Колонки
Дмитрий Гонгальский
Мертвому припарка: почему улучшение внешней торговли говорит об ухудшении состояния экономики
У властей появился дополнительный аргумент в пользу «позитивных тенденций в экономике». Помимо привычной ценовой стабильности, роста сельхозпродукции и оборота розничной торговли, теперь можно заявить и об улучшении во внешней торговле.
Впервые с января 2009-го Украина смогла продать на внешних рынках больше своей продукции, чем пришлось закупить. Превышение экспорта над импортом составило $180 млн. Сумма небольшая, но при хроническом дефиците платежного баланса даже такой результат — большая редкость. В общем, есть прекрасный повод заявить об усилении позиций страны на внешних рынках. А вдруг и следующий месяц получится таким же удачным?
Увы, в реальности не произошло ничего, что могло бы говорить о каких-то радикальных изменениях. По данным Госстата, за первые пять месяцев 2013-го экспорт сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,5%, а импорт обвалился на 12,7%. Особенно значительное сокращение этих показателей зафиксировано в мае. Экспорт снизился почти на 14%, а импорт — на рекордные 24,5%. Такое впечатление, что страна вдруг решила отказаться от всего, что производится за рубежом, сконцентрировавшись на продукции украинских предприятий. А вдруг каким-то чудом принесла свои плоды давно анонсированная программа импортозамещения? Но никакого волшебства не случилось.
Украина продолжает наращивать объемы импорта из Польши и Китая, при этом существенно сокращает закупки товаров у бывших братских республик. Лидеры по сокращению поставок — Беларусь и Россия. У первой импорт обвалился почти на 30%, у второй — на 25,2%. Поскольку из этих стран никто не импортирует высокотехнологическую продукцию, как, например, из Германии, чьи импортные поставки сократились в мае всего на 2%, то очевидно речь идет о сырье. И как свидетельствуют данные Госстата, закупки сырой нефти упали в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 74,3%, а природного газа — на 62,9%. Вообще же поставки минерального топлива, нефти и продуктов ее перегонки снизились почти вдвое.
Как известно, Украина пока еще далека от возможности самостоятельно обеспечить свои потребности в энергоресурсах. А потому такое резкое падение импорта нефти и газа говорит либо об имеющихся ранее накопленных запасах, либо о существенном сокращении спроса на энергоносители со стороны украинских предприятий. Скорее всего, верны обе версии.
Запросы у остановившихся заводов и отправленных в отпуск за свой счет сотрудников обычно невелики
Пока идут газовые торги с Россией и ЕС, Украина использует газ, который был ранее закачан в подземные хранилища. В Газпроме уже напомнили властям, что для бесперебойных поставок топлива придется потратить $4,8 млрд. Кроме того, падающая экономика не нуждается в таком объеме энергоресурсов, как ранее. Ведь в мае промышленное производство установило своеобразный антирекорд. Украинская промышленность просела аж на 9,3%, чего с ней не случалось с кризисного 2009 года. К слову, тогда же у нас тоже экспорт превышал импорт, потому что запросы у остановившихся заводов и отправленных в отпуск за своей счет сотрудников обычно невелики. Мертвые в припарках не нуждаются.
Теперь ситуация повторяется. Украина снова переживает кризис, даже несмотря на стабильные цены и пока еще неизменный валютный курс. Причем кризисные явления лишь усиливаются. Неладное стали подозревать даже сотрудники бюджетных и коммунальных учреждений, вдруг начав получать зарплаты с задержками на месяц-два. По слухам, не вовремя платят даже работникам центров занятости.
Все надежды на рекордный урожай, благодаря которому удастся получить крупные валютные поступления, перекрыв потери от чахнущей на глазах металлургии, — не более чем иллюзии. Хорошие прогнозы аграриев игроки на товарных биржах уже заложили в свои цены, почти вдвое обвалив котировки. Потому аграрии в лучшем случае получат столько же, сколько в прошлом году, притом существенно увеличив свои затраты.
Второе полугодие вообще станет знаковым для правительства и экономики страны. Требуются уже не просто какие-то выверенные и методичные шаги по спасению страны от экономического краха, а принятие радикальных мер. Вот, например, нищая Киргизия продала Газпрому свою ГТС за $1 в обмен на инвестиции в нефтегазовую инфраструктуру. По похожему пути идут многие страны Африки, отдавая мировым корпорациям свои месторождения, в то время как население активно истребляет друг друга. Пока что Украина далека от того, чтобы следовать их примеру. Но и 20 лет назад никто не думал, что такая крупная страна окажется беднее не только России, но и Беларуси, и Казахстана.
Оценка материала:
Мертвому припарка: почему улучшение внешней торговли говорит об ухудшении состояния экономики