Бізнес
Ринки та компанії
Утилизационный шок: как введение утилизационного сбора повлияло на авторынок
30 октября т.г. Кабинет министров Украины одобрил отмену коэффициентов, которые применяются к ставкам экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Документу еще предстоит доработка в Министерстве доходов и сборов, после чего он будет направлен в парламент.
Закон «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» вступил в силу 8 августа, закон о внесении изменений в Налоговый кодекс об уплате экологического налога – 1 сентября 2013 года. Согласно Закону, суммы утилизационного налога составили для новых легковых автомобилей (в зависимости от объема двигателя) от 4,73 тыс. грн до 30,25 тыс. грн, для новых коммерческих грузовых автомобилей и автобусов (в зависимости от полной массы) – от 8,8 тыс. грн до 14,74 тыс. грн.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем пока не понятно, по данным источника в Верховной Раде, осведомленного с ходом подготовки изменений в законы, после отмены повышающих коэффициентов базовую ставку могут увеличить до 11 тыс. либо 16,5 тыс. грн. Пока же ожидание вступления в силу утильсбора спровоцировало небывалый рост продаж б/у авто – за 9 месяцев 2013 года они увеличились на 58% и достигли 104,891 тыс. авто, превысив объем продаж за весь прошлый год.
«С утилизационным сбором получилась абсолютно нелепая ситуация: в августе Украина присоединяется к судебному иску ВТО против России, касающемуся введения РФ утилизационного сбора, а в начале сентября уже сама вводит утилизационный сбор», - удивляется генеральный директор компании «Ниссан Мотор Украина» Андрей Нестеренко. Чтобы минимизировать негативные последствия и запастись автомобилями, которые можно продавать по старым ценам без утилизационной наценки, этим летом автодилеры существенно нарастили темпы импорта. По информации пресс-службы Министерства доходов и сборов Украины, только в августе наша страна импортировала практически 47 тыс. авто общей стоимостью около $0,5 млрд. «Это практически вдвое превышает прошлогодние показатели. В августе 2012 года в Украину было импортировано 26,6 тыс. авто. В целом за лето в Украину импортировано более 100 тыс. автомобилей общей стоимостью $1,2 млрд», - сообщает пресс-служба Миндоходов.
Со слезами на глазах
В августе рынок новых иномарок Украины продемонстрировал рекордный прирост продаж к прошлому году – на 2,5%. Эти данные обнародовало отделение стратегического развития международного автомобильного холдинга «Атлант-М». По их информации, августовский пик продаж оказался даже выше апрельского, до введения спецпошлин на импорт авто. А объемы продаж за месяц стали рекордными с декабря 2008 года. «Украинский авторынок в августе поставил послекризисный рекорд «со слезами на глазах». Введение очередных поборов заставило покупателей расстаться с деньгами раньше, чем они планировали», - рассказывает Контрактам директор отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко.
Продажи б/у авто за 9 месяцев в Украине выросли на 58%
По оценкам опрошенных Контрактами автодилеров и автоимпортеров, ситуация на авторынке в этом году нестабильная и некомфортная для работы. В том числе, и из-за введения утилизационного сбора. «Это будоражит наших покупателей. Они спешат в салоны покупать автомобили и также быстро отказываются от идеи покупки, услышав об отмене данных нововведений. Вообще это первый год на моей памяти, когда продажи от месяца к месяцу отличаются более чем на 40%. В таких условиях работать очень некомфортно», - констатирует Андрей Нестеренко.
Всплеск спроса
Тем временем, продажи б/у авто за 9 месяцев в Украине выросли на 58%. Об этом Контрактам сообщили в Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром». «Первичный рынок автотранспортной техники, бывшей в эксплуатации, за девять месяцев увеличился на 58% относительно прошлогоднего показателя и достиг 104,891 тыс., превысив объем продаж такой техники за весь прошлый год», - сообщили в ассоциации. При этом, по их данным, количество впервые зарегистрированных на территории Украины легковых б/у автомобилей выросло на 97% и составляет 7 111 единиц. Наиболее популярными среди подержанных легковых автомобилей по итогам 9 месяцев стали Renault, Volkswagen, Audi, BMW и Mercedes-Benz.
Автодилеры винят в активной переориентации украинцев на б/у машины введение в спецпошлин на импорт новых авто и утилизационного сбора. «Эти меры являются неэффективными в стимулировании полноценного производства украинских автомобилей и к утилизации старого автопарка имеют очень посредственное отношение. Украинцы, лишенные возможности покупать качественные импортные автомобили многих марок из-за их дороговизны, либо отказываются от покупки, либо переориентируются на б/у сегмент, что и было зафиксировано в последние месяцы», - заявляет директор департамента маркетинга и рекламы компании «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк.
Однако введение утилизационного сбора серьезно ударило по объемам продаж бывших в употреблении авто. «Укравтопром» в сентябре уже зафиксировал падение продаж практически вдвое. «Значительный августовский всплеск (почти в 2,5 раза больше показателя августа 2012 – ред.), обусловленный изменениями законодательства, сменился спадом в сентябре, когда было зарегистрировано 10,047 тыс., что на 49% меньше, чем в августе», - сообщили в Ассоциации автопроизводителей Украины.
Такого хаоса на рынке авто за 20 лет еще не было
«Я уже почти 20 лет занимаюсь продажей б/у иномарок, но такого хаоса на рынке еще не видел. Покупатели просто отказываются от сделок, узнав, что им надо переплатить за авто 7,5-14 тыс. грн. За что? За то, что их авто через 20 лет кто-то обещает утилизировать?», - возмущается продавец столичного авторынка Геннадий Новиков. Взять эти расходы на себя предприниматель не может, поскольку тогда будет торговать себе в убыток. «Я не могу заплатить за авто свои 15 тыс. грн, потому что зачастую моя маржа составляет около 30 тыс. грн. А учитывая расходы на бензин, проживание и питание, получается, что я буду работать в минус», - жалуется бизнесмен. Его коллега-конкурент Николай Уваров говорит, что опять начнет практиковать ввоз на таможенную территорию Украины авто с иностранными номерами. «Буду продавать авто по доверенностям. А что делать? Зарабатывать на жизнь как-то надо! У меня уже два клиента на такие авто есть», - рассказывает Николай.
Юристы констатируют, что эта схема экономии средств при растаможке б/у машин сейчас стала излюбленной среди продавцов. «Для этого предприниматель регистрирует или покупает юрлицо в Польше или Германии на имя украинца-покупателя. Потом покупает автомобиль на это юрлицо. При продаже авто продавец отдает покупателю на руки свидетельство о регистрации фирмы, техпаспорт авто, оформленного на фирму, путевые листы, подтверждающие, что автотранспорт пересекает границу Украины с целью коммерческого использования», - рассказывает Контрактам партнер юридической компании «ЛЕКОН» Марина Матющенко. При этом правовед считает, что данная схема ввоза автотранспорта является достаточно рискованной. «Авто, ввезенное подобным образом, при проверке документов контролирующими органами может в итоге оказаться на штрафплощадке», - предупреждает Марина Матющенко.
Задний ход
По прогнозам автодилеров и экспертов, до конца года рынок новых авто в Украине упадет на 10%. При этом мечтать о запланированных на 2013 год объемах продаж в 240 тыс. авто уже не приходится. «Есть оптимистичный и пессимистичный сценарии развития событий. Если удастся отменить спецпошлину на импорт авто и принять закон об отмене утилизационного сбора, тогда я прогнозирую, что произойдет вспышка отложенного спроса на новые авто и за год получится выйти на объемы продаж в пределах 210 тыс. авто. Но если этого сделать не удастся, тогда в 2013 году будет продано 180-190 тыс. авто, не больше»,- считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации авто импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Но самое неприятное, что из-за введения новых налогов и сборов украинцам стали недоступны ряд новинок мирового автопрома, от импорта которых постепенно начинают отказываются дилеры. «Самый яркий пример – новый Nissan Almera. Мы отказались от продаж этой бюджетной модели, так как после введения утилизационного сбора и таможенных пошлин, модель стала неконкурентоспособной в Украине, даже при нулевой рентабельности. А в убыток ее продавать мы не будем», - резюмирует Андрей Нестеренко. Пересматривать такие решения украинские продавцы новых иномарок готовы только после отмены утилизационного сбора и повышенных таможенных пошлин.
Оценка материала:
Утилизационный шок: как введение утилизационного сбора повлияло на авторынок Ольга Вилик 31.10.2013