Кабінет директора
Вечірня горілка
Три года с Папой: спасибо, поучительно
Под руководством Януковича Украина начинает ценить демократию и права человека
Нет вопроса сейчас в стране острее: прошла меньшая или все-таки большая часть президентского срока Виктора Януковича? Тут и оставшиеся до конца первого срока два года непонятно, как прожить, а если впереди все семь, это потребует радикального пересмотра отношения ко всей жизни. Семь лет — это чертовски много: сравните себя в десять и в семнадцать. Так вот, хватит ли стране пары лет, чтобы выучить уроки Януковича, или придется заходить на еще один круг?
На самом деле Виктор Федорович с нами гораздо дольше, чем последние три года. У жителей Донецкой области своя точка отсчета, но для остальных жителей Украины с его премьерством связан последний, очень мутный, но при этом полный надежд период заката Кучмы и восхождения Ющенко. Он же оказался у правительственного руля в 2006 году, зафиксировав окончательный раздрай в оранжевом стане. То есть, Янукович присутствовал на главной сцене практически во все роковые минуты, которые случались в отечестве последний десяток лет. И чтобы сказать, что всегда символизировал при этом светлые перспективы, — так нет. Скорее, наоборот.
2010-й был годом исторического выбора между Мамой и Папой. Мама проиграла и отправилась за решетку. До сих пор все спорят, что стало бы с Папой, если бы выиграла Мама, но ответ на этот вопрос не так интересен, как ответ на другой: избавлялась бы страна от иллюзий так быстро, как это происходит сейчас? Возможно, популистские таланты Юлии Владимировны лишь затянули бы болезнь. И тут нужно сказать большое спасибо прямоте и отсутствию изящества, с которыми Виктор Федорович демонстрирует свои инстинкты.
Всего лишь три года понадобилось Украине, чтобы распрощаться с иллюзиями относительно демократии, Конституции и правосудия. Самым могущественным институтом в государстве за этот краткий срок стал институт Семьи, самой перспективной бизнес-отраслью — стоматология. И не то прекрасно, как все удачно у Януковича получилось. А то прекрасно, что ему, вот такому, какой он есть, — несложному в думах, чаяниях и умениях, очень просто удалось добиться своего без особого сопротивления, на раз-два-три.
Рассказ об успехах Виктора Януковича — это печальная история о нас самих. О грозных олигархах и амбициозных фигурах помельче, которые попытались получить с помощью межигорского увальня свой профит, а потом испуганно поджали хвост и постарались не отсвечивать. О бескомпромиссной оппозиции, которая практически безучастно проводила своих лидеров сначала на скамью подсудимых, а потом и в заключение, не забывая по ходу консультироваться с Банковой и Межигорьем. О народе, у которого стойкая майданная память отбила охоту выходить на улицы и площади.
Те, кто еще в 2004 году кричали, что «Янукович — это ужас-ужас», оказались как глубоко правы, так и в корне ошиблись. Еще по инерции эксплуатируются, но показали свою нежизнеспособность мифы о том, что Украина при таком президенте немедленно упадет в объятия России, что русский тут же сделают вторым государственным, а наглая донецкая братва будет бесчинствовать на улицах мирных городов Поднепровья и далее на запад.
Но, во-первых, многие из тех, кто кричал в 2004 году «ужас-ужас», сейчас работают у Януковича или на него, и это действительно ужас-ужас.
Во-вторых, Янукович испортил отношения буквально со всеми, кроме, может, Монголии, и падать в объятья не к кому, даже если бы такое желание возникло.
В-третьих, вся культурная лабуда стала ему настолько безразлична, что русский оказался вне круга президентских интересов точно так же, как и украинский.
В-четвертых, утрированных бандюков, пристающих к людям на улицах, не видно, но смотрящие появились практически везде, где можно отпилить хороший кусок от чужого бизнеса или от бюджета.
Короче говоря, эти три года не прошли даром. Кому-то они принесли миллиарды, колоссальную власть и головную боль, как их сохранить, а кому-то — уязвленное гражданское достоинство и крепнущую готовность его отстоять. Опять-таки: до 2015 года или все-таки после?
Леонид Швец