеса на внешних рынках. Украинские производители должны выпускать качественный и конкурентоспособный продукт, а для этого необходимы благоприятные условия ведения бизнеса, что подразумевает и разумную налоговую систему, и регуляторную политику, и борьбу с коррупцией и пр. Юрий Семенюк уверен, что до тех пор, пока в стране не будет преодолена коррупция как явление, поразившее все институты общества, подобного рода инициативы являются преждевременными. «Повышать конкурентоспособность отечественного производителя и стимулировать экспорт следует экономическими рычагами и решением давно накопленных проблем (проблемы НДС, давление на бизнес и пр.)», — говорит юрист.
Тем временем правительство и дальше пытается играть в либералов. Так, недавно президент Виктор Янукович подписал два ранее принятых ВР закона (законопроекты № 11026 и № 11028). Одним из них предусмотрено с 1 января 2013 года на пять лет освободить от налога на прибыль предприятия, которые реализуют инвестиционные проекты «в приоритетных отраслях экономики». Другой определяет, что такое эти приоритетные отрасли и какие инвесторы могут получить льготы. В частности, к приоритетным отнесены отрасли, ориентированные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологичной конкурентоспособной экологически чистой продукции. Подробнее эту норму будет расшифровывать Кабмин.
Также предусмотрено, что в программе смогут участвовать инвесторы проектов — субъекты малого бизнеса, сметная стоимость которых превышает EUR500 тыс., среднего — EUR1 млн, а крупного — EUR3 млн. Такие предприятия обязаны создать новые рабочие места: малые — не менее 25, средние — 50, крупные — 150. При этом зарплата на данных предприятиях должна превышать минимальную не менее чем в 2,5 раза. Но и это не все. Реализуемые льготниками проекты должны быть одобрены Кабмином по представлению регионального представительства специально уполномоченного органа. Можно только гадать, сколько предприятий решатся и смогут пройти все эти круги чиновничьего ада. Разве что «крышуемые» этими же чиновниками.
Оценка материала:
Бюджет вам в помощь: как поддержка экспортеров превращается в отмывание средств Вилен Веремко 11.10.2012