Бізнес
Економіка
Тотальный контроль: что таит в себе закон о трансфертном ценообразовании
После печально известных событий на Кипре теперь уже украинское правительство готовит новые испытания любителям оффшоров.
Недавно профильный комитет ВР рекомендовал парламенту принять в первом чтении кабминовский законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно трансфертного ценообразования» (№2515). Документом предлагается уполномочить Миндоходов корректировать цены по сделкам связанных лиц на сумму более 50 млн грн в год, а также несвязанных лиц, если контрагентом отечественной фирмы является компания из страны, где налог на прибыль на 5% меньше чем в Украине. По специальной методике налоговики будут проверять, не занижены ли цены на товары (услуги) с целью вывода денег за границу и оптимизации налогообложения.
В самом законопроекте №2515 предусмотрено его вступление в силу уже с 1 июля нынешнего года. Однако в налоговом комитете ВР рассматривают возможность переноса этой даты на 1 января 2014-го, а также установления переходного периода для контролируемых операций, и моратория на взыскание штрафов сроком на 2 года.
Плохая копия
Украинские компании продают продукцию (работы, услуги) родственным структурам в оффшорах по существенно заниженным ценам. Те, в свою очередь, реализуют их по рыночным. Таким образом, отечественная компания получает одни убытки, а у оффшорки – прибыль, которая не облагается налогом. Потом, при желании, эти деньги можно вернуть в Украину. К примеру, главный инвестор в экономику Украины - традиционно Кипр.
«Механизм контроля трансфертного ценообразования является одним из наиболее действенных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов во многих странах мира, и поэтому введение правил трансфертного ценообразования в Украине стоит рассматривать как объективную закономерность», - считает старший юрист ЮК «Клиффорд Чанс» Дмитрий Орендарец. Он добавил, что предложенные правила во многом основываются на Руководстве ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по трансфертному ценообразованию, а также мировой практике.
Впрочем, юрист обращает внимание, что законопроект нуждается в доработке. Также эксперты замечают, что документ жестче своих заграничных аналогов, в частности соответствующего закона РФ, который начал действовать в прошлом году. «В целом его нормы являются более жесткими в сравнении с нормами большинства стран, которые уже применяют систему контроля за трансфертным ценообразованием. В то же время, много положений законопроекта выглядят достаточно обще, и плательщикам налогов непонятен механизм из применения», - отметили в Ассоциации плательщиков налогов Украины (АПНУ).
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Проектом закона предлагается подвергать государственному контролю операции с одним контрагентом объемом от 50 млн грн в год: со связанными лицами (лица, которые непосредственно или косвенно могут влиять на хозяйственную деятельность друг друга); с нерезидентами, зарегистрированными в странах или на территориях, где ставка налога на прибыль на 5 и более процентов ниже, чем в Украине.
Налогоплательщики будут обязаны подавать не только отчеты о контролируемых операциях, но и все первичные документы
Если в случае со связанными лицами цель мониторинга понятна (есть риск построения всевозможных схем), то введение под действие закона несвязанных лиц лишь потому, что одна из компаний находится в стране с более хорошим налоговым климатом, выглядит странным. Юрист, ЮФ «Felix» Константин Носов поясняет: «Учитывая то, что к контролируемым такие операции будут отнесены, если их объем будет составлять от 50 млн грн в год (без учета НДС), то разница в ставках налога будет существенно влиять на суммы подлежащего к уплате налога». Тем более, дополняет он, что в таких широко используемых для оптимизации налогообложения странах и территориях, как Панама, Белиз, Коста-Рика, Гонконг, Маршалловы острова, доход, полученный из источников расположенных за их пределами, не подлежит налогообложению.
Руководитель налогово-юридического департамента компании «Делойт» Виктория Чорновол заметила, что в международной практике трансфертное ценообразование направлено исключительно на контроль над транснациональными операциями со связанными лицами. И в случае принятия закона в Украине будет установлен более жесткий контроль, чем в большинстве стран. Эксперт обратила внимание, что это негативно повлияет на отечественный бизнес, сотрудничающий, в том числе, с наибольшими мировыми игроками. К примеру, их торговые подразделения нередко располагаются в Швейцарии, в частности в нескольких кантонах, где эффективная ставка налога может составлять менее 10%. Дмитрий Орендарец также считает, что не совсем правильно применять правила трансфертного ценообразования к операциям с несвязанными лицами, пусть даже из юрисдикций с низкими ставками налогов. «Препятствовать оттоку денежных средств в оффшоры можно другими методами, некоторые из которых уже содержатся в Налоговом кодексе Украины», - говорит он.
Стоит заметить, что порог в 50 млн грн еще обсуждается. Одни эксперты считают его завышенным, а то и вообще излишним – практика применения таких пороговых показателей существует далеко не во всех странах. Другие говорят, что под мониторинг может попасть слишком большое количество компаний, и, по крайней мере, нужен переходный период.
Нужны налоги – повышаем цены
Согласно законопроекту, налоговый контроль за трансфертным ценообразованием заключается в доначислении налогов путем увеличения стоимости товаров или услуг в сделке до уровня обычных цен. При этом сегодня обычная цена определяется как цена товара (работы, услуги), установленная сторонами договора, и она считается рыночной если не доказано обратное. Теперь привязку к договору предлагают убрать, а является ли цена рыночной (обычной) будут определять фискалы.
В документе расписали порядок применения методов определения цен в контролируемых операциях: метод аналога продаж, цен перепродаж, «затраты плюс», чистой прибыли, разделенной прибыли. Однако в АППУ отмечают, что закон не заработает, пока не будут разработаны дополнительные нормативные документы и методические рекомендации для понятного и прозрачного определения обычных цен по каждому из предложенных методов. А юристы побаиваются, что Кабмин просто будет устанавливать индикативные цены на экспортно-импортные операции большинства товарных групп. К этому стоит добавить, что законопроект определяет среди источников информации, которые используются для определения цены в контролируемой операции, в частности, ведомости о стоимости товаров обнародованные в СМИ. Установление такого госрегулирования цен, по словам экспертов, может привести к абсолютной неконкурентоспособности украинского бизнеса на мировом рынке.
Завалят бумажной работой
Государственному контролю подвергнут операции с одним контрагентом объемом от 50 млн грн в год
Законопроектом предусматривается, что информацию о проведенных плательщиком налогов в течение года контролируемых операциях, налоговые органы будут получать непосредственно от такого плательщика. Последний, должен будет подавать отчет о таких операциях и копии документов их подтверждающих. При этом, неподача отчета и/или первичных документов, подтверждающих операцию грозит существенными штрафами –5% от общей суммы контролируемых операций. А предоставление информации в объеме ином, чем будет установлено законодательно, повлечет за собой штраф в сумме 100 минимальных зарплат (114 700 грн). «Таким образом, законодатель предусмотрел существенный «стимул» для своевременного и полного предоставления информации по контролируемым операциям. Это при том, что по результатам изучения такой информации налоговым органом может быть и не установлен факт нарушения», - говорит Константин Носов.
Виктория Чорновол возмущается тем, что плательщики налогов будут обязаны подавать не только отчеты о контролируемых операциях, но и все первичные документы. «Это – тысячи, а иногда и миллионы страниц документов, которые обязательно подаются в налоговые органы», - говорит она. Норма существенно увеличит административные затраты бизнеса, а также нагрузку на бюрократический аппарат фискалов. Вместо этого можно было бы установить норму, согласно которой дополнительные документы подаются лишь при налоговой проверке. Эксперт заметила, что требование предоставлять первичную документацию чуждо не только европейским странам, но и России.
Дмитрий Орендарец дополняет, что на этапе внедрения новых правил контроля трансфертного ценообразования, как украинские налоговые органы, так и налогоплательщики потребуют значительных ресурсов для налаживания процесса подготовки, подачи и обработки больших объемов информации о контролируемых операциях согласно новым требованиям. «Поэтому, - считает он, - введение порогового показателя (50 млн грн – ред.) на этапе внедрения новой системы является обоснованным. В то же время, следует предусмотреть постепенное снижение такого показателя, вплоть до полного его упразднения после того, как работа новой системы будет полностью налажена».