Бізнес
Ринки та компанії
Карточный домик для АЗС: кому и зачем нужны топливные карты
Топливные карты используются во всем мире уже без малого 100 лет. За это время много раз менялись и форма, и материал, из которого они изготавливались. Неизменным оставалось лишь их предназначение — служить средством безналичного расчета за топливо на АЗС. Подобная практика существует и в Украине, но система топливных карт, созданная отечественными нефтетрейдерами, уже не отвечает требованиям времени.
Потомки талонов
Во времена Советского Союза роль топливных карт играли бумажные талоны. Они имели различные номиналы в литрах и марках бензинов. Основным отличием таких талонов от топливных карт была обезличенность: их можно было передать другому водителю, подарить или обменять. Они даже использовались в качестве аргумента при решении споров с сотрудниками ГАИ.
Сейчас отдельные операторы предлагают своим клиентам скретч-карты — по сути те же талоны, но выполненные с учетом современных технологий. Такие карты выпускаются «на предъявителя»; их преимущество еще и в том, что, оплатив необходимое количество литров топлива сегодня, через месяц вы заправите то же количество и по той же цене, что и в день покупки карты. К примеру, сеть АЗС «Авиас» предлагает приобрести скретч-карты по маркам топлива от А-80 до А-95 и ДТ; номинал одной карты может составлять от 10 до 40 литров. Срок ее действия — два года.
Но скретч-карты сохранили главный недостаток талонов — отсутствие контроля за тем, в чей бак ушел выделенный и проплаченный компанией бензин.
Этого недостатка лишены топливные карты, которые выпускаются всеми без исключения крупными сетями АЗС. На сегодняшний день в Украине существует два вида карт — карты для частных лиц и корпоративные топливные карты.
С картой на АЗС
Принцип действия топливных карт для физических лиц не отличается от принципа действия депозитной карты любого банка, только вместо гривен сумма счета обозначается в литрах. После внесения определенной суммы владелец карты может расплачиваться ею за заправку на любой станции из сети АЗС (или ее партнеров) по стоимости топлива на момент оплаты или по цене на момент заправки, но с учетом размера личной скидки. Кроме того, в большинстве сетей для владельцев карт предусмотрены скидки и бонусы в виде разового посещения автомойки, подкачки колес, бесплатной замены масла и т. д.
Перечень возможностей и предлагаемых сервисов для корпоративных держателей топливных карт намного шире. В зависимости от потребностей владелец корпоративной топливной карты может выбрать один из предложенных вариантов — электронный кошелек, лимитную схему (топливный склад) или их комбинацию. В каждой сети эти схемы дополняются разными услугами. К примеру, в сети заправок ОККО, используя электронный кошелек, вы кладете на карточку гривни и выбираете необходимые виды топлива. С карты автоматически вычитаются средства согласно объему приобретенного топлива. Картой можно рассчитаться и за сопутствующие товары и услуги на АЗС.
На сегодняшний день в Украине существует два вида топливных карт — для частных лиц и корпоративные
Использование лимитной схемы выгодно для компаний с большим автопарком. Она позволяет контролировать объемы и марки заправляемого топлива — вплоть до идентификации автомобиля на АЗС по госномеру. Причем это можно сделать с помощью онлайн-доступа в режиме реального времени.
В последнее время наметилась тенденция брать на аутсорсинг обслуживание автопарка крупных предприятий. Например, Первая топливная компания (ПТК) в 2013 году запустила проект «холодной АЗС». Благодаря использованию особого топливного модуля АЗС эксплуатируется в автоматическом режиме. При этом всю необходимую информацию о заправках, потреблении и остатках топлива на счету можно получить в режиме онлайн. К слову, ПТК также запустила для своих клиентов проект корпоративных топливных карт. Уже сейчас карты действуют на 1,5 тыс. заправок Украины, и в 2014 году планируется расширить количество АЗС-партнеров до 2,5 тыс.
Утром — деньги, вечером — топливо
Несмотря на различия в перечне услуг и возможностях, предоставляемых владельцам топливных карт, всех их объединяет одно общее правило: выделение объемов топлива происходит главным образом по предоплате. По этой характеристике карты украинских нефтетрейдеров проигрывают зарубежным картам.
В мировой практике принято рассматривать топливные карты как кредитные; услуги по таким картам предоставляются с отсрочкой платежа от 15 до 60 дней. В качестве гарантий оплаты используются гарантийные залоги (депозиты) или гарантии банков на сумму, эквивалентную стоимости потребляемых клиентом услуг. Средний размер гарантии на одну карту при отсрочке платежа до 30 дней и усредненных объемах потребления составляет примерно EUR500. В случае увеличения объемов потребления за прошедший период сумма залога может измениться.
В США и Европе стало нормой бесплатное открытие первой карты и эмиссия дополнительных карт, отсутствие вступительного взноса и платы за обслуживание. Активно распространяются карты со встроенным микрочипом, срок использования которых составляет десять лет. Кроме того, для оперативного контроля и управления топливной картой АЗС предлагают бесплатные мобильные приложения. Перечень услуг, предоставляемых владельцам карт, не ограничивается только территорией АЗС. С помощью топливной карты можно оплатить проезд по платной дороге, а также получить техническую помощь в пути, в том числе и за рубежом.
Как правило, топливные карты в Украине выпускают нефтетрейдеры, но есть и специализированные компании. Для сетей АЗС цель всегда одна — привлечь как можно большее количество водителей на собственные заправки и превратить в постоянных клиентов.
В мировой практике принято рассматривать топливные карты как кредитные
Так, международная система «Ликард» компании «Лукойл» обслуживает свыше 300 тыс. топливных карт «Лукойл» и 1,5 млн дисконтных и карт лояльности на более чем 400 АЗС в Украине и 3800 АЗС за границей — в России, Польше, Беларуси, Молдове, Венгрии, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Азербайджане, Бельгии и Румынии. А система безналичных расчетов «ТНК-Транс» позволяет заправляться на 800 АЗС по Украине и более 18 тыс. АЗС в других странах.
Как показывает мировая практика, объединение выпуска корпоративных топливных карт в рамках единого процессингового центра дает возможность значительно увеличить количество держателей карт за счет большего спектра предоставляемых услуг и географии действия карт. Например, топливные карты европейской компании DKV принимаются на более чем 20 тыс. АЗС в 40 странах.
В рамках одной процессинговой схемы могут объединяться сети различных компаний. Как сообщили в украинском представительстве международной компании «Е 100», ежедневно их картами на дорогах Европы и Азии пользуются более 16 тыс. водителей большегрузных автопоездов. С помощью карты «Е 100» можно произвести безналичный расчет за топливо, мойки, тоннели, паромы, автостоянки и конвои. Другими словами, «Е 100» предлагает комплексное решение для транспортного бизнеса.
Вполне возможно, что с появлением новых игроков на рынке розничных продаж нефтепродуктов изменится не только ценовая конъюнктура, но и подходы к обслуживанию корпоративных топливных карт. И украинские автомобилисты вместо набора карт различных сетей АЗС смогут пользоваться единой картой как на территории страны, так и в зарубежных поездках.