Політика
Україна
Итоги Януковича
Подведя итоги правления Кабмина Януковича, эксперты оценили его работу на «три с плюсом», а объем невозмещенного НДС — в 5 млрд грн.
Анна Сайченко, Контракты
Экспертный совет Контрактов оценил работу экономического блока правительства, ГНАУ и ФГИУ по пятибалльной шкале и следующим критериям:
- системность — соответствие решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее принятыми решениями;
- прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;
- полезность — экономическая целесообразность решений, КПД для бизнеса и государства;
- актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов;
- рыночность — уровень либеральности решений, готовность органа власти к дерегуляции рынка.
Минфин
Первый вице-премьер Николай АЗАРОВ
Дмитрий БОЯРЧУК, исполнительный директор центра «CASE-Украина»
— Минфин рассчитал доходы госбюджета-2007, исходя из консервативного сценария развития экономики (предполагающего инфляцию на уровне 7,5% по итогам года), и не ошибся. В том смысле, что инфляция почти вдвое превысила планируемую, и это дало возможность министерству выполнить госбюджет, не слишком увеличивая внешние займы и невзирая на провал приватизационной политики. Впрочем, учитывая тот факт, что паралич системы госзакупок позволил Минфину сэкономить более 20 млрд грн (плюс остатки средств от продажи Криворожстали), без внешних займов (около 3,09 млрд грн по итогам 10 месяцев) можно было вообще обойтись. Тем более что привлеченные средства не инвестировали в реальный сектор, за исключением кредита в размере 465 млн грн, предоставленного Укравтодору под госгарантии... Я оценил бы политику Минфина как нейтральную, если бы не задолженность государства по НДС, превысившая к концу года 5 млрд грн. НДС в 2007-м возмещали и возмещают выборочно.
Минэкономики
Министр Анатолий КИНАХ
Игорь БУРАКОВСКИЙ, директор Института политических исследований и экономических консультаций
— Попытки руководства Минэкономики вести самостоятельную экономическую политику и разработать конструктивную стратегию развития, по сути, провалились. Правительство не взяло на вооружение даже макроэкономические прогнозы, подготовленные специалистами министерства... Правда, представители Минэкономики активно включились в обсуждение проблем, сложившихся в сфере госзакупок, а также вопросов подготовки Украины к Евро-2012, однако вряд ли мнение руководства министерства на сей счет будет определяющим. Безусловный позитив в работе Минэкономики — подписание последних двусторонних протоколов (с Киргизией и Вьетнамом) о взаимном доступе на рынки товаров и услуг. По сути, решены все процедурные вопросы, и ничто не мешает принятию Украины в ВТО до конца текущего года. По моей информации, представители министерства уже готовы к переговорам о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Минтопэнерго
Министр Юрий БОЙКО
Михаил ГОНЧАР, директор энергетических программ центра «НОМОС»
— Минтопэнерго работало непрозрачно и малоэффективно. Бойко, позиционирующийся как настоящий профи, часто критиковал предшественников (за соглашение с Газпромом и РосУкрЭнерго, подписанное в январе 2006-го, за последующий разрыв связки между ценой газа для Украины и ставкой транзита по ее территории и т. д.), однако сам министр не сделал ничего, чтобы изменить ситуацию. Едва ли не единственным достижением Бойко можно считать то, что в 2007-м газ на российско-украинской границе стоил $130 за тысячу кубов, а не дороже. Сейчас руководство Минтопэнерго ведет крайне непрозрачные переговоры о цене на газ для Украины и условиях транзита. И это, учитывая шаткое финансовое состояние НАК «Нефтегаз Украины» (которое улучшить не удалось), вызывает ряд опасений. В частности, очевидно, что удорожание технологического газа при сохранении действующей транзитной ставки чревато для Нефтегаза банкротством. Кстати, в кулуарах Кабмина уже обсуждают возможность приватизации НАК.
ГНАУ
Председатель Анатолий БРЕЗВИН
Леонид РУБАНЕНКО, президент Союза налоговых консультантов Украины
— Работа ГНАУ в 2007-м не поддается однозначной оценке. С одной стороны, количество внеплановых налоговых проверок заметно снизилось, с другой — объясняется это тем, что сами налоговики перегружены. Председатель ГНАУ Анатолий Брезвин честно признал, что нет четких критериев оценки задолженности государства по НДС, но при этом никто ничего не предпринял для того, чтобы переплаченный налог возмещали автоматически. В результате сохраняется практика откатов при возмещении НДС, хотя опять же размеры вознаграждения чиновников несколько меньше, чем в 2006 году. Нужно отдать должное руководству ГНАУ — к разработке проекта Налогового кодекса подключили субъектов реального сектора, причем 90% предложений и замечаний Общественной коллегии при ГНАУ учли. А вот в плоскости действующего законодательства периодически возникают проблемы: налоговики трактуют нормы в письмах, а не разъяснениях, что затрудняет обжалование трактовок в судебном порядке.
ФГИУ
Председатель Валентина СЕМЕНЮК
Александр РЯБЧЕНКО, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций
— Фонд госимущества, априори незаинтересованный в приватизации крупных объектов, по сути, провалил конкурсы еще на этапе их организации. Прямое следствие этого — невыполнение плана поступлений в госбюджет (из предусмотренных 10,5 млрд грн Фонд перечислил немногим более 2 млрд грн). Крупные продажи — Лугансктепловоза и Комсомольского рудоуправления — были непрозрачными, а желание ФГИУ продать акции Укртелекома, оставив контрольный пакет в руках государства, вообще выходит за рамки здравого смысла... При такой приватизационной политике Фонда оптимальный объем поступлений в 2008 году — 2-3 млрд грн. Кстати, сама Валентина Петровна утверждает, что считает нереальным план поступлений в размере 10 млрд грн.
Минагрополитики
Министр Юрий МЕЛЬНИК
Николай КОМПАНЕЦ, почетный президент Украинской зерновой ассоциации
— Минагрополитики, по сути, не вело самостоятельной политики в 2007 году, а выполняло чисто консультативную и исполнительную функции. Причина тривиальна: МинАПК было практически отстранено от рычагов влияния на реальный сектор (распределения дотаций, регулирования цен на внутреннем рынке, квотирования экспорта зерновых и т. д.), хотя руководство министерства часто-густо проявляло инициативу (иногда она оказывалась наказуемой и вызывала критику не только производителей, но и премьер-министра). В вопросе отмены моратория на куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения руководство Минагрополитики заняло пассивную позицию, что также весьма характерно, ведь законодательная база для регулирования открытого рынка земли давно разработана, но не принята... Настоящий удар по производителям нанесло квотирование экспорта, государство не дало вывезти около 6 млн тонн зерновых, тем самым поставив под удар предприятия, привлекавшие кредиты.
Экспертный совет*
1. Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат IV созыва
2. Виталий ВАВРИЩУК, экономист инвесткомпании Dragon Capital
3. Дмитрий БОЯРЧУК, исполнительный директор центра «CASE-Украина»
4. Алексей ГОЛОБУЦКИЙ, замдиректора Агентства по моделированию ситуаций
5. Анжела ЕВГЕНЬЕВА, координатор проектов Лаборатории законодательных инициатив
6. Александр РЯБЧЕНКО, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций
7. Виктор ХМЕЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины
8. Дмитрий ВЫДРИН, политолог
9. Кость БОНДАРЕНКО, политолог
10. Елена ШКАРПОВА, редактор отдела «Деньги», Контракты
*Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена
Общий балл 3,1