Бізнес
Економіка
Кто на новенького: кто первым выйдет на внутренний рынок привлечения капитала
31 июля Биржевой совет Украинской биржи одобрил запуск Рынка привлечения капитала. За несколько недель до этого проект новой площадки был представлен Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Если все будет хорошо, «первую ласточку» покупатели увидят уже до конца текущего года.
«С момента старта торгов на Украинской бирже приоритетной целью было развитие технологий доступа инвесторов к рынку ценных бумаг и деривативов. Так, инвесторам были предложены новые более удобные и дешевые технологии заключения и расчетов сделок. Эти нововведения помогли привлечь новый класс участников и оживить рынок. До 2011 года включительно прогресс был очевиден, — признается председатель правления Украинской биржи Олег Ткаченко. — Но сейчас ситуация на рынке значительно ухудшилась, и это касается не только объемов торгов, значений индекса, но и уменьшения количества ценных бумаг, которые торгуются на бирже. За это время новые качественные эмитенты не появились, а количество бумаг в свободном обращении компаний, которые торгуются на бирже, существенно уменьшилось. В таких условиях очень сложно рассчитывать на достижение показателей даже 2011 года. И вполне естественно, что на бирже было принято решение о запуске новой площадки — Рынка привлечения капитала».
Основная задача нового рынка — содействие привлечению инвестиций, прежде всего для небольших и растущих компаний. «Оценив экономическую эффективность возможных размещений, мы пришли к выводу, что для начала это должны быть небольшие компании, которые хотят привлечь капитал от миллиона долларов. Мы исходили из объема привлечения капитала, который уже сегодня возможен на рынке», — говорит глава УБ.
Правила размещения учитывают особенности украинских компаний и не требуют наличия длительной истории хозяйственной деятельности, не устанавливают требования по большой капитализации. «Тем не менее компания должна понимать, что по результатам размещения у нее должен появиться free-float более 15%. Сегодняшняя ситуация, когда этот показатель не у всех дотягивает до 5%,— не является привлекательной для инвесторов. Компании с таким показателем не могут рассчитывать на серьезную ликвидность своих бумаг. На биржах должны торговаться ценные бумаги компаний, заинтересованных в привлечении средств на рынке, а следовательно, в перспективах их вторичного обращения».
Сейчас при бирже формируется инвестиционный совет, который будет определять стратегию развития нового рынка и рассматривать компании, претендующие на размещение, а также создается институт партнеров-компаний, помогающих эмитентам выйти на биржу. Получить такой статус смогут инвестбанки и консультанты по корпоративным финансам, в том числе компании, специализирующиеся на сделках М&А. Кроме поиска интересных проектов и подготовки их к размещению, они обязаны будут в течение года обеспечивать дальнейшую ликвидность их ценных бумаг.
«На нас лежит большая ответственность. Рынок привлечения капитала для биржи — это долгосрочный проект, который не начнет окупаться в течение года или даже двух, потому что при небольших размещениях и минимальных комиссиях заработок будет минимальным, — рассказывает Олег Ткаченко. — Проект будет успешен, только если размещенные бумаги в последующем будут активно торговаться на бирже. Подобные цели преследует и двойной листинг. Биржа запускает этот проект не столько ради заработка, хотя это, безусловно, важно, и не только чтобы инвесторы получили привлекательный инструмент, хотя это тоже одна из целей, но в первую очередь — чтобы эмитенты увидели успешные примеры привлечения капитала на внутреннем рынке».
Объем разового привлечения средств от широкого круга инвесторов может составлять до 40 млн грн
По мнению экспертов, в первую очередь рынок может быть интересен небольшим и средним компаниям из отраслей новой экономики, а также технологическим стартапам. «Мало какая компания не заинтересована в привлечении недолгового финансирования на фоне нынешней стоимости банковского кредитования. Фактически других источников долгосрочного финансирования для бизнеса сейчас нет, — уверен Павел Мишустин, директор департамента инвестиционно-банковских услуг ИК «Альтана Капитал». — С другой стороны, при размещении на бирже миноритарного пакета акций нет зависимости от одного поставщика капитала, менеджмент не теряет гибкости в принятии решений и даже в случае начала каких-либо агрессивных действий со стороны одного из инвесторов он получает союзников из числа других миноритариев».
В то же время с покупателями вопрос обстоит несколько сложнее. Как известно, в международной практике IPO предполагает предложение неограниченному кругу инвесторов, а в Украине реальное количество потенциальных покупателей не слишком велико. Например, крупные портфельные инвесторы или нерезиденты скорее попытаются приобрести, во-первых, акции более или менее крупных компаний, во-вторых, не в Украине. Физлица, которые способны придать IPO характер «народного», могли бы значительно расширить круг потенциальных инвесторов, но опыт показывает, что среднесрочные результаты таких размещений для инвесторов не отличаются высокой доходностью и ажиотаж при размещении сменяется разочарованиями от завышенных ценовых ожиданий. «Более того, «народным» IPO может стать в основном в случаях, когда речь идет о компаниях действительно крупных, широко известных как минимум в своей стране, а обсуждается не этот случай, — говорит директор фондовой биржи «Перспектива» Станислав Шишков. — К тому же с социальной точки зрения, наверное, не очень правильно активно привлекать на этот рынок физлиц, если изначально говорится о том, что эмитенты будут преимущественно мелкие и средние, не очень известные. Риски неадекватной оценки рынком перспектив развития таких компании могут оказаться существенно выше, чем для крупных компаний с историей». И вообще, по его мнению, проблема нашего рынка не только в том, что у мелких и средних компаний недостаточно инструментов для привлечения капитала, а в том, что ресурсы национального рынка капитала весьма ограничены.
Тем не менее как показывает практика размещений корпоративных облигаций в последние годы, объем разового привлечения средств от широкого круга инвесторов может составлять до 40 млн грн, и по мере развития данного сегмента рынка размер привлечений будет неуклонно расти. «На первых порах интерес может быть сдержанным, но после одного-двух успешных размещений количество желающих резко увеличится. Ключевой вопрос — способность компаний поддерживать необходимый уровень прозрачности в диалоге с инвесторами, а также выполнять свои обещания», — отмечает Павел Мишустин.
И что бы там ни говорили конкуренты, все украинские биржи так или иначе заинтересованы в аналогичных мероприятиях. Тем более что традиционно сегмент первичного размещения ценных бумаг является довольно маржинальным и привлекательным для всех заинтересованных в получении доходов от организации размещений.
Оценка материала:
Кто на новенького: кто первым выйдет на внутренний рынок привлечения капитала Ольга Галицкая 21.08.2013