Бізнес
Економіка
Туз в рукаве: попытки Украины отбиваться от торговых ударов только раззадоривают россиян
Торговая война между Украиной и Россией обостряется. На этот раз в эпицентре боевых действий оказались автомобили. Наша страна ввела ответный утилизационный сбор на машины, поставляемые из РФ. И, скорее всего, решить вопрос миром в ближайшее время не получится. Соседи уже планируют новые удары по нашим экспортерам.
Утилизационное ралли
Согласно постановлению Кабмина, российские импортеры будут вынуждены доплачивать от $1 тыс. за авто с объемом двигателя от 1 л до 2 л до $14 тыс. — за грузовики и автобусы. Отечественные чиновники не скрывают, что пошли на крайние меры в ответ на аналогичные действия россиян. В РФ утилизационный налог (от $800 на малолитражки до $13,6 тыс. на тяжелую технику) начал действовать с 1 сентября этого года. Наши экспортеры в панике. Ведь теперь техника украинской сборки при пересечении границы соседней страны дорожает как минимум на 15%, что делает ее неконкурентной. Это грозит автопроизводителям если и не потерей экспортного рынка, то по меньшей мере существенным снижением доходов. По данным ассоциации «Укравтопром», в Россию уходит до 90% нашего автомобильного экспорта. В минувшем году украинские сборщики отгрузили более 40 тыс. единиц техники на сумму свыше $340 млн.
Самыми популярными у российских покупателей до недавнего времени были ЗАЗ Chance (Lanos), Sens, Chery Bonus (на нашем рынке ЗАЗ Forza), Богдан2110, Богдан2111, Богдан2310 (аналоги ВАЗов). Теперь они фактически теряют ценовое преимущество. Так, утилизационный сбор для машин «Богдан2110» составит почти 27 тыс. руб. (более $800). Разница в цене с более респектабельной Lada Priora сократится всего до $300, что вряд ли станет аргументом для российского покупателя.
Отечественные чиновники до последнего верили, что им удастся убедить российских коллег освободить продукцию украинского автопрома от дополнительных налогов. Еще в начале сентября премьер-министр Николай Азаров утверждал, что якобы достигнуты договоренности с российской стороной о пересмотре утилизационного законодательства. Но чуда не произошло, что и вынудило наше правительство спешно вводить «зеркальные меры».
Перестарались
Украинский вариант получился даже более скандальным, чем российский. Ведь в РФ сбор на переработку теоретически обязаны уплачивать все автопроизводители, просто местным заводам предоставляется отсрочка взамен на обещание развивать утилизационную инфраструктуру. У нас же платить будут только россияне. Это позволяет соседней стране обратиться в ВТО, членом которой она недавно стала, требуя отмены дискриминационного сбора. Неизвестно, воспользуется ли она этим правом или предпочтет решить вопрос миром.
Нынешняя утилизационная история — лишь отдельный эпизод в масштабном торговом противостоянии между нашими странами
Понятно, что нынешняя утилизационная история — лишь отдельный эпизод в масштабном торговом противостоянии между нашими странами. Россия, скорее всего, и дальше будет активно использовать торговый рычаг для политического давления на Украину. Ведь сколько бы ни заявляли наши чиновники о переориентировании экспорта на Европу и Среднюю Азию, пока главным рынком сбыта для многих отечественных предприятий является именно РФ. Причем темпы отгрузки товаров в соседнюю страну не только не сокращаются, но и динамично растут. В первом полугодии 2012 года этот показатель увеличился более чем на 8% (до $9 млрд). Лучшие результаты показало машиностроение (36,7% от всего экспорта), металлургия (19,2%) и химпром (11,3%). Не исключено, что следующие удары россиян придутся именно по этим группам.
Ящик Пандоры
Повод для подобных подозрений есть. Не успели высохнуть чернила под утилизационной программой для легковой и грузовой техники, как российские власти уже подумывают о введении аналогичного сбора на сельскохозяйственные машины. И хотя точные ставки сборов пока не называются, наши импортеры, которые занимают 16% российского рынка тракторов, уже начали нервничать.
Множатся скандалы и на стратегически важных для нас продовольственных рынках. История с сырами, в которых будто бы слишком много пальмовых жиров, далека от завершения даже после массовых проверок российскими контролерами отечественных сыркомбинатов. В скором времени возможны и новые трудности для отечественных пивоваров. Россия планирует запретить поставки в свою розницу пенного напитка в ПЭТ-упаковках (соответствующий документ на днях должен подписать Владимир Путин). 90% нашего экспорта пива (до 2 тыс. дал в месяц) приходится именно на такую тару.
Но больше всего наших экспортеров пугает тот факт, что РФ все чаще пытается лишить их доступа не только на свой, но и на рынки стран — членов Таможенного союза. Назревает, в частности, сахарный скандал. Россияне обнаружили, что Казахстан допускает в свою розницу украинский сахар без пошлины в 340$/т, которая действует в РФ, и потребовали «гармонизировать таможенное законодательство». Если казахи уступят, надежды наших сахарозаводчиков существенно нарастить экспорт в этом году (планировалось увеличить отгрузки до 300 тыс. т), скорее всего, не оправдаются, так как озвученная пошлина по сути является запретительной.
Чем сможет ответить на эти действия Украина, пока не известно. Импорт из России в нашу страну также растет. В первом полугодии положительная динамика составила порядка 7% (до $14 млрд). Но более трети в этом объеме занимают топливно-энергетические ресурсы, ужесточить условия поставок которых без ущерба для собственной экономики наша страна просто не в состоянии. Поэтому отечественным чиновникам остается разве что продолжать эксперименты с автомобилями (до сих пор в Минэкономики пылится проект решения о введении акцизного сбора до 30% от таможенной стоимости на российские авто).
Оценка материала:
Туз в рукаве: попытки Украины отбиваться от торговых ударов только раззадоривают россиян Татьяна Гармаш 15.10.2012