Бізнес
Економіка
Борьба с зеленым змием. На рынке исчезла валюта
Доллар не будет дорожать, пока на валютном рынке действуют ограничения Нацбанка. С отменой постановления Нацбанка возможен повторный всплеск ажиотажного спроса на валюту. На наличном рынке исчезла валюта. Купить доллары или евро в обменниках и банковских отделениях практически невозможно — валюты нет.
Операторы пунктов обмена и банков признаются: продают только ту валюту, которую в течение дня им сдали физлица, собственные валютные резервы финучреждений не распечатываются.
Более того, банки начали взимать комиссионные за обмен валюты при погашении кредитов. Например, при покупке клиентом банка долларов для очередного взноса по займу финучреждения просят 0,5–3% от суммы платежа. А отдельные банки и вовсе ввели валютные лимиты — желающим досрочно погасить долларовый кредит продают не более $2–5 тыс.
Валютный саботаж банков объясняется двумя причинами. Первая — традиционная. Многие финучреждения сами нуждаются в долларах, ведь в ноябре—декабре им предстоят выплаты по синдицированным кредитам на общую сумму $833 млн. Вторая причина — регуляторная. После того как НБУ ввел валютные ограничения, банкам попросту стало невыгодно торговать американскими дензнаками.
5 ноября Постановлением № 353 НБУ запретил банкам изменять на протяжении рабочего дня значения курса валют и обязал финучреждения продавать все купленные в течение дня иностранные дензнаки. Если спроса на валюту нет — банк или пункт обмена валюты обязаны продавать доллары, евро или рубли на следующий день по более низкому курсу. При этом регулятор потребовал от банков обеспечивать пункты обмена валюты и отделения финучреждений «достаточным объемом средств для операций купли-продажи валюты в течение дня».
Самое «резкое» нововведение — НБУ обязал банки устанавливать курс продажи наличной валюты не выше официального, а разница между котировками на покупку и продажу валюты должна составлять не более 3%. В день публикации постановления (5 ноября) официальный курс был равен 5,78 UAH/USD. То есть именно по такому курсу регулятор предложил банкам торговать долларами, хотя еще 3–4 ноября они продавали американскую валюту по 6,50–7,00 UAH/USD. Разница между курсами покупки и продажи в пунктах обмена валют и отделениях банков достигала 10%.
Валютными ограничениями и интервенциями на межбанке Нацбанк практически сравнял наличный, межбанковский и официальный курсы, что собственно обещал сделать еще месяц назад. Банки к такой курсовой политике регулятора оказались не готовыми, тем более что НБУ фактически отобрал у них возможность дополнительного заработка. Раньше финучреждения покупали валюту на межбанке и продавали ее по более высокому курсу на наличном рынке. «Банки не обязаны продавать валюту, если им это невыгодно», — комментирует ситуацию на наличном рынке эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук.
7 ноября НБУ признал, что переборщил с ограничениями и позволил банкам продавать валюту по курсу на 1,5% выше официального.
Спасение утопающих
Как объясняют в НБУ, ограничительные меры на валютном рынке — вынужденная мера. Таким образом регулятор решил стабилизировать курс гривни на наличном рынке. Межбанковский курс Нацбанк погасил традиционно — валютными интервенциями.
В октябре общий объем вкладов юрлиц и физлиц уменьшился на 10 млрд грн. После сообщений о проблемах некоторых банков наиболее подверженные панике украинцы бросились снимать деньги с гривневых депозитов, чтобы обменять нацвалюту на более надежные, по их мнению, доллары, реже — на евро. Высокий спрос на валюту наблюдался также со стороны компаний и банков, которые в IV кв. должны погасить внешние долги на общую сумму $8,8 млрд. Валюту скупали импортеры — некоторые из них даже про запас (как только доллар начал расти), иностранные инвесторы (осенью продолжили выводить средства из украинских активов) и спекулянты.
В результате ажиотажного спроса на валюту на наличном и межбанковском рынках возник дефицит долларов, и как результат — резкая девальвация гривни. К концу октября котировки доллара на межбанке выросли до 6,7–7,0 UAH/USD. В начале октября наличный доллар продавался в банках и обменниках по курсу 5,05–5,10 UAH/USD, спустя две недели — по 5,40– 5,50 UAH/USD, а 29–31 октября — по 6,90–7,10 UAH/USD, в некоторых обменниках и отделениях банков — по 7,50 UAH/USD. При этом найти американские доллары в пунктах обмена валюты в Киеве и крупных городах Украины было проблематично — население практически смело их с рынка. В октябре украинцы купили $3 млрд (среднемесячный объем покупки долларов населением — $1,5–2 млрд).
Купи-продай В октябре НБУ пополнил
украинский валютный рынок на $4 млрд
В октябре для поддержки падающей гривни Нацбанк активно распродавал доллары на межбанке: объем продажи валюты превысил объем покупки на $4,14 млрд — рекордная сумма за всю историю независимой Украины. В целом за месяц международные резервы НБУ похудели на $5,6 млрд (с учетом рефинансирования банков и расходов Нацбанка на обслуживание собственных обязательств). Однако НБУ своего достиг: гривня на межбанке укрепилась до 5,78– 5,80 UAH/USD.
Сработали и ограничения на валютном рынке: 9–11 ноября банки и агентские обменники торговали долларами в среднем по 5,80–5,85 UAH/USD, покупали по 5,70–5,80 UAH/USD.
Нацбанку удалось охладить валютный рынок, однако с ограничительными мерами регулятор явно запоздал. За октябрь НБУ фактически впустую потратил $4 млрд из золотовалютного запаса страны — валютный рынок проглотил эту сумму, а курс гривни продолжил падение.
В последние 2–3 года НБУ в основном скупал излишки валюты с рынка, поддерживая стабильный курс нацвалюты — благо, приток экспортной выручки и долларов от западных кредитов был довольно высоким. В сентябре—октябре 2008-го регулятору, напротив, пришлось удовлетворять повышенный спрос населения и банков на доллары. Еще в июне—августе американская валюта продавалась по 4,65–4,80 UAH/USD. Начиная с сентября курс доллара пополз вверх. Нацбанк месяц практически не реагировал на падение стоимости гривни, позволив нацвалюте просесть с 4,80 UAH/USD до 5,10–5,20 UAH/USD. Регулятор начал активно торговать долларом лишь в начале октября, когда спрос на валюту банков, компаний и населения уже значительно превышал рыночное предложение.
Возможных причин бездействия НБУ, спокойно наблюдавшего за падением стоимости гривни в начале осени, несколько. Некоторые аналитики считают, что регулятор попросту растерялся и ожидал, пока паника среди населения утихнет, как только у украинцев не останется лишних гривен. Однако ситуация на валютном рынке осенью-2008 во многом напоминала осень 2004-го, когда во время оранжевой революции население сметало доллары из обменных пунктов. Тогда только в первые недели ажиотажа на валютном рынке НБУ влил в финансовую систему страны $1 млрд. Параллельно регулятор проверял пункты обмена валюты и банковские отделения: они были обязаны бесперебойно торговать валютой, не поднимать курс выше установленного НБУ и т. п. В результате панические настроения населения, возникшие в октябре—ноябре 2004-го, к январю 2005-го улеглись.
Другая версия запоздалой реакции НБУ на валютный ажиотаж-2008 — потворствование Нацбанка спекуляциям некоторых участников межбанковского рынка на подорожавшем долларе. В октябре НБУ продавал доллары банкам по 5,2–5,5 UAH/USD, а те продавали валюту на наличном рынке по 6,5–7,5 UAH/USD. Маржа прибыли банков от этих спекуляций — 25–35%. При этом основными участниками межбанка являются крупнейшие финучреждения страны (входящие в первую двадцатку по размерам активов), тогда как средние и мелкие банки покупают валюту у крупных операторов. Поэтому, продавая валюту на 40–50 коп. дешевле рыночной цены, регулятор создал предпосылки для валютных спекуляций и дальнейшего роста стоимости доллара. «Критерии распределения этих огромных ресурсов (международных валютных резервов. — Прим. Контрактов) непонятны не только общественности, но и самим субъектам рынка. Это вызывает справедливые подозрения в коррупционной составляющей в действиях НБУ», — заявил заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак. Кстати, о возможных спекуляциях на нацвалюте аналитики предупреждали, еще когда Нацбанк отказался от режима фиксированного курса гривни — в начале лета 2008-го.
Осенний марафон В октябре
2008-го международные резервы НБУ уменьшились до уровня января-2008
Однако, скорее всего, НБУ не стал накачивать рынок долларами в сентябре, поскольку на тот момент у него просто не было на это средств. К октябрю резервы НБУ составляли $37,5 млрд. Но далеко не вся эта сумма состоит из живых денег: $20 млрд приходится на ценные бумаги как украинских, так и западных эмитентов. Не исключено, что внушительная доля средств Нацбанка, вложенных в ценные бумаги, приходится на «плохие» бонды западных банков, вследствие дефолта по которым и начался мировой финансовый кризис. Впрочем, в какие конкретно инструменты НБУ вложил $20 млрд, неизвестно, поскольку детальная структура резервов регулятора держится в тайне. Остальные $17,5 млрд международных резервов НБУ в сентябре хранились в различных валютах (доллары, евро, швейцарские франки и пр.) на депозитах в западных коммерческих и центральных банках.
Некоторые аналитики сомневаются в качестве резервов Нацбанка. В случае очередных потрясений на валютном рынке резервы могут оказаться настолько плохими (большая часть бумаг в инвестпортфеле НБУ — неликвид или значительно подешевели), что регулятор не справится с валютными спекулянтами и гривня снова обвалится.
Денег нет и не будет
По мнению экспертов, если до конца года НБУ не отменит жесткие меры по регулированию валютного рынка, курс доллара будет стабильным. Однако купить наличную валюту в ноябре—декабре по-прежнему будет очень сложно. Поэтому с отменой постановления Нацбанка (предположительно в начале 2009-го) возможен повторный всплеск ажиотажного спроса на валюту и рост курса доллара до 6,5–7,0 UAH/USD. Если на погашение паники среди населения власти направят несколько миллиардов долларов, выделенных Международным валютным фондом, курс американской валюты может стабилизироваться на отметке 6,0 UAH/USD. Правда, при использовании денег МВФ комиссары фонда могут настоять на том, чтобы украинский Нацбанк отпустил курс гривни в свободное плавание. В этом случае регулятору придется потратить даже больше средств, чем в октябре-2008, чтобы отбить атаку спекулянтов на валютный рынок.