Бізнес
Економіка
Деньги на ветер. Спасать надо не банки, а компании
Бывший зампред правления Нацбанка Украины Сергей Яременко критикует президентские антикризисные меры и считает, что в первую очередь необходимо спасать отечественные компании, а не банки. В интервью Контрактам советник министра экономики Сергей Яременко рассказал о том, что: 1) Украина неоправданно копирует методы борьбы с кризисом, которые применяются за рубежом 2) пузырь в финансовом секторе должен был просто лопнуть, очистив всю систему 3) проблему доверия украинцев к банковской системе не решить накачиванием банков деньгами 4) правительство не использует наиболее действенный инструмент борьбы с кризисом — усиленное кредитование компаний.
Верховная Рада приняла, а президент подписал закон об антикризисных мерах спасения экономики. Как вы считаете, предлагаемые меры способны помочь экономике Украины справиться с последствиями кризиса?
— Все зависит от того, насколько адекватно мы воспринимаем угрозы и риски, исходящие от мирового финансового кризиса. Пока так называемые антикризисные меры только этим законом и ограничиваются и, по сути, направлены на стабилизацию финансового сектора в Украине. Однако проблема намного серьезнее — спасать нужно экономику в целом. А это принципиально разные задачи. Мы же пока просто копируем методы борьбы с кризисом, которые применяются за рубежом, не разобравшись в сути своих проблем.
Основной причиной мирового кризиса является разрыв между так называемой виртуальной и реальной экономикой: размеры пузыря финансовых псевдоинструментов до коллапса в несколько раз превышали реальный сектор. Пузырь лопнул при практически здоровой экономике. Поэтому все усилия правительств США и европейских стран были направлены на восстановление капитала банков, их госакционирование во избежание банкротств и сохранения дееспособности финансовой системы в целом.
То ли еще будет...
Правда, пока не совсем понятно, почему простые налогоплательщики должны спасать частные западные банки за свой счет, ведь именно бюджетные деньги сейчас вливаются в банковские системы Европы и США. Согласно принципам рыночной экономики, пузырь в финансовом секторе должен был просто лопнуть и очистить всю систему.
В Украине совсем другие проблемы. Банковский кризис на его начальной стадии заключался не в крупных убытках финучреждений, как в западных банках, а в дефиците ликвидности, вызванном резким оттоком вкладов населения. Отток средств населения из банков — это проблема доверия украинцев к отечественной банковской системе, которую не решишь накачиванием финучреждений деньгами.
Вы считаете, банковский кризис в Украине не является следствием мирового кризиса, как утверждают украинские политики? Что же в таком случае стало его причиной?
— Я не отрицаю связи банковского кризиса в Украине с мировым финансовым. Однако отечественный кризис не является результатом сугубо внешних факторов, поскольку за текущие проблемы в Украине ответственна и действующая власть.
Внешние факторы, негативно отразившиеся на отечественной экономике, — это обвал спроса и цен на мировом металлургическом рынке, что привело к валютному голоду в Украине, и информация о крахе финучреждений за рубежом, что вызвало недоверие населения к украинским банкам.
Внутренние факторы — это разбалансирование банковской системы, повышение ставок кредитования и учетной ставки НБУ, небывало высокие проценты на межбанковском рынке, низкая ликвидность банков. Причем правительство и НБУ сами же расшатали банковскую систему своей политикой: глупо рассчитывать на стабильность финучреждений и при этом проводить жесткую монетарную политику, не рефинансировать банки, держать их без денег на протяжении 6–9 месяцев. В последнее время банки просто перестали кредитовать экономику — финансовая система замкнулась сама в себе и начала бороться за выживание, кредиты в экономику практически перестали поступать. Параллельно резко обострилась борьба за вкладчиков — банки предлагают слишком высокие, экономически неоправданные процентные ставки по депозитам.
Нынешнее «недокредитование» экономики может привести ко второй волне кризиса — денег у клиентуры банков нет, остановятся многие производства, нечем будет погашать уже привлеченные кредиты. Украинская экономика может стать попросту неплатежеспособной.
В дополнение к дефициту кредитных средств в Украине произошло активное насыщение внутреннего рынка импортными товарами — следствие вступления нашей страны в ВТО и использования правительством импорта в качестве инструмента подавления инфляции. То есть национальный производитель был вытеснен импортерами с его рынков сбыта. Поэтому в следующем году ожидается огромный дефицит платежного баланса.
Пока власти борются только за выживание финансового сектора, забывая о реальной экономике. А ведь если экономика умрет, банкам попросту будет некого обслуживать. Поэтому мне кажется, вторая часть спектакля под названием «кризис в Украине» будет более фатальной, чем сейчас. Мы находимся в начале кризиса, основные его вехи еще впереди. Возможен и рост безработицы, и дальнейшее падение валютной выручки экспортеров, и даже невозвраты по банковским потребительским кредитам, и, как следствие, — очередные проблемы у отечественных банков.
Как рост курса доллара отразился на экономике Украины?
— Проблема даже не в том, что в одночасье доллар подорожал на несколько гривен. Беда политики Минфина и НБУ в непредсказуемости — украинские предприятия не знают, каким будет курс доллара, какие инструменты рефинансирования банковской системы предусмотрены Нацбанком. В этом году НБУ трижды попирал свою функцию контролера финансовой системы, нарушая показатели курса, прописанные в бюджете. Сначала изменили официальный курс в мае, потом в октябре... Сейчас никто не может понять логику Нацбанка: летом в НБУ говорили, что 2,5 гривни за доллар — это вполне реально, а сейчас регулятор не боится 6 гривен за доллар.
Какие меры нужно предпринять, чтобы избежать фатальных последствий кризиса?
— Начнем с того, что кажущаяся стабильность банковской системы на данный момент обеспечена исключительно мораторием на досрочную выдачу вкладов населению. Но действие запрета не бесконечно…
При этом антикризисный закон президента содержит массу противоречий. С одной стороны, одобряется получение многомиллиардного кредита МВФ, а с другой — экономика страны не имеет ни малейшего понятия о планах НБУ относительно курсовой политики хотя бы на полгода вперед. Также создается стабилизационный фонд — с довольно сомнительными источниками наполнения, тогда как настоящий золотой запас Украины — зерно — гноится на складах, уничтожая отечественный аграрный сектор. Одно радует: кризис наконец заставил власть повернуться лицом к украинской экономике, заинтересоваться ее проблемами.
Основной инструмент борьбы с кризисом — усиленное кредитование отечественных компаний и их поддержка. Центральные банки большинства стран снижают учетные ставки и активно кредитуют экономику, тогда как в Украине уже более полугода учетная ставка составляет 12% годовых, а проценты по кредитам зашкаливают за 30%. Главной задачей НБУ сейчас является создание механизма целевого использования длинного дешевого рефинансирования банков исключительно для кредитования реального сектора национальной экономики. В этом случае Украина может избежать экономического коллапса.
Причем времени на долгие размышления нет. В экономику не поступали кредитные ресурсы практически весь 2008 год. Если обороты на банковских счетах предприятий резко упадут, снизится и ликвидность банков. В результате окажется, что власти спасали совсем не тех, кто действительно в этом нуждается.